Файл: Контрольная работа по дисциплине Стратегия социальноэкономического развития и государственного регулирования экономики на тему Инструменты государственного регулирования экономики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Стратегия социально-экономического развития и государственного регулирования экономики
на тему:
«Инструменты государственного регулирования экономики»
Автор работы:
студент 3 курса
очной формы обучения
Аркатов Матвей Сергеевич
Научный руководитель:
кандидат экономических наук,
доцент
Котов Анатолий Иванович
Санкт-Петербург
2022 г.
Предметная часть
Инструмент регулирования – это конкретный прием, средство, с помощью которого субъект управления на практике осуществляет воздействие на управляемый объект.
Государственное регулирование – это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, направленных на достижение социально-экономических целей, осуществляемых уполномоченными государственными органами в отношении субъектов экономики.
Инструментами ГРЭ являются:
1. В кредитной политике.
-
нормирование обязательных банковских резервов; -
учетная ставка рефинансирования (варьирование учетной ставки банковского процента); -
денежная эмиссия; -
проведение операций на валютном рынке.
2. В бюджетной политике:
-
регулирование государственных расходов; -
осуществление государственных закупок; -
выпуск государственных внутренних займов; -
поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.
3. В фискальной политике.
-
регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц; -
налоговая база; -
налоговая ставка; -
введение муниципальных налогов.
4. В социальной политике.
-
регулирование минимальных ставок оплаты труда; -
установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.
5. Во Внешнеэкономической политике.
-
законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; -
использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Все приведенные инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из инструментов не может оказать однозначного положительного эффекта.
Анализ инструментов государственного регулирования экономики
Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов.
Инструментами фискальной политика как написано выше являются: регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц; налоговая база; налоговая ставка; введение муниципальных налогов. Налоговая база – это сумма дохода, подлежащая налогообложению, а налоговая ставка – это доля дохода (%), подлежащая зачислению в бюджет.
Разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые трансфертные программы требуют корректировки налоговой политики государства.
К основным видам налогов можно отнести: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых. Государство заинтересовано в установлении таких ставок, которые обеспечивают развитие рыночной экономики и максимальное поступление средств в бюджет.
Критериями эффективности использования этих инструментов, а значит, и эффективности самой фискальной политики, в частности, являются:
-
величина дефицита бюджета и скорость нарастания государственного долга; -
доля бюджетного дефицита, покрываемого за счет монетизации; -
уровень собираемости налогов (и других, неналоговых, поступлений в бюджет); -
уровень выполнения бюджетных обязательств правительства; -
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание госдолга.
В нашей стране специфическим показателем может служить также величина просроченной задолженности по оплате труда бюджетников, пенсиям, социальным пособиям, по оплате госзаказа. В целом же, ведущим критерием оптимально реализуемой фискальной политики является достигнутый экономический рост, который зачастую попросту несовместим с сохранением сбалансированности бюджета и требует превышения его расходов над доходами.
Индивидуализация налоговых ставок запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.
Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.
Недостатком налоговой ставки, как инструмента государственного регулирования экономики является ее рост, зачастую необоснованный. Это приводит к уходу части предприятий в теневую экономику, что крайне негативно сказывается на экономике государства.
Субъектом кредитной политики является Центробанк, который осуществляет денежную эмиссию (выпуск в обращение денег), устанавливает учетную ставку рефинансирования – процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам, проводит операции на валютном рынке.
В соответствии с «денежным правилом», сформулированным М. Фридманом, процент прироста денег в обращение должен соответствовать приросту цен и национального дохода. Дефицит денег в обращении сдерживает экономический рост, а их избыток разгоняет инфляцию.
Денежная эмиссия в мировой практике осуществляется по трем основным каналам:
1) кредитование Центробанком правительства, имеющего бюджетный дефицит;
2) кредитование национальной экономики в интересах обеспечения ее устойчивого роста;
3) выпуск денег под прирост золотовалютных резервов.
В нашей стране в условиях многолетнего отсутствия бюджетного дефицита (2000–2008 гг.) безусловно преобладающим являлся третий, валютный, канал эмиссии. Это в целом соответствовало мировой практике: в случае активного торгового баланса многие страны используют выпуск банкнот под прирост своих золотовалютных резервов. Не случайно в предкризисные годы Банк России высокими темпами наращивал денежную массу в связи с необходимостью приобретения поступающей в страну иностранной валюты для противодействия избыточному укреплению курса рубля.
Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные рассчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.
Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.
Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.
Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.
Недостатками такого инструмента государственного регулирования экономики, как денежная эмиссия являются:
-
Для коммерческих банковских организаций выдача кредитов заемщикам с низкой платежеспособностью увеличивает риски невозврата займов. -
Слишком большое количество денег в обороте увеличивает темпы роста инфляции. В этом случае Центральный банк может повысить минимальную ставку, и поднимутся ставки по кредитам для физических и юридических лиц. Это повлечет за собой снижение спроса на кредиты и не даст инфляции расти. -
Чрезмерный выпуск денег и увеличение денежной массы может привести к увеличению задолженности физических и юридических лиц перед банками. -
Увеличение денежной массы в обращении опережает рост ВВП, что может привести к финансовому кризису. -
Экспорт товаров снижается, что приводит к уменьшению объемов производства и риску закрытия предприятий. -
Страдают также и потребители, так как происходит перераспределение доходов. Когда работник получает фиксированный оклад, при росте цен его реальный доход становится ниже. На полученную сумму человек сможет приобрести меньшее количество товаров и услуг. При этом доход работников торговой сферы сильно увеличивается. -
Возникает дефицит бюджета, так как затраты рассчитываются по текущим ценам, а налоговые отчисления производятся по ценам прошлых периодов. -
В настоящее время эмиссия денежных средств в России не обеспечивается золотом. Поэтому чрезмерный выпуск в обращение денежных средств может привести к обесцениванию национальной валюты.