Файл: Занятие Продолжительность 2 часа Цель и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 11.2. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ И ПРАВА ГЕРМАНИИ

В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Практическое занятие

Продолжительность - 2 часа
Цель и задачи занятия:

- дидактическая: рассмотреть процесс развития государственно-правовых институтов Германии в ХХ - XXI века;

- методическая: проверить степень усвоения материалов лекции и уровень самостоятельной подготовки студентов к занятию;

- воспитательная: осуществлять воспитательный процесс, одним из направлений которого являются уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям человечества.

В результате изучения данной темы студенты должны:

Иметь представление:

- о содержании и проблемах, исследуемых в процессе изучения истории современной Германии;

- об основных особенностях развития государственно-правовых институтов Германии в ХХ – начале XXI века.

Знать:

- объективные условия для реформирования государственно-правовых институтов Германии;

- место и роль органов внутренних дел в истории Германии Новейшего времени;

- нормативные правовые акты, регулировавшие и регулирующие общественные отношения в сфере безопасности личности, общества и государства, сложившиеся в процессе их исторического развития.

Уметь:

- ориентироваться в различных теоретических подходах, политических и правовых оценках развития государственно-правовых институтов зарубежных стран;

- оперировать юридическими понятиями и категориями;

- применять полученные знания в своей профессиональной деятельности в целях эффективного осуществления правового воспитания;

- анализировать и применять нормативные правовые акты, регулировавшие в прошлом и регулирующие в настоящем общественные отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;

Владеть:

- навыками комплексного научного исследования с учетом необходимости решения современных проблем совершенствования деятельности полиции;


- навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, опираясь на исторический опыт развития государственно-правовых институтов современной Германии;
Методические рекомендации

В ходе семинарского занятия студентам необходимо:

- уяснить черты политического режима Веймарской республики;

- определить государственный строй Германии по Веймарской конституции 1919 г. - рейхстаг и рейхсрат, президент и правительство;

- усвоить признаки перехода к тоталитарному строю, социально-классовой базы нацистского движения;

- составить представление о механизме гитлеровской диктатуры в Германии, роли нацистской партии, переплетении функций партийных и государственных орга­нов на всех уровнях управления Германии;

- уяснить характеристики имперского правительства и рейхстага в годы гитлеровской диктатуры;

- выявить черты государственного регулирования экономики фашистской Германии;

- определить преступные черты кара­тельных органов: СС, СА, гестапо, системы концентрационных ла­герей в Германии;

- уяснить содержание и значение мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии, восстановлению демократических прав и свобод;

- рассмотреть процессобразования ФРГ, содержание Боннской Конституции 1949 г.

- уяснить черты восточногерманского политического режима и причины его падения.

- выявить значение объединения Германии (1989 – 1990 гг.).

ПЛАН

1. Веймарская конституция 1919 г.: история создания, общая характеристика.

2. Крушение Веймарской республики в условиях установления фашистской диктатуры в 1933 г.

3. Система органов управления нацистской Германии. Террористический аппарат подавления противников фашистского режима.

4. Государственно-политическое развитие Германии после 2 мировой войны. Боннская конституция 1949 г.



5. Образование и право ГДР. Конституция Германской Демократической Республики 1949 г.

6. Конституция Германской Демократической Республики 1968 г. (с изменениями 1974 г.) и административная реформа 1952 года.

7. Образование единого Германского государства ФРГ.
Дайте определения следующим понятиям:

Веймарская республика, Рейхстаг, Рейхсрат, канцлер, фашизм, национал-социализм, рейхсканцлер, СС, СД, оккупационный статут, Бундесрат, Бундестаг, Тоталитаризм, Фюрер.
Темы докладов и сообщений

1. Основные подходы к пониманию понятия «преступление» в Германии в ХХ веке.

2. Конституция Германской Демократической Республики 1949 г.

3. Конституция Германской Демократической Республики 1968 г. (с изменениями 1974 г.)

