Файл: Самостоятельная работа Обучающийся Копейка Светлана Владимировна Преподаватель Музыченко Любовь Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.01. Дошкольное образование

Дисциплина: Психология

Самостоятельная работа № 3.1.

Выполнила:

Обучающийся: Копейка Светлана Владимировна

Преподаватель: Музыченко Любовь Сергеевна

Пермь-2022г.

Задание 1. Заполните таблицу «Основные линии развития младшего школьного возраста».

Ответ:

Показатели

Особенности проявления

Норма

Отклонения от нормы

Коммуникабельность

 Коммуникативные навыки у младших школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству,— они любят читать, собирать конструктор, сидеть и размышлять. Часть детей в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии. Возраст 6-11 лет сенситивен для развития коммуникабельности детей, они учатся контролировать и оценивать поведение друг друга, вести диалог и др., что определяет ведущую роль коммуникативных умений в формировании ребёнка как неповторимой индивидуальности с позиции концепции педагогики индивидуальности.

 Уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности(знание законов бесконфликтного общения с окружающими , навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации). Желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность. Умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.

 Неорганизованность, плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх нарушают правила, конфликтуют. Легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного.

Речевое развитие

 Развитие речи в младшем школьном возрасте – это, прежде всего, развитие устной речи, овладение сложными грамматическими структурами, употребление деепричастных оборотов.

 Ребёнок использует ситуативную речь, шестилетний ребёнок употребляет от 3000 до 7000 слов, позволяет себе говорить не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника.

 Патология при которой речевые возможности ребенка отстают по времени, либо качеству от нормы развития речи здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существует различная вариация заболеваний, таких как. Виды речевых дефектов: Алалия — полное или частичное отсутствие речи.

Грубая моторика

 Это те навыки, которые используются для функционального движения рук, ног и туловища. Грубая моторика включает в себя крупные мышцы тела, которые обеспечивают такие функции, как ходьба, прыжки, удары ногами, сидение прямо, подъем и бросание мяча.

 Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять контролируемые целенаправленные движения. Обладает достаточно сформированными локомоторными навыками: умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Эти движения выполняются размеренно и с относительно небольшим количеством механических ошибок. Приобретенная физическая ловкость провоцирует у них интерес к различным видам спорта и активным действиям. Они лазают по деревьям, переплывают реку, стоя на бревне, и прыгают по балкам недостроенного дома. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. В возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 — втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность его полета при этом меньше, чем у мальчиков.

 Ослабленное здоровье, сниженные показатели общего физического развития.

Тонкая моторика

 Совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

 К семи годам отмечается готовность произвольных движений у детей, хотя выполнение графических проб всё ещё вызывает затруднение .

 Нарушена техника движений , диагностируются недостатки психомоторики, слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации, неумение правильно держать кисточку, карандаш, регулировать силу нажима на них, затруднения при использовании ножниц.

Социальные навыки

  Социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением.

 Уметь взаимодействовать с окружающими, уметь налаживать контакты, уметь выбирать приоритеты, уметь ставить перед собой цель, уметь планировать свою деятельность, уметь организовывать свободное время.

 Система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Когнитивное развитие

 Это развитие всех видов мыслительных процессов, включая восприятие, память, формирование понятий, воображение и логику. Когнитивная сфера личности включает несколько центральных категорий психики: Ощущение Восприятие Внимание Память Мышление Воля.

 Ребёнок называет и различает цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети часто выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства.

 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); проблемы со счетом; расстройства устной и письменной речи; общие трудности с успеваемостью и поведением в школе.


 

Задание 2. Разработайте рекомендации для родителей по преодолению проблем в учебной деятельности младшего школьника. При разработке рекомендаций учитывайте такие аспекты как:

1) особенности учебной деятельности ребенка

2) особенности восприятия успехов ребенка родителями

3) особенности взаимодействия с ребенком в диаде родитель-ребенок

4) задачи развития, которые должны обеспечить родители

Ответ:

Рекомендации для родителей по преодолению проблем в учебной деятельность младшего школьника.

1.                 Поддерживайте у ребенка желание быть школьником, интерес к школе, уважение к школе и учителю. Ни в коем случае не обсуждайте действия учителя в присутствии ребенка.

2.                 Не высмеивайте каких-либо неправильных действий ребенка (радость по поводу оценки 2 и 3 , неумение выполнять распоряжение учителя и т.д.), очень терпеливо, не раздражаясь, разъясните неправильность его действий, обязательно подчеркивая возможность выполнения этого действия так, как следует.

3.                 Создавайте перед уходом ребенка в школу хорошее настроение у него, обязательно расспрашивайте его ежедневно о том, как прошел день, сопереживайте с ним все происшедшее.

4.                 Контролируйте выполнение ребенком домашних заданий, но не делайте их вместе с ним и за него. Помните, что слишком большая помощь приведет к тому, что ребенок без Вас не сможет вообще готовить уроки, будет испытывать больше трудностей в классе, у него не выработается самостоятельность, неуверенность в себе, робость и застенчивость.

5.                 При проступке ребенка внимательно выслушайте его объяснение, тщательно разберитесь во всех обстоятельствах проступка и пусть наказание за проступок будет соответствовать ему.

6.                  Обязательно настраивайте ребенка на то, что у него должны быть товарищи из соучеников. Приглашайте их в гости домой, приветливо встречайте, разрешайте ему ходить в гости к своим товарищам. Помните, что ребенок обязательно должен общаться со своими товарищами (одноклассниками).

7.                 Не старайтесь сделать из своего ребенка специалиста во всех областях, то есть не записывайте его одновременно, кроме общеобразовательной школы в хореографический кружок
, музыкальную школу, гимнастическую секцию и т.д.

8.                 Помните о конкретностях мышления ребенка и говорите с ним понятным для него языком. Беседуйте с ребенком чаще и дольше.

9.                 Помните, что ребенок увлекается в 1 классе механическим запоминанием – спрашивайте его о смысле того, что он заучил, он вполне способен обобщать материал, понимать его смысл.

10.            Если Ваш ребенок не любит слушать, как ему читают книги, посоветуйтесь с учителем, с каких книг надо начать, чтобы приохотить его к чтению. Со 2 половины учебного года дети начинают читать сами. Очень важно не пропустить этого момента, чтобы увлечь ребенка чтением.

11.            Позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок имел дома конкретные обязанности по обслуживанию других членов семьи, младших детей и т.д. он не должен быть центром внимания семьи, знайте – он один из полноправных ее членов.

12.            Позаботьтесь о том, чтобы Ваш ребенок имел в классе обязательно какое-либо общественное поручение. Не препятствуйте его участию в каких-либо общественных делах класса (совместная экскурсия, посещение кино, театра, сбор макулатуры и т.д.)

13.            Не создавайте у ребенка чувства превосходства в чем-либо перед другими детьми, учите его скромности в оценке своих достижений, доброжелательности по отношению к другим детям.

14.            Чаще хвалите ребенка т.к. то действие, за которое его похвалили, будет охотно им принято. Но не нельзя и оставлять безнаказанным ни один его проступок. Любите ребенка разумно.

15.            Не выясняйте отношений с другими членами семьи в присутствии ребенка, он тяжело переживает любые семейные неурядицы.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] : учёб. пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.

2.Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4

3.     Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2003.

4. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 2004.

5. Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д.. Психология. Пособие для педагогических училищ (школьных). - М., «Просвещение», 1985 г.

6.   Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.