Файл: Создание базы данных в субд microsoft Access.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Создание базы данных в СУБД Microsoft Access.

Размещение данных в СУБД Microsoft Access .

Цели занятия:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся теоретической частью базы данных;

  2. изучение новых понятий, связанных с базами данных;

  3. изучение основных способов создания;

  4. закрепить правила создания и редактирования, сортировки и фильтрации данных в таблице СУБД Access 2013, применить знания на практике;

  5. научить создавать запросы и отчеты к имеющейся базе данных.

Развивающие:

  1. развитие логического мышления, познавательных интересов, умения излагать мысли, а также творческую активность учащихся;

  2. развитие операционных навыков учащихся по управлению персональным компьютером;

  3. знаний в области информационных технологий, компьютерной грамотности и информационной культуры учащихся;

  4. развитие практических навыков работы с основными элементами СУБД.

  5. формирование  творческих способностей учащихся;

  6. развивать алгоритмическое мышление.

Воспитательные:

  1. воспитание организованности, аккуратности;

  2. воспитывать познавательный интерес к предмету информатика с помощью практических заданий;

  3. воспитывать у учащихся умение самостоятельно решать вопросы, а также работать в группе;

  4. воспитание четкости выполнения  упражнений.

Планируемые образовательные результаты:

  1. предметные – представление о функциях СУБД, простейшие умения создания однотабличной базы данных;

  2. метапредметные – представление о сферах применения информационных систем и баз данных;

  3. личностные – понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Тип занятия: Лабораторная работа.

Методы обучения: Решение конкретных ситуаци,работа в группах,составление таблиц, ответ с использованием ПК.

Материальное оснащение:

классная доска, ПК в количестве 7 устройств; ПО Microsoft Windows 7 и СУБД Microsoft Access 2010, презентация, раздаточный материал – задания для самостоятельной работы на закрепление, инструкционные карты к лабораторной работе работе, листы оценивания, карточка для составления синквейна.


Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

база данных;

СУБД;

функции СУБД;

интерфейс СУБД;

таблица;

запрос;

отчет.

Эпиграф к уроку:

«Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий». (Гюстав Гийом)

Ход урока:

  1. Организационный момент:

    1. Проверка готовности аудитории и учащихся к занятию.

    2. Отметка отсутствующих на занятии по списку в журнале.



  1. Ознакомление с темой и целями урока

Итак, девочки и мальчики, давайте начнем наш урок. Но прежде всего проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома?

  1. Актуализация знаний учащихся:

Фронтальный опрос:

БД – это…(СЛАЙД 1)

– это совокупность взаимосвязанных данных, которые обладают свойствами структурированности, хранятся во внешней памяти компьютера, и организованы по правилам, предполагающим общие принципы описания, хранения и обработки данных.

Приведите примеры баз данных …(СЛАЙД 1)

      • фонда учебной литературы школьной библиотеки,

      • кадрового состава предприятия,

      • единого реестра препаратов аптеки,

      • нормативных актов гражданского права,

      • каталога фильмов кинотеатра…

Типы БД - …(СЛАЙД 2)

  • фактографические и документальные.

Фактографические БД содержат краткие сведения об объектах, представленные в определенном формате, например, Марка машины, завод-изготовитель, год выпуска …

В документальных БД содержится информация разного типа: текстовая, звуковая, графическая, мультимедийная

Какие существуют модели БД? (СЛАЙД 3)

  • Иерархические (СЛАЙД 4)

  • Сетевые (СЛАЙД 5)

  • Распределенные (СЛАЙД 6)

  • Реляционные(СЛАЙД 7)

СУБД – это … (СЛАЙД 8)

  • программное обеспечение, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации.

Назовите простые СУБД, предназначенные для работы в небольших организациях (Access, FoxPro и Paradox) (СЛАЙД 9)

Назовите СУБД мощного типа (Oracle, Sybase, Informix) (СЛАЙД 10)

  1. Объяснение нового материала:

Каждый из вас задает себе один вопрос: «Для чего нам все это?»

Ответ прост. Объем информации нарастает с каждым годом все больше и больше. Перед обществом стоит задача организовать хранение этой информации таким образом, чтобы её было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения, делать любую выборку, осуществлять сортировку в любом порядке. Чаще всего этим занимаются люди, исписывая, перекладывая, исправляя горы бумаги. Например, архивы с различными документами подчас занимают целые здания.


В наше время решению таких задач помогает компьютер. Для этого используют компьютерные информационные системы, которые позволяют хранить большие объемы информации, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.). Основой всякой информационной системы является база данных

Поэтому современный пользователь должен разбираться в основных понятиям базы данных и уметь конструировать базы данных и заполнять ее информацией.

Именно этим сегодня мы и будем заниматься. Каждая группа попробует себя в качестве проектировщика и создателя БД.

(Объяснение нового материала  сопровождается  показом панелей, окон, настроек программного продукта и возможностей создания базы данных средствами системы управления баз данных с компьютера преподавателя. Выбранный способ изложения материала позволяет наглядно и поэтапно проводить опрос. По ходу демонстрации студентами на рабочих местах ведется наблюдение, а для активизации проводится беседа.)

Одной из современных прикладных программ создания баз данных и работы с ними является приложение Microsoft Access

Это гибкая программа, позволяющая работать как с простыми, так и со сложными базами данными

Все версии Access имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и представление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. (СЛАЙД 11, 12)

(СЛАЙД 13) Приложение MS Access представлено значком Буква А с ключом.

(СЛАЙД 14) Приложение MS Access представляет собой прикладную СУБД (пользовательскую оболочку), предназначенную для управления реляционными базами данных, и функционирующую на автономной ПЭВМ или в локальной сети.

(СЛАЙД 15) При помощи приложения MS Access можно выполнять следующие операции:

  1. Проектирование структуры (макета) БД и ее базовых составляющих (двумерных таблиц) с использованием полей для различных видов данных

  2. Установление связей между таблицами

  3. Ввод, хранение, просмотр, сортировку, модификацию и выборку данных из таблиц

  4. Создание и использование формуляров, запросов, отчетов

(СЛАЙД 16) Типы объектов, поддерживаемых в MS Access:

  • Таблицы – таблицы данных, входящие в состав реляционной БД.

  • Запросы – формулировки условий (критериев) формирования выборок из БД.

  • Формы – создание формуляров для работы с БД

  • Отчеты – сгенерированные по выборке из БД отчеты

  • Страницы – ярлыки к WEB – страницам сетевого доступа к БД

  • Макросы – ярлыки запуска стандартных последовательностей действий по обработке данных в БД.

  • Модули – ярлыки созданных программных модулей на встроенном языке программирования Visual Basic

  • Группы – произвольные наборы объектов разного типа, объединенные пользователем в группы.


(СЛАЙД 17) Основным объектом базы данных является таблица. Столбцы таблицы называются полями, строки таблицы – записями, ячейки таблицы – реквизитами.

(СЛАЙД 18) Типы ключей

(СЛАЙД 19) Типы данных, используемые в MS Access

Закрепление новой темы .КРОССВОРД(СЛАЙД 20)



  1. Структура БД, в которой любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным

  2. Средство извлечения данных из БД

  3. Набор программ, с помощью которых производится работа с базой данных

  4. Столбец в табличной БД

  5. Строка в табличной БД

  6. Структура БД, в которой данные строятся по принципу взаимосвязанных таблиц

  7. Структура, в которой одно данное является главным, все нижележащие – подчиненными

Ответы:

  1. Сетевая.

  2. Запрос.

  3. СУБД.

  4. Поле.

  5. Запись.

  6. Реляционная.

  7. Иерархия.

Ключевое слово: таблица

(СЛАЙД 21)

Запустить приложение MS Access можно следующим образом:

Пуск - Все программы - MS Access

Файл - Создать - Новая база данных

В диалоговом окне «Файл новой базы данных» сохранить базу данных под любым именем.

Либо щелкнув на рабочем столе правой кнопкой мыши и выбрав команду Создать – БД MS Access

Либо выбрать пиктограмму Microsoft Access с помощью проводника Windows или выбрать ярлык, созданный для запуска MS Access.

После демонстрационного сеанса по первому вопросу студенты на своем рабочем месте запускают Access и просматривают главное окно MSAccess, меню, знакомятся с настройками и панелями инструментов

(СЛАЙД 22) После запуска приложения открывается окно MS Access со всеми атрибутами окна приложения Windows . Отличие – в рабочей области окна MS Access появляется основное окно (окно БД)

(СЛАЙД 23) Основное окно БД предназначено для создания различных информационных объектов БД и манипулирования с этими объектами. В левой части окна базы данных содержится меню названий типов таких объектов, а после выбора типа объекта справа отображается значки и имена уже существующих объектов выбранного типа, а также Мастера для создания этих объектов.

Для работы в каждом из объектов предусмотрено два режима:


  • Режим конструктора – предназначен для создания или изменения структуры объекта

  • Оперативный режим – предназначен для работы с информационным наполнением объекта.

(СЛАЙД 24) Содержимое панели инструментов Конструктора таблиц

(СЛАЙД 25) Панель инструментов конструктора таблиц

(СЛАЙД 26) Этапы создания БД

Закрепление новой темы. Блиц-опрос по вариантам

1 вариант

  1. Представлена база данных «Волшебные страны»

СТРАНА

НАСЕЛЕНИЕ

ПЛОЩАДЬ

НАРНИЯ

148

46,9

ОЗ

155

95,3

ШВАМБРИЯ

132

53,5

ЛУКОМОРЬЕ

199

47,7

ЗАЗЕРКАЛЬЕ

211

76,2

После проведения сортировки сведения о НАРНИИ переместились на одну строку вниз. Сортировка проводилась в порядке

  1. возрастания по полю СТРАНА;

  2. убывания по полю ПЛОЩАДЬ;

  3. возрастания по полю ПЛОЩАДЬ;

  4. убывания по полю СТРАНА;

  5. возрастания по полю НАСЕЛЕНИЕ.

  1. Наиболее распространенные в практике базы данных:

  1. распределенные

  2. иерархические

  3. сетевые

  4. реляционные

3. Сетевая база данных – это?

  1. БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц

  2. БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;

  3. БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;

  4. БД, в которой принята свободная связь между элементами разных уровней.

4.Запись – это?

  1. Строка таблицы;

  2. Столбец таблицы;

  3. Совокупность однотипных данных;

  4. Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.



2 вариант

  1. Представлена база данных «Телефонный справочник»

Фамилия, имя, отчество

Телефон

Иванов И.И.

234-56-98

Иванова А.П.

235-60-07

Кедров А.К.

435-88-78

Иванов И.К.

568-98-00

Иванников П.П.

384-15-15

После проведения сортировки по полю Фамилия, имя, отчество в порядке возрастания запись, содержащая № телефона 568-98-00, переместится на:

  1. 1 строку вверх;

  2. две строки вверх;

  3. одну строку вниз;

  4. не переместится;

  5. 3 строки вверх.

  1. В реляционной базе данных информация организована в виде:

  1. сети

  2. иерархической структуры

  3. дерева

  4. прямоугольной таблицы

3. Иерархическая база данных – это?

  1. БД, в которой информация организована в виде прямоугольных таблиц;

  2. БД, в которой элементы в записи упорядочены, т.е. один элемент считается главным, остальные подчиненными;

  3. БД, в которой записи расположены в произвольном порядке;

  4. БД, в которой существует возможность устанавливать дополнительно к вертикальным иерархическим связям горизонтальные связи.

4. Поле – это?

  1. Строка таблицы;

  2. Столбец таблицы;

  3. Совокупность однотипных данных;

  4. Некоторый показатель, который характеризует числовым, текстовым или иным значением.