Файл: Россия в Первой мировой войне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1905-1914 гг. в Европе происходит обострение отношений между ведущими европейскими державами, что привело к Первой мировой войне (1914-1918 гг.). Обострение отношений было вызвано сильнейшим противостоянием между Англией и Германией и политическими блоками, к которым они принадлежали: с одной стороны, Германия, Австро-Венгрия, Италия; с другой - Англия, Франция, Россия.

Толчок, спровоцировавший начало Первой мировой войны, произошел в Сараево (Босния и Герцеговина): девятнадцатилетний Гаврило Принцип, сербский националист из движения «Молодая Босния», убил Франца Фердинанда, эрцгерцога и наследника австро-венгерского престола.

Убийство наследника престола было тем самым шагом на пути к освобождению, но резонанс, полученный 28 июня 1914 г. в Сараево, оказался более амбициозным, чем, вероятно, ожидали участники тех событий [3].

Австро-Венгрия получила предлог для нападения на Сербию, но в то же время не могла начать собственную войну. Им требовалась помощь Англии, которая, действовала агрессивно и пыталась манипулировать Австро-Венгрией, Россией и Германией. С одной стороны, англичане настаивали на том, чтобы Николай II и Российская империя помогли Сербии в случае агрессии. С другой стороны, британская пресса изображала сербов настоящими варварами, которые не могут остаться безнаказанными, призывая австро-венгров к действиям.

Возникший конфликт превратился в пылающее пламя мировой войны. И немаловажную роль в этом сыграла Англия как ведущая держава того времени.

Изменения в государственном управлении в России в годы Первой мировой войны


Летом 1914 года Россия, преследуя внешнеполитические цели (новые территории, сфера влияния, международный рынок) и внутриполитические цели (отвлечение внимания народа, поддержание имиджа государства-защитника), вошла в Первую мировую. Война на стороне Антанты против Тройственного союза.

Первая мировая война явилась результатом столкновения двух враждебных коалиций: блока «Антанта», в который вошли Англия, Франция и Россия, и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция). Заключив ряд соглашений с Великобританией и Францией, Россия официально оформила свое вхождение в Антанту.

Причины противодействия России Германии были экспансионистские планы Германии. Молодая индустриальная держава стремилась захватить новые территории, вытеснить конкурентов с обычных рынков сбыта. Россия же вынашивала собственные геополитические планы: захват Черноморских проливов, усиление влияния на Балканах. Здесь ее интересы столкнулись с интересами Австро-Венгрии [14, с.1].


Накануне Первой мировой войны Россия располагала одной из крупнейших кадровых армий стран, вступивших в войну. После всеобщей мобилизации численность армии к концу 1914 г. составила 6,5 млн. Человек, а за годы войны было призвано всего 15,5 млн. Человек [5].

Участие России в войне потребовало адаптации государственного аппарата к военным условиям.

За три дня до войны император утвердил «Положение о полевом командовании войсками во время войны», разработка которого велась осенью 1906 года. Руководство всеми боевыми действиями, согласно Положению, было возложено на Ставку Верховного Главнокомандующего, при которой действовал штаб во главе с шефом. Великий князь Николай Николаевич был назначен Верховным главнокомандующим. Ставка подчинялась только императору, но ставка, возглавляемая вождем, действовала при нем. В задачи Генерального штаба военного министерства входила мобилизация. Установлена военная цензура и установлен перечень сведений, за разглашение которых установлена ответственность вплоть до уголовной [5].

50 губерний России были переведены на военное положение во время войны, остальные - на чрезвычайное положение. Эти районы были переданы в руки военного командования. Правовой основой для расширения репрессивной компетенции высших и местных администраций и военных властей в районах, объявленных военным положением, послужило чрезвычайное законодательство конца 19 века, действовавшее в стране в годы войны. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из провинции, запрещать вывоз средств, необходимых для военных операций, и принимать другие меры для поддержания государственного порядка и успешного ведения войны. [5] С введением военного положения управление провинциями было сосредоточено в руках главнокомандующего, который получил гораздо более широкую компетенцию, чем компетенция органов управления и контроля в условиях усиленной и чрезвычайной защиты.

