Файл: Занятие Продолжительность 2 часа Цель и задачи занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 11.2. ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ И ПРАВА ГЕРМАНИИ
В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Практическое занятие
Продолжительность - 2 часа
Цель и задачи занятия:
- дидактическая: рассмотреть процесс развития государственно-правовых институтов Германии в ХХ - XXI века;
- методическая: проверить степень усвоения материалов лекции и уровень самостоятельной подготовки студентов к занятию;
- воспитательная: осуществлять воспитательный процесс, одним из направлений которого являются уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям человечества.
В результате изучения данной темы студенты должны:
Иметь представление:
- о содержании и проблемах, исследуемых в процессе изучения истории современной Германии;
- об основных особенностях развития государственно-правовых институтов Германии в ХХ – начале XXI века.
Знать:
- объективные условия для реформирования государственно-правовых институтов Германии;
- место и роль органов внутренних дел в истории Германии Новейшего времени;
- нормативные правовые акты, регулировавшие и регулирующие общественные отношения в сфере безопасности личности, общества и государства, сложившиеся в процессе их исторического развития.
Уметь:
- ориентироваться в различных теоретических подходах, политических и правовых оценках развития государственно-правовых институтов зарубежных стран;
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- применять полученные знания в своей профессиональной деятельности в целях эффективного осуществления правового воспитания;
- анализировать и применять нормативные правовые акты, регулировавшие в прошлом и регулирующие в настоящем общественные отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;
Владеть:
- навыками комплексного научного исследования с учетом необходимости решения современных проблем совершенствования деятельности полиции;
- навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, опираясь на исторический опыт развития государственно-правовых институтов современной Германии;
Методические рекомендации
В ходе семинарского занятия студентам необходимо:
- уяснить черты политического режима Веймарской республики;
- определить государственный строй Германии по Веймарской конституции 1919 г. - рейхстаг и рейхсрат, президент и правительство;
- усвоить признаки перехода к тоталитарному строю, социально-классовой базы нацистского движения;
- составить представление о механизме гитлеровской диктатуры в Германии, роли нацистской партии, переплетении функций партийных и государственных органов на всех уровнях управления Германии;
- уяснить характеристики имперского правительства и рейхстага в годы гитлеровской диктатуры;
- выявить черты государственного регулирования экономики фашистской Германии;
- определить преступные черты карательных органов: СС, СА, гестапо, системы концентрационных лагерей в Германии;
- уяснить содержание и значение мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии, восстановлению демократических прав и свобод;
- рассмотреть процессобразования ФРГ, содержание Боннской Конституции 1949 г.
- уяснить черты восточногерманского политического режима и причины его падения.
- выявить значение объединения Германии (1989 – 1990 гг.).
ПЛАН
1. Веймарская конституция 1919 г.: история создания, общая характеристика.
2. Крушение Веймарской республики в условиях установления фашистской диктатуры в 1933 г.
3. Система органов управления нацистской Германии. Террористический аппарат подавления противников фашистского режима.
4. Государственно-политическое развитие Германии после 2 мировой войны. Боннская конституция 1949 г.
5. Образование и право ГДР. Конституция Германской Демократической Республики 1949 г.
6. Конституция Германской Демократической Республики 1968 г. (с изменениями 1974 г.) и административная реформа 1952 года.
7. Образование единого Германского государства ФРГ.
Дайте определения следующим понятиям:
Веймарская республика, Рейхстаг, Рейхсрат, канцлер, фашизм, национал-социализм, рейхсканцлер, СС, СД, оккупационный статут, Бундесрат, Бундестаг, Тоталитаризм, Фюрер.
Темы докладов и сообщений
1. Основные подходы к пониманию понятия «преступление» в Германии в ХХ веке.
2. Конституция Германской Демократической Республики 1949 г.
3. Конституция Германской Демократической Республики 1968 г. (с изменениями 1974 г.)
4. Обеспечение профилактики правонарушений в Германии в Новейшее время.
Самостоятельная работа
Продолжительность – 3 часа
Методические рекомендации
В процессе изучения указанной темы студенты должны:
- выяснить соотношение социально-политических сил Германии, сложившееся в результате революционных событий 1918 - 1919 гг., обратив особое внимание на расстановку сил в Учредительном собрании, на характер политико-правовых установок тех партий, партийных фракций, которые принимали непосредственное участие в разработке Конституции.
