Файл: Контрольная работа по дисциплине Стратегия социальноэкономического развития и государственного регулирования экономики на тему Инструменты государственного регулирования экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления


Направление подготовки (специальность) 38.03.04 Государственное и муниципальное управление


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Стратегия социально-экономического развития и государственного регулирования экономики
на тему:
«Инструменты государственного регулирования экономики»


Автор работы:

студент 3 курса

очной формы обучения

Аркатов Матвей Сергеевич
Научный руководитель:

кандидат экономических наук,

доцент

Котов Анатолий Иванович

Санкт-Петербург

2022 г.

Предметная часть

Инструмент регулирования – это конкретный прием, средство, с помощью которого субъект управления на практике осуществляет воздействие на управляемый объект.

Государственное регулирование – это комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, направленных на достижение социально-экономических целей, осуществляемых уполномоченными государственными органами в отношении субъектов экономики.

Инструментами ГРЭ являются:

1.   В кредитной политике.

  • нормирование обязательных банковских резервов;

  • учетная ставка рефинансирования (варьирование учетной ставки банковского процента);

  • денежная эмиссия;

  • проведение операций на валютном рынке.


2.   В бюджетной политике:

  • регулирование государственных расходов;

  • осуществление государственных закупок;

  • выпуск государственных внутренних займов;

  • поддержка и регламентирование государственного предпринимательства.

3.   В фискальной политике.

  • регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц;

  • налоговая база;

  • налоговая ставка;

  • введение муниципальных налогов.

4.   В социальной политике.

  • регулирование минимальных ставок оплаты труда;

  • установление размеров пенсий, пособий по безработице и т. д.

5.   Во Внешнеэкономической политике.

  • законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

  • использования иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Все приведенные инструменты государственного регулирования необходимо использовать комплексно, так как применение какого-либо одного из инструментов не может оказать однозначного положительного эффекта.

Анализ инструментов государственного регулирования экономики

Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов.

Инструментами фискальной политика как написано выше являются: регулирование налогового обложения имущества граждан и юридических лиц; налоговая база; налоговая ставка; введение муниципальных налогов. Налоговая база – это сумма дохода, подлежащая налогообложению, а налоговая ставка – это доля дохода (%), подлежащая зачислению в бюджет.

Разделение данных взаимосвязанных инструментов относительно: например, организация общественных работ немыслима без направления в эту сферу определенных государственных инвестиций, а любые трансфертные программы требуют корректировки налоговой политики государства.

К основным видам налогов можно отнести: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых. Государство заинтересовано в установлении таких ставок, которые обеспечивают развитие рыночной экономики и максимальное поступление средств в бюджет.

Критериями эффективности использования этих инструментов, а значит, и эффективности самой фискальной политики, в частности, являются:

  • величина дефицита бюджета и скорость нарастания государственного долга;

  • доля бюджетного дефицита, покрываемого за счет монетизации;

  • уровень собираемости налогов (и других, неналоговых, поступлений в бюджет);

  • уровень выполнения бюджетных обязательств правительства;

  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание госдолга.


В нашей стране специфическим показателем может служить также величина просроченной задолженности по оплате труда бюджетников, пенсиям, социальным пособиям, по оплате госзаказа. В целом же, ведущим критерием оптимально реализуемой фискальной политики является достигнутый экономический рост, который зачастую попросту несовместим с сохранением сбалансированности бюджета и требует превышения его расходов над доходами.

Индивидуализация налоговых ставок запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям. Налоги относятся к классу экономических нормативов, они формируются по принципам, присущим нормативам. Например, ставку налога на прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Недостатком налоговой ставки, как инструмента государственного регулирования экономики является ее рост, зачастую необоснованный. Это приводит к уходу части предприятий в теневую экономику, что крайне негативно сказывается на экономике государства.


Субъектом кредитной политики является Центробанк, который осуществляет денежную эмиссию (выпуск в обращение денег), устанавливает учетную ставку рефинансирования – процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам, проводит операции на валютном рынке.

В соответствии с «денежным правилом», сформулированным М. Фридманом, процент прироста денег в обращение должен соответствовать приросту цен и национального дохода. Дефицит денег в обращении сдерживает экономический рост, а их избыток разгоняет инфляцию.

Денежная эмиссия в мировой практике осуществляется по трем основным каналам:

1) кредитование Центробанком правительства, имеющего бюджетный дефицит;

2) кредитование национальной экономики в интересах обеспечения ее устойчивого роста;

3) выпуск денег под прирост золотовалютных резервов.

В нашей стране в условиях многолетнего отсутствия бюджетного дефицита (2000–2008 гг.) безусловно преобладающим являлся третий, валютный, канал эмиссии. Это в целом соответствовало мировой практике: в случае активного торгового баланса многие страны используют выпуск банкнот под прирост своих золотовалютных резервов. Не случайно в предкризисные годы Банк России высокими темпами наращивал денежную массу в связи с необходимостью приобретения поступающей в страну иностранной валюты для противодействия избыточному укреплению курса рубля.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные рассчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.


Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

Недостатками такого инструмента государственного регулирования экономики, как денежная эмиссия являются:

  • Для коммерческих банковских организаций выдача кредитов заемщикам с низкой платежеспособностью увеличивает риски невозврата займов.

  • Слишком большое количество денег в обороте увеличивает темпы роста инфляции. В этом случае Центральный банк может повысить минимальную ставку, и поднимутся ставки по кредитам для физических и юридических лиц. Это повлечет за собой снижение спроса на кредиты и не даст инфляции расти.

  • Чрезмерный выпуск денег и увеличение денежной массы может привести к увеличению задолженности физических и юридических лиц перед банками.

  • Увеличение денежной массы в обращении опережает рост ВВП, что может привести к финансовому кризису.

  • Экспорт товаров снижается, что приводит к уменьшению объемов производства и риску закрытия предприятий.

  • Страдают также и потребители, так как происходит перераспределение доходов. Когда работник получает фиксированный оклад, при росте цен его реальный доход становится ниже. На полученную сумму человек сможет приобрести меньшее количество товаров и услуг. При этом доход работников торговой сферы сильно увеличивается.

  • Возникает дефицит бюджета, так как затраты рассчитываются по текущим ценам, а налоговые отчисления производятся по ценам прошлых периодов.

  • В настоящее время эмиссия денежных средств в России не обеспечивается золотом. Поэтому чрезмерный выпуск в обращение денежных средств может привести к обесцениванию национальной валюты.