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума четвертого созыва, избранная в 1912 году на основании избирательного закона от 3 июня 1907 года.

На заседании от 26 июля лидеры фракции буржуазии и фракции помещиков в Думе призвали сплотиться вокруг царя и отложить внутренние споры с правительством. Однако ожидаемого изменения в курсе внутренней политики правительства не произошло. Летом 1915 года на встрече депутатов Государственного Думы и Государственного Совета был заложен фундамент для создания так называемого прогрессивного блока, поставившего вопрос о правительстве, ответственном за Думу. Государственная Дума поддержала планы правительства по ведению войны, одобрила законопроекты о военном бюджете, повышение налогов и другие меры. Несмотря на работоспособность членов Думы, нерегулярно с длительными паузами, принимается большинство проблем путем принятия указов, издаваемых в соответствии со ст. 87 Основных Законов Российской Империи [5].


В конце июля 1914 г. Совет обороны получил чрезвычайные полномочия. Большинство дел решались им самостоятельно от имени императора. Через Совет министров прошли почти все чрезвычайные указы военного времени [14, с.3].

Буржуазия стремилась усилить свое влияние на земства и городские власти. В 1914 году состоялись съезды представителей земств и городов, на которых был создан Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1915 году оба этих союза объединились в Главный комитет Всероссийских земских и городских союзов (Земгор). Этот орган занимался организацией больниц, уходом за инвалидами, производством лекарств, а позже стал заниматься снабжением фронта продуктами питания и оборудованием [5].

В мае 1915 г. на Всероссийском торгово-промышленном съезде было принято решение о создании военно-промышленных комитетов. Военно-промышленные комитеты должны привлекать к своей деятельности научно-технические силы, представителей администрации железных дорог, союзов земств и городов. В первые два месяца Первой мировой войны, помимо центрального, было образовано 78 региональных и местных военно-промышленных комитетов. Положение о них было принято в августе 1915 года. Цель их создания - помочь государственным органам в снабжении армии и флота техникой и продовольствием. Они занимались доставками и подрядами по заказам казны, организовывали прием и доставку вещей для нужд армии и флота. Военно-промышленные комитеты стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися распределением военных заказов между промышленными предприятиями.

Все это было необходимо срочно. Недостатки военной техники проявились уже в первые месяцы войны: немецкая армия имела значительное преимущество в артиллерии (особенно тяжелой), пулеметах и боеприпасах. Командование пожаловалось на отсутствие гранат и патронов. Со временем «снарядный голод» становился все более очевидным.

При военно-промышленных комитетах создавались рабочие группы и биржи труда для урегулирования конфликтов между рабочими и предпринимателями. Рабочие группы выдвинули экономические требования о введении государственного страхования, восьмичасового рабочего дня и т. д. Они также сформулировали политические претензии к режиму, выступили с лозунгами о конфискации помещичьих земель, установлении свободы забастовки. , всеобщая амнистия, созыв Учредительного собрания и создание демократической республики. Идея Учредительного собрания сформировалась в России под влиянием идей Великой французской революции. За его созыв выступали различные течения в российском общественном движении, считая его наиболее представительным органом, способным дать стране конституцию и провести неотложные реформы.


Однако принятых мер было недостаточно для мобилизации экономики во время войны. Экономический и политический кризис продолжал усугубляться. Попыткой усилить мобилизацию экономики страны в военных целях и создать новые формы промышленного и финансового управления было учреждение специальных конференций, закон о которых был принят в августе 1915 года. Они играли роль консультативных органов при соответствующие государственные органы. В их формировании отразилась тенденция к усилению государственного регулирования экономики, принявшая за годы войны необычные формы.

Четыре Особых совещания образованы 17.08.1915 года; их краткие наименования - по обороне (ОСО, председатель - военный министр), по топливу (ОСОТОП, председатель - министр торговли и промышленности), по продовольствию (председатель - главноуправляющий землеустройством и земледелием, затем министр земледелия), по перевозкам (председатель - министр путей сообщения). Ещё одно особое совещание, по беженцам (ОСОБЕЖ, председатель - министр внутренних дел), учреждено 30.08.1915 года. В состав Особого совещания входили представители от различных ведомств, от Государственной думы, Государственного совета, Земского союза, Союза городов, а также в ОСО и ОСОТОП - от Центрального военно-промышленного комитета, в ОСОБЕЖ - от Российского общества Красного Креста, национальных и других организаций помощи беженцам; на заседания Особых совещаний приглашались специалисты по обсуждавшимся вопросам [19].

Специальные конференции создавались как «высшие государственные учреждения», но их решения утверждались соответствующими министрами. Председатели первых четырех специальных собраний были наделены широкими полномочиями: они имели право обращаться за поддержкой к государственным и общественным организациям, частным лицам, требовать от компаний и организаций приоритетного исполнения военных заказов, налагать арест на недвижимость, делать реквизиции и т. Д. увольнять и назначать руководителей и сотрудников частных компаний.

Создание специальных собраний свидетельствовало об усилении роли государства в экономике, но в то же время учитывало интересы владельцев оборонно-промышленных предприятий. Все эти органы в их совокупности (общественные и государственные) были призваны внести свой вклад в милитаризацию государственного аппарата и промышленности во время Первой мировой войны. Деятельность ВЗС, ВСГ, Земтора и ВПК свидетельствовала о том
, что русская буржуазия отнюдь не была «очень близка» к власти, а, по словам В.И. Ленин обладал им уже на 90% [14, с.14].

Широко использовались госзаказы завода оборонной промышленности, регулировались поставки сырья и материалов, принудительный выкуп предприятий в казну (секвестр). Этот период ознаменовался значительным ростом государственной промышленности. Были приняты меры против иностранных владельцев (в основном немецких). Принято постановление о расширении государственного надзора за коммерческими банками.

Предпринимались попытки установить зерновую монополию, принудительную продажу зерновых кормов по нормам, установленным государством. Запрещался вывоз хлеба и некоторых других продуктов и предметов, металлов и руды в зарубежные страны.

В 1916 году был принят Закон о подоходном налоге и налоге на военную прибыль. Повышены прямые и косвенные налоги, увеличены налоги на землю и наследство, на очки, увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости - сахар, спички, керосин, введены налоги на лиц, освобожденных от военной службы.

Развита социальная опека. В 1915 году правительство выделило значительные суммы денег на помощь беженцам и членам семей людей, призванных на военную службу с государственных предприятий, и были созданы денежные пособия для многодетных семей фронтовиков.

Во время войны была введена сверхурочная работа и сняты ранее существовавшие ограничения на использование женского и детского труда. В уголовное законодательство внесены изменения. Повышена ответственность за производство, приобретение, хранение, транспортировку и продажу взрывчатых веществ и снарядов без соответствующего разрешения, за дезертирство из армии.

В 1912 году был принят новый закон об ответственности за шпионаж и разглашение государственной тайны, который включал сообщения об изобретениях, относящихся к вооруженным силам или военным объектам.

Были также введены штрафы за уклонение от военной службы и умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы.

Была введена уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья, за несвоевременное изготовление средств наказания или защиты от врага. Повышена уголовная ответственность за взяточничество [1].

В чрезвычайных ситуациях военно-полевые суды создавались в районах боевых действий и в районах, объявленных военным положением. Они были сформированы из офицеров в течение 24 часов с момента совершения преступления и немедленно приступили к анализу дела и его прослушиванию за закрытыми дверями. Приговор вступил в силу и был приведен в исполнение не позднее чем через 24 часа после оглашения.