Файл: Занятие 2 Обучающийся Нестерова Яна Павловна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Родная литература

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Нестерова Яна Павловна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


Задание 1

Максимальное количество баллов – 4.

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):

а) Житие и хождение Даниила, Русской земли игумена;

б) Житие Сергия Радонежского;

в) Житие Александра Невского.

Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

ОТВЕТ

Для анализа по предложенным критериям я выбрала произведение «Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли» .Композиция начинается традиционно, со вступления. Во вступлении мы видим обычные для того времени литературные обороты, принижающие автора в глазах читателя и восхваляющие Бога. На протяжении всего произведения используются обороты подчеркивающие, что всё что описано дано Богом и даже сама возможность понять и описать увиденное дана им же. Сама суть повествования напоминает современный путеводитель, но со странным и непривычным слогом. Много внимания уделено расположению географических объектов (острова, страны, города) и особенностям разных местностей. Также важное место в повествовании занимают упоминания святых, где их мощи находятся, какова история святого и какое чудодейство посмертно они оказывают на прихожан. Повествование наполнено чувствами и эмоциями автора, но также видно, что автор был умен и обладал большим кладом знаний в разных сферах жизни. Люди в произведении предстают так: либо это христиане, либо «поганые», то бишь иноверцы, что оскорбляют и досаждают христианам честным. Описаний конкретных людей, не святых, не так много. Например, старый муж в монастыре Святого Саввы и король Балдуин. Говорится о них коротко. Хождение Даниила принято считать первым в жанре хождение, так как это самое древнее из сохранившихся в своем жанре. Из этого мы можем сделать вывод, что произведение само по себе закладывает традиции записи хождений и является образцом для других подобных произведений того времени.

Задание 2

Максимальное количество баллов – 4.


Проанализируйте эпиграмму (одну на выбор студента) из предложенных по плану:

1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.

2. Опишите цель создания эпиграммы.

3. Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.

4. Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:

-     О книге, самостоятельно мной прочитанной.

-     О новом фильме.

-     О взаимоотношениях наших одноклассников.

-     Об отношениях между моими братьями и сёстрами.

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану:

-     В. К. Тредиаковский «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы»;

-     П. Сумароков «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»;

-     И. Ф. Богданович «Вкус возраста»;

-     В. В. Капнист «Ты под ручной заклад...»;

-     И. И. Дмитриев «Он врал — теперь не врет».

ОТВЕТ

Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма под авторством Сумарокова об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Сумароков в своей лирике часто описывал любовные чувства молодых людей. У автора не было потребности отмечать мотивировку, его привлекало изображение самого чувства, причины же возникновения различных состояний души он опускал. Моделью часто служили любовные отношения пастухов и пастушек.
Актуальность жанра эпиграммы в современной поэзии мы можем проследить творчестве рэп исполнителей. Например, творчество группы «Каста», остро и метко высмеивает и выносит напоказ пороки современного общества, власти, отдельных людей. Очень вызывающе звучат их строчки из песни «Выходи гулять», описывающие митинги и демонстрации в нашей стране в настоящее время. Да и весь альбом «Об изъяне понятно» состоит будто бы из эпиграмм о современной власти и обществе. Говоря о эпиграммах и современности нельзя не упомянуть о таком исполнителе как Иван Алексеев, более известный под сценическим псевдонимом Noize MС. Его громогласный трибьют Егора Летова «Всё как у людей» вызвал бурю в СМИ. В этом треке также есть всё, и о политике, и об обществе, и о свободном слове в творчестве.

Эпиграмма о новом фильме:
В Тюмень приехал режиссёр, позвал людей на площадь.

Сказал: «Снимаем сцену мы, вы будете массовкой.
Себя узреть смогёте вы в киношке на экранах».
Забыл сказать тот фильмодел, что это всё реклама.
Задание 3

Максимальное количество баллов – 3. 

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:

1. Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.

2. Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.

3. Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).

4. Раскройте специфику композиционной структуры произведения.

5. Определите ключевые (главные) эпизоды.

6. Охарактеризуйте образ главного героя.

7. Место произведения в истории русской литературы.

8. Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).

9. Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.

Перечень произведений для анализа:

-     Ф. В. Булгарин «Димитрий Самозванец»;

-     М. Н. Загоскин «Рославлёв, или Русские в 1812 году»;

-     И. И. Лажечников «Последний Новик или Завоевание Лифляндии».