4. Обеспечение профилактики правонарушений в Германии в Новейшее время.
Самостоятельная работа

Продолжительность – 3 часа
Методические рекомендации

В процессе изучения указанной темы студенты должны:

- выяснить соотношение социально-политических сил Германии, сложившееся в результате революционных событий 1918 - 1919 гг., об­ратив особое внимание на расстановку сил в Учредительном собрании, на характер политико-правовых ус­тановок тех партий, партийных фракций, которые принимали непосредственное участие в разработке Конституции.

- при рассмотрении основных черт Веймарской конституции целесообразно обратить особое внимание на ее новые принципы и политические установки по сравнению с Конституцией 1871 г.: «народный суверенитет», «социальная справедливость», демократичес­кий республиканизм и федерализм.

- при анализе системы высших органов власти рассмотреть демократический порядок их форми­рования, объем полномочий рейхстага как органа на­родного представительства, рейхсрата как органа пред­ставительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра».

- отметить социально-экономические, социально-психологические, политические, идеологические факторы, которые крайне обостряли кризисную ситуацию в Вей­марской республике, а также те положения Конституции 1919 г., которые способствовали ее политической неста­бильности и в конечном результате привели к установле­нию тоталитарного фашистского режима в стране.


- прояснить воп­рос о легитимности прихода А. Гитлера к власти в 1933 г., а затем тщательно исследовать то, как изменился юри­дический и фактический статус правительства в госу­дарственном механизме фашистской «республики», осо­бенно в последние годы ее существования.

- обратить вниманиена причины образования ГДР, Кон­ституцию ГДР 1949 г.
Задания:

1. Изучите рекомендованные учебные материалы.

2. Подготовьте ответы на теоретические вопросы, выносимые на занятия по изучаемой теме.

3. Самостоятельно изучите следующие вопросы:

1. Буржуазно-демократическая революция 1848 г. и принятие первых конституций в Германии.

2. Объединение Германии в 1870-1871 гг.

3. Установление фашистской диктатуры. Изменения в избирательном праве. Террористический аппарат подавления противников фашистского режима.

4. Послевоенное устройство Германии. Образование ФРГ. Боннская конституция 1949 г., ее основные положения.

5. Эволюция государственного строя и политического режима ФРГ. Воссоединение Германии (1990 г.).
Задания для домашней работы

Задание 1. Ниже приводятся фрагменты из Основного закона ФРГ 1949 г. Прочитайте их и ответьте на вопрос: как были определены полномочия федеральных органов и земель, президента, Канцлера и Бундесрата? Составьте схему в тетради «Высшие органы государственной власти ФРГ по Конституции 1949 г.
Основной закон Федеративной Республики Германии

2 3 мая 1 9 4 9 г.

Раздел I. Основные права

Статья 1. (1) Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти.

(2) Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире.

Статья 2. (1) Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка или нравственного закона.

(2)Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона.


Статья 3. (1) Все люди равны перед законом.

(2)Мужчины и женщины равноправны.

(3)Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических убеждений.

Статья 4. (1) Свобода вероисповедания, совести и свобода провозглашения религиозных и общественных взглядов ненарушимы.

(2)Гарантируется беспрепятственное отправление религиозных обрядов.

(3)Никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе на строевых должностях. Подробности устанавливает федеральный закон.

Раздел II. Федерация и земли

<…>

Статья 20. (1) Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.

<…>

Статья 23. Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланд-Пфальца, ШлезвигГольштейна, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна.

В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении.

<…>

Статья 25. Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории.

Раздел III. Бундестаг

<…>

Статья 38. (1) Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием.

Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или поручениями и подчиняются лишь своей совести.

(2)Право выбирать имеет тот, кто достиг 18-летнего возраста, право быть избранным — тот, кто достиг совершеннолетнего возраста.

(3)Подробности устанавливаются федеральным законом. Статья 39. (1) Бундестаг избирается на четыре года. Его

легислатура оканчивается с первым заседанием нового состава Бундестага…

Раздел IV. Бундесрат

<…>

Статья 50. Через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией.

Статья 51. (1) Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их правительств.