Файл: Занятие 3 рпз пд. 03. История 2 семестр Практическое задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Практическое занятие 3
РПЗ ПД.03. История 2 семестр
Практическое задание 1.
Задание 1. Максимальное количество баллов - 5 б.
Написать историческое сочинение об одном из указанных периодов истории России:
А) 1598-1613 гг.;
Б) 1801-1812 гг.;
В) 1917-1922 гг.;
Г) 1941-1945 гг.;
Д) 1985-1991 гг.
В сочинении указать:
- не менее трех значимых событий данного исторического периода
- не менее трех исторических личностей, деятельность которых связана с событиями периода
- охарактеризовать причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий данного периода
- влияние событий данного периода на дальнейшую историю России.
В сочинении использовать даты событий, термины, определения, относящиеся к выбранному периоду.
Великая Отечественная война.
Термин «Великая Отечественная Война» (ВОВ) относится только к отечественной и не признается современной зарубежной историографией - согласно последней это часть Второй Мировой войны, ее Восточный фронт. Название «Отечественная» стало использоваться после радиообращения И.В. Сталина 3 июля 1941 года Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1947. С. 9-17.. Публикаций, в том числе исторических исследований, посвященных боевым действиям 1941-1945 гг., которые в странах Западной Европы и Америки называются русско-германским конфликтом, восточной кампанией, русским походом, настолько много, что на их изучение могут уйти годы.
В воскресенье 22 июня 1941 года, ранним утром, фашистская Германия и ее союзники напали на нашу страну, а этот удар был невиданной силы в истории армии вторжения, так как было использовано: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 47 тысяч орудий и минометов, около 5 тысяч самолетов, до 200 кораблей.
«Красная Армия имела следующую конфигурацию: небольшая ее часть — 40 дивизий на границе — это так называемые армии прикрытия; следующий эшелон — примерно в 100 километрах от границы; наконец, армии внутренних округов — примерно в 300 километрах от границы. В результате все эти три эшелона немцы били поочередно», — рассказывает о начале Великой Отечественной войны эксперт Института военной истории Алексей Исаев.
Стоит отметить тот факт, что вначале войны фашистская Германия имела превосходство в силах.
В этот день началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей.
В результате фашистского нашествия Советская страна потеряла более 25 млн. человек убитыми, около 30% национального богатства. Более 1 млн. советских воинов погибло за пределами нашей страны, освобождая народы Европы и Азии от фашистско-милитаристских оккупантов.
Основные причины Великой Отечественной войны следующие:
-
Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации, завоеванию фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимых ей для продолжения войны против Англии и США, ликвидации советского общественного и государственного строя. -
Имперские амбиции Сталина, стремившегося распространить свой контроль на всю Восточную Европу. -
Идеологические противоречия между капиталистической и социалистической системами.
Особо хочу отметить битву под Москвой, так как именно там было зарождение нашей будущей победы.
Московская битва, включавшая в себя сложный комплекс различных по характеру боёв и операций, развернулась на огромной территории и продолжалась непрерывно в течение осени 1941 и зимы 1941- 1942 годов.
С обеих сторон в ней одновременно участвовало более 2-х миллионов человек, около 2,5 тысяч танков, 1,8 тысячи самолетов и свыше 25 тысяч орудий и минометов.
По характеру происходивших событий битва под Москвой, как известно, состояла из двух периодов - оборонительного и наступательного.
Оборонительный период охватывает октябрь – ноябрь 1941 года. В итоге двухмесячной героической обороны советских войск на московском направлении, так называемое генеральное наступление немецко–фашистской армии было остановлено. Гитлеровский план захвата Москвы провалился.
В последних числах октября 1941 года Г. К. Жуков предложил без паузы в оборонительных боях перейти в контрнаступление. Войскам ставилась задача разгромить ударные группировки армии «Центр» и устранить непосредственную угрозу Москве.
6 декабря части Красной Армии нанесли контрудар по передовым группировкам немецко-фашистских войск севернее и южнее столицы. Наступление развернулось на полосе 1000 км, от Калинина до Ельца. Советские войска наступали на равного по численности противника. За первые три дня они продвинулись на 30-40 км. Воодушевление наступающих восполняло отсутствие техники. Противник держался стойко, но сказывалась неподготовленность к ведению военных действий в зимних условиях, недостаток резервов. Гитлер, подписав в декабре директиву о переходе на советско-германском
фронте к обороне, свалил неудачи на военное командование и, отстранив от занимаемых должностей часть высших генералов армии, принял верховное командование на себя. Но это не привело к существенным изменениям.
Наступление Красной Армии продолжалось, и к началу января 1942 года враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. Наши солдаты освободили Калинин и Калугу.
Таким образом, непосредственная угроза Москве была устранена. Это было первое крупное поражение гитлеровцев во второй мировой войне, означавшее полный крах плана «молниеносной войны».
Так же стоит отметить и другие крупные сражения Великой Отечественной войны:
-
Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 — 27 января 1944 -
Сталинградская битва 17 июля 1942 — 2 февраля 1943 -
Курская битва 5 июля — 23 августа 1943
За годы Великой Отечественной войны было множество битв между русским народом и фашистами – солдатами, гитлеровской армии, но наши солдаты одержали Победу и 8 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции (договор с неприятелем о прекращении военных действий на условиях, им предъявленных) Германии.
В мае 1945 г. СССР выходил из войны не только с радостью победы и надеждой его народов на будущее, не только с новыми территориальными приобретениями, но и с деформированной экономикой, с однобоким развитием военно-промышленного комплекса, с нарушенной социальной структурой общества, с еще более ущербной, чем до войны социальной сферой, с укоренившейся привычкой руководства действовать приказами и принуждением, нетерпимостью к инакомыслию, излишней уверенностью в неисчерпаемости сил и ресурсов страны.
Война в корне повлияла на нашу экономическую составляющую. Нам пришлось спешно восстанавливать пострадавшую часть страны из руин. А здоровых сильных рук не хватало. Страна все силы и средства стала вкладывать в индустриализацию, в науку, в тяжёлую промышленность. Потому что с этих пор ещё большее внимание пришлось уделять обороноспособности страны. Потому как вчерашние союзники тут же стали строить новые планы по разгрому и захвату СССР. Отсюда наша атомная бомба, наш космос. Мы ввязались в гонку вооружений. Имели ракеты и танки, но не имели гражданских автомобилей. Имели сильнейшую армию, но с колбасой и сыром были проблемы. Таковы последствия войны. И предчувствие новой.
Хотя, как не любят об этом говорить демократы и либералы, именно военная промышленность двигала семимильными шагами экономику, промышленность, науку. Может быть, с искажениями, немного однобоко. но двигала уверенно и быстро, чётко и слаженно. Страна опиралась только на свои силы и ресурсы. Не разбазаривала и не распылялась.
Управление страной тоже долгое время было довоенным, послевоенным и милитаристским, автократическим и коллегиальным. Жёстким и бескомпромиссным. Потом, естественно, когда наша военная мощь образумила недругов, наше политическое и экономическое правительство расслабилось и расшаталось. Пришли во власть свои диссиденты и реформаторы. Итог мы помним. Без войны нас разрушили и разорили.
Самая страшная беда любой войны - это потеря людей, населения. Это невосполнимые потери. Мы даже знаем термин "демографическая яма", который несколько раз озвучивал президент Путин. Но мы, особенно в последние годы, уже мало отдаём себе отчёт, что речь идёт о неродившихся людях.
Представьте, среди 27 миллионов погибших были дети, были молодые парни и девушки, которые могли бы иметь семьи и детей. Но - дети не родились. Убиты возможные потомки этих людей. Среди этих миллионов неродившихся били бы десятки тысяч гениальных и талантливых людей, сделавших бы нашу страну ещё более великой и прекрасной. Потеряны миллионы трудоспособных людей и десятки миллионов в следующих, неродившихся поколениях. Нас было бы сейчас, возможно, вдвое больше. Представьте себе наши города и окраины, нашу промышленность и сельское хозяйство, науку и культуру.
Но все-таки война доказала превосходство социалистического строя над капиталистическим. Морально-политическое единство советских людей, патриотизм, дружба народов, справедливые цели войны породили массовый героизм на фронте, трудовой подвиг народа в тылу.
В народном сознании День Победы стал едва ли не самым светлым и радостным праздником, означавшим конец самой кровопролитной и разрушительной из войн.
Задание 2. Максимальное количество баллов - 4 балла.
Определить периодизацию истории Нового времени. Обозначить:
- не менее шести важнейших исторических событий Нового времени с указанием дат;
-
Начало правления во Франции короля Людовика XIV — расцвет абсолютной монархии-1643 г -
Начало англо-голландских войн, завершившихся к 1674 г. закреплением за Англией первенствующей роли в морской торговле-1652год -
Объединение Англии и Шотландии в единое государство Великобритания-1707 -
Объединение Англии и Шотландии в единое государство Великобритания-1740 -
Крым включен в состав Российской империи-1783 год -
В США принята конституция, действующая (с поправками) и поныне, и начала хождение новая денежная единица — доллар-1787 год
- не менее восьми исторических личностей, живших в период Нового времени, и их достижения;
Самое поразительное открытие было совершено в астрономии еще на заре Нового времени. Когда корабли Колумба впервые достигли берегов Америки, в Польше, в Краковском университете, наблюдал за солнечными затмениями молодой студент — сын богатого купца Николай Коперник (1473-1543).
Став доктором церковного права, он был назначен смотрителем главного собора в пограничном польском городке Фромберг. На одной из крепостных башен Коперник устроил обсерваторию и для наблюдения за небесными светилами сам изготовил из дерева различные инструменты, описанные древними авторами. Как и все средневековые астрономы, он старался сначала вычислить движения планет, исходя из того, что «Земля — центр Вселенной, а все светила вращаются вокруг нее». Подобно другим, Коперник отметил многие необъяснимые в рамках этой теории явления, например: почему движение планет описывает на земном небе не круги, а петли? Перечитав заново доступные ему античные труды, Коперник с удивлением обнаружил, что некоторые древние ученые допускали, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца! Произведя новые математические расчеты, ученый обнаружил, что в этом случае многие необъяснимые раньше явления легко объясняются!
|
Николай Коперник. Худ. Ян Матейко |
|
Картина мира по Копернику. В центре Вселенной — Солнце, вокруг которого вращаются планеты |
Новую теорию строения мира Коперник описал в огромном труде «О вращении небесных тел...». Ученый долго сомневался, стоит ли публиковать его. Ведь люди уже много веков убеждены, что Земля располагается в центре Вселенной. В их сознании это неотрывно от мысли, что человечество — главное творение Господа Бога. Лишь в конце жизни друзья преподнесли Копернику издание его книги.
Джордано Бруно
Христианские церкви запретили книгу Коперника