- при рассмотрении основных черт Веймарской конституции целесообразно обратить особое внимание на ее новые принципы и политические установки по сравнению с Конституцией 1871 г.: «народный суверенитет», «социальная справедливость», демократический республиканизм и федерализм.
- при анализе системы высших органов власти рассмотреть демократический порядок их формирования, объем полномочий рейхстага как органа народного представительства, рейхсрата как органа представительства земель и президента, которому формально отводилась роль «внепартийного арбитра».
- отметить социально-экономические, социально-психологические, политические, идеологические факторы, которые крайне обостряли кризисную ситуацию в Веймарской республике, а также те положения Конституции 1919 г., которые способствовали ее политической нестабильности и в конечном результате привели к установлению тоталитарного фашистского режима в стране.
- прояснить вопрос о легитимности прихода А. Гитлера к власти в 1933 г., а затем тщательно исследовать то, как изменился юридический и фактический статус правительства в государственном механизме фашистской «республики», особенно в последние годы ее существования.
- обратить вниманиена причины образования ГДР, Конституцию ГДР 1949 г.
Задания:
1. Изучите рекомендованные учебные материалы.
2. Подготовьте ответы на теоретические вопросы, выносимые на занятия по изучаемой теме.
3. Самостоятельно изучите следующие вопросы:
1. Буржуазно-демократическая революция 1848 г. и принятие первых конституций в Германии.
2. Объединение Германии в 1870-1871 гг.
3. Установление фашистской диктатуры. Изменения в избирательном праве. Террористический аппарат подавления противников фашистского режима.
4. Послевоенное устройство Германии. Образование ФРГ. Боннская конституция 1949 г., ее основные положения.
5. Эволюция государственного строя и политического режима ФРГ. Воссоединение Германии (1990 г.).
Задания для домашней работы
Задание 1. Ниже приводятся фрагменты из Основного закона ФРГ 1949 г. Прочитайте их и ответьте на вопрос: как были определены полномочия федеральных органов и земель, президента, Канцлера и Бундесрата? Составьте схему в тетради «Высшие органы государственной власти ФРГ по Конституции 1949 г.
Основной закон Федеративной Республики Германии
2 3 мая 1 9 4 9 г.
Раздел I. Основные права
Статья 1. (1) Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти.
(2) Немецкий народ в силу этого признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого общества, мира и справедливости в мире.
Статья 2. (1) Каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других и не идет против конституционного порядка или нравственного закона.
(2)Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима. Вмешательство в эти права допускается только на основании закона.
Статья 3. (1) Все люди равны перед законом.
(2)Мужчины и женщины равноправны.
(3)Никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам его пола, его происхождения, его расы, его языка, его отечества и места рождения, его вероисповедания, его религиозных или политических убеждений.
Статья 4. (1) Свобода вероисповедания, совести и свобода провозглашения религиозных и общественных взглядов ненарушимы.
(2)Гарантируется беспрепятственное отправление религиозных обрядов.
(3)Никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе на строевых должностях. Подробности устанавливает федеральный закон.
Раздел II. Федерация и земли
<…>
Статья 20. (1) Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.
(2) Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия.
<…>
Статья 23. Настоящий Основной закон распространяется в первую очередь на территории земель Бадена, Баварии, Бремена, Большого Берлина, Гамбурга, Гессена, Нижней Саксонии, Северного Рейна-Вестфалии, Рейнланд-Пфальца, ШлезвигГольштейна, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна.
В остальных частях Германии он вступает в силу по их присоединении.
<…>
Статья 25. Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории.
Раздел III. Бундестаг
<…>
Статья 38. (1) Депутаты германского Бундестага выбираются всеобщим, прямым, свободным, равным и тайным голосованием.
Они являются представителями всего народа, не связаны наказами или поручениями и подчиняются лишь своей совести.
(2)Право выбирать имеет тот, кто достиг 18-летнего возраста, право быть избранным — тот, кто достиг совершеннолетнего возраста.
(3)Подробности устанавливаются федеральным законом. Статья 39. (1) Бундестаг избирается на четыре года. Его
легислатура оканчивается с первым заседанием нового состава Бундестага…
Раздел IV. Бундесрат
<…>
Статья 50. Через посредство Бундесрата земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией.
Статья 51. (1) Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Земли могут быть представлены также другими членами их правительств.