Файл: 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18. Личность как активный субъект жизнедеятельности.

Личность- одно из центральных понятий социологии. Понятие "личность" характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, которое предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков. Социологию личности интересуют социальные детерминанты (причины) поведения и деятельности людей, социальные условия их бытия, на основе которых формируется и самосознание, и самоутверждение, и самореализация каждого человека.
Социология личности, в отличие от психологии личности, изучает и специфические, особенные, и общие, типичные, условия жизни человека, его социальные функции и роли, характер выполнения которых и формирует определенные социальные типы личности. Изучение и общих, и особенных условий в комплексе с характеристикой типичных черт социального поведения, социального взаимодействия индивидов в различных социальных группах (в т. ч. на уровне партий, наций, классов, профессиональных групп и т. и.) позволяет определять пути, по которым идет процесс социального признания личности, формирования ее социального авторитета, с одной стороны, а с другой - процесс формирования культа личности на разных уровнях социальной организации общества. В условиях социальных изменений перед социологией личности встают особо социально важные вопросы: найти ответ, каковы рецидивы культа личности и в чем причины их возникновения и развития; как сформировался механизм антисоциализации личности; почему у некоторой части населения упал социальный престиж самоотверженных людей высокой духовности и интеллигентности; почему социальная трусость стала более распространенной, чем социальная смелость.
19. Социальный статус и социальные роли личности.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
У человека может быть множество ролей. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.
Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.
20. Социализация личности, девиация и социальный контроль.
Под социализацией личности понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. Социализация нацелена на развитие конформного человека, т.е. того, который бы выполнял общественные стандарты, соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией
. Таким образом, девиантное поведение определяется соответствием социальным нормам. Под нормами понимается: 1) образец, эталон необходимого поведения; 2) рамки, границы допустимого поведения. Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел,

суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.
21. Культура: сущность, структура, формы.
Культура – собирательный образ, включает и религию и искусство и др. Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Два способа овладения культурой: межличностное общение и самообразование
Структура культуры в широком смысле:
1 – материальные и духовные ценности человечества.
2. Способы его жизнедеятельности.
3. Уровень развития общества.
4. совокупность людей, отношения друг к другу и окружающему миру.
5. Своеобразие жизни, науки и народов в определенный исторический период. 6. Мифология.
7. Религия.
8. Политика. Культурные универсалии
Формы культуры: Элитарная культура – создается привилегированными частями общества или по ее заказу. Она превышает уровень восприятия среднеобразованного человека (классическая музыка);
Народные культуры (фольклор) – анонимные творцы, не имеющие профессиональной подготовки (любительская, коллективная), мифы, сказки, легенды, по исполнению она всегда локальна и демократична;
Массовая – это культура сегодняшнего дня, это вид культурной продукции, который производится каждый день, представляется разной аудитории по разным каналам, призвана удовлетворять сиюминутные потребности. Реагирует на любые события, быстро умирает. Она может быть национальной и международной.
22. Социальная коммуникация.

Социальная коммуникация это:

передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Модель по Г. Лассуэлу
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
1.
Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
2.
Что - сообщение
3.
Как - способ передачи сообщения, канал
4.
Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5.
Зачем - с каким эффектом, эффективность
Какие бывают эффекты:
1. поведенческий эффект
2. оценочные (аксиологические) эффекты
3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
4. познавательный (когнитивный) эффект
Виды социальной коммуникации
По характеру аудитории

межличностная (индивидуализированная)

специализированная (групповая)

массовая
По источнику сообщения

официальная (формальная)

неформальная
По каналу передачи

вербальная

невербальная


Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.
23. Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс.
Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.
Социальные изменения могут осуществляться двумя путями:

первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества;

второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.
Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Социальный прогресс с опровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.
24. Социальная напряженность и социальный конфликт.
Социальная напряженность многими учеными рассматривается как первый шаг масштабного социального конфликта.
Социальная напряженность — эго массовый адаптационный синдром к социальным изменениям, связанный со снижением уровня и качества жизни
различных категорий населения. В основе социальной напряженности лежит неадаптированность большей части общества к возникшим трудностям.
Социальная напряженность проявляется на различных уровнях.
Прежде всего она возникает на самом низшем — физиологическом уровне, когда физиологические потребности (в привычной пище, одежде, жилье) невозможно удовлетворить из-за роста цен, отсутствия на рынке достаточного количества товаров, услуг. Следующий уровень составляют неудовлетворенные потребности в безопасности, так как человек чувствует себя незащищенным, живет в страхе, что может потерять работу, кроме