Файл: Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Определение, предмет, задачи психодиагностики. Виды диагнозов, используемых в психодиагностике.

Психодиагностика —это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений (диагнозов), с помощью которых осуществляется переход от признаков определенного состояния к констатации этих психологических «переменных».

Предмет психодиагностики очень обширен и включает:

1.Методологические и конкретные методические (практические) принципы построения диагностических методик и формулирования психодиагностических заключений.

2.Методы и конкретные психодиагностические методики.

3.Психометрику – математическую методологию обнаружения индивидуальных различий.

4.Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их пользователям.

Общие задачи психодиагностического исследования

1.Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения.

2.Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах.

3.Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций

Л.С. Выготский выделял три уровня диагноза:

1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности.


2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Также выделяют два типа диагноза:

1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого по шкале выраженности тех или иных качеств.

По способу обоснования:

1. Клинический диагноз (строится на основе выявления качественной стороны психологического функционирования индивида)

2. Статистический (Опирается на количественную оценку уровня развития)

По характеру обследования:

1. Имплицитный (интуитивный вывод о состоянии психической системы)

2.Рациональный (научно-обоснованный вывод)

Прямой обоснованный, опосредованный, диагноз по результатам воздействи

2. Этические принципы в психодиагностике. Требования к психологу-диагносту.

Этические нормы, принятые в психодиагностике, призваны обеспечить высокий уровень профессиональной деятельности психолога, а также обезопасить людей, попадающих в поле деятельности такого специалиста (психолога, психодиагноста).

Практическая психодиагностика является одной из сложных и ответственных областей профессиональной деятельности в работе психолога. Она требует наличие соответствующего образования, опыта, профессионального мастерства.

1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальности). Данный принцип подразумевает неразглашение результатов работы без персонального согласия на это клиента, по отношению к которому осуществлялась психодиагностика.

Профессиональная тайна должна являться информацией, известной достаточно узкому кругу специалистов, ограничиваться в распространении и храниться в соответствии с требованиями федерального законодательства

2. Принцип научной обоснованности методики в психодиагностике требует того, чтобы она, обладала достаточной степенью валидности и надежности, давала результаты, которым можно полностью доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба клиенту предполагает, что результаты психодиагностики ни при каких обстоятельствах нельзя использовать во вред обследуемому человеку.



4. Принцип объективности выводов по результатам тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными. Тестирование обязано опираться на валидные и надежные методики, результаты обследования ни в коем случае не должны зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций означает, что такие рекомендации должны обладать наибольшей полезностью для того человека, которому они даны.

6. Принцип комплексной диагностики, предполагающий сочетание разных методических приемов при диагностике одних психических свойств.

7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, осуществляющих психодиагностику. Применять методики можно лицами, имеющим специальное образование и подготовку, обладающим необходимым опытом их использования.

8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Существуют профессиональные психодиагностические методики. Они распространяются только среди аттестованных специалистов. Содержание таких методик не разглашается.

3. Основные области практического использования методов психодиагностики.

Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.

Чаще всего психодиагност организует свою работу па основе практического запроса, состоящего в требовании решить практическую проблему. Поскольку требование, обращенное к диагносту, сформулировано обыденным, житейским, а не научно-психологическим языком, на первом этапе своей работы психодиагност должен превратить это требование в психологическую проблему. Только после такого преобразования практический запрос может быть разрешен с научных позиций, профессионально, а не на основе интуиции, здравого смысла, по-житейски.

На втором этапе следует собрать предварительную, необходимую для решения проблемы информацию в отношении того лица или группы лиц, по поводу которых поступил практический запрос.

 Собранная информация нужна для выдвижения гипотез в отношении того, как решать поставленную проблему, какие диагностические инструменты использовать. Формулирование гипотез и выбор диагностических методов их проверки —
третий этап в работе психодиагноста.

   На четвертом этапе проводится диагностическое обследование, обрабатываются и анализируются его результаты.

   Пятый этап — это формулирование основных выводов, заключений, вытекающих из полученных диагностических результатов, а также прогноза на основе сделанных выводов.

   На шестом этапе психодиагност часто должен определить те виды помощи, которые желательны в отношении продиагностированного индивида или группы. Формы психологической помощи многообразны. Это и психотерапия, целью которой является психическое здоровье человека, и индивидуальное консультирование, и коррекция.

Наиболее трудными аспектами являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация полученных результатов их применения. Специальной подготовки требуют написание психологического заключения (характеристики)

Психодиагностика используется в целях оптимизации обучения и воспитания. Запрос могут формировать педагоги, соц.работники, воспитатели, родители, учащиеся. Контроль за ходом психического развития детей, оказание психологической психотерапевтической и коррекционной помощи, диагностика готовности к школе, выявление причин неуспеваемости.

Используется в мед.учреждениях. Когда у врачей возникают трудности с постановкой диагноза. Для оценки эффективности терапии.

В психологическом консультировании. Проведение диагностического обследования, на основе которого будет составлена программа помощи индивидам, не имеющим патологических изменений. Взаимное взаимодействие психолога и клиента. Важнейшие методы – наблюдение и беседа. Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике.

Использование психодиагностики для решения проблем, относящимся к сфере трудовой деятельности. Проф.отбор, проф.обучение, проф.консультирование. Необходимо представление о психологической пригодности к профессии, профориентация и профконсультирование (оценка и выявление склонностей, проф.мотивации клиентов)

Использование психодиагностики в судебно-психологической экспертизе. Психологические особенности личности преступников, психологические предпосылки преступления, достоверность свидетельских показаний, психологические условия и факторы деятельности судьи и др. участников судебного процесса.


4. Психодиагностический процесс: этапы, специфика.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опос­редованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым, направленное на установление психоло­гического диагноза.

По содержанию — выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния объекта психодиагностики, в качестве которых выступают параметры деятельности или состояния психи­ческого комфорта.

По степени сложности  - сложная процедура, требующая для своей реали­зации специальной подготовки психодиагноста. 

Л.Ф. Бурлачук выделял следующие этапы.

Этап сбора данных. На этом этапе посредством анализа документации (например, истории болезни, заключения других специалистов), беседы, в которой выясняется про­шлое и настоящее обследуемого, а также с помощью психодиагно­стических методик осуществляется ознакомление с комплексом объективных и субъективных данных об обследуемом, формулируется диагностиче­ская задача.

Далее делается выбор соответствующих методик на основе учета их валидности, надежности

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть пред­ставлены в том виде, который определяется особенностями используемых мето­дик.

Этап переработки и интерпретации. На этом этапе перерабатываются и интерпретируются по­лученные данные на основе сочетания двух подходов: клинического и статистического. Клинический, близкий к суждениям здравого смысла и более ориентированный на опыт и интуицию диагноста. Статистический предусматривает учет объективных количественных показателей, их статистическую обработку. 

Этап принятия решения. 

Тема 2.

1. История психодиагностики, этапы ее развития за рубежом.

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась «индивидуальная психология», целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттела, а также других ученых – А.Бине, А.Лазурского.