ОТВЕТ

Я выбрала произведение «Последний Новик или Завоевание Лифляндии» под авторством Лажечникова, первую главу. Жанровое определение: исторический роман. К признакам данного жанра можно отнести исторический сюжет, то что историческая правда в нём сочетается с художественной, исторический факт — с художественным вымыслом, настоящие исторические лица — с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи. Всё повествование ведётся на фоне исторических событий. Впервые издан в четырёх частях, в течение 1831—1833 годов. В самом же романе повествование идет о 18 веке. Доказательством этому служит упоминание конфликтов Карла XII и Петра I. В романе несколько сюжетных линий, которые с разных сторон показывают любовь к родине и слава очень идеализированного царя Петра I. В первой главе автор коротко затрагивает тему «отцов и детей», упоминая, что вспомнили об обидах и несправедливости к Лифляндии лишь те, кто их застал, а молодежь шла под знамёнами Карла XII и готова была дальше за него сражаться не смотря ни на что. Композиция первой главы весьма специфична. Сначала идет традиционное вступление, в которой нам дают описание места действия повествования и недавних событий, которые запустили сюжет произведения. А в конце главы идет лирическое отступление автора, который решает нам поведать, почему его занимает именно это место и время, а не какое-то иное, более яркое и живописное. В главе описывается три эпизода: 1) как Карл XI «разграбил» Лифляндию и забрал множество собственности в государеву казну; 2) как Рейнгольд Паткуль пытался вернуть дворянам их имущество и укрылся от власти Швеции под крылом Петра I ; 3) как постепенно полководцы Шереметьевы захватывали земли Лифляндии. В первой главе главного героя как такого нет, он появится позже. Само произведение сразу после своего первого издания в полном виде роман имел успех как у читателей, так и у критиков. В частности, В. Г. Белинский оценил «Последний Новик» как «произведение необыкновенное, ознаменованное печатию высокого таланта», не
лишенное некоторых недостатков, не удивительных, впрочем, для первого произведения в своём роде. На волне успеха, Лажечников через министра народного просвещения преподнёс экземпляр романа императору Николаю I и его супруге, которые также оценили произведение и пожаловали автору бриллиантовый перстень. Авторская позиция четко сформулирована самим автором: «На случай вопроса, почему избрал я сценой для русского исторического романа Лифляндию, которой одно имя звучит уже иноземным, скажу, что ни одна страна в России не представляет народному романисту приятнейшего и выгоднейшего места действия.». Автор хочет пробудить любовь к отчизне у читателя, даже если он, читатель, не на Родине находится. По мнению автора, где бы вы ни были, имя отчизны торжествует и чувствуется даже сильнее.

Задание 4

Максимальное количество баллов – 3.

 

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений    X – XXI вв. Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

ОТВЕТ

Мне очень нравится творчество Ф. М. Достоевского. Произведения этого замечательного писателя насыщены философскими размышлениями и наполнены глубоким трагическим смыслом.

Часто героями Достоевского становятся «униженные и оскорбленные» личности, при этом наделенные высоконравственными чертами. Таковы герои одноименного романа писателя, а также, например, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» и в каком-то смысле даже князь Мышкин из «Идиота».

Именно образ Мышкина стал для Достоевского духовным идеалом. В этом своем герое писатель видел черты «положительно прекрасного человека»: кротость, добродушие, смирение, любовь к людям. И я полностью разделяю мнение Достоевского. Но к сожалению, как считает Федор Михайлович, таким людям, как Мышкин, в жизни приходится нелегко. Достаточно вспомнить, через сколько страданий проходят положительные герои Достоевского. Это нищета, унижение, насмешки со стороны окружающих, физическое насилие. И здесь я тоже во многом согласна с писателем.

Мне также интересны и другие темы, которые поднимает Достоевский в своем творчестве. Тема судьбы, внутренней свободы личности, любви. Писатель часто обращается к исследованию двойственной природы человека. Он пытается разобраться, что порой толкает людей на совершение аморальных поступков, как это произошло, например, с Родионом Раскольниковым из «Преступления и наказания». И это тоже интригует меня.


Вершиной творчества Достоевского стал его роман «Братья Карамазовы». Это глубокое масштабное произведение, в котором отразились размышления автора не только о смысле жизни каждого отдельного человека, но и обо всей человеческой истории. В нем были поставлены вопросы о духовных опорах существования людей.

ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов – 3.
Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»:

«Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.
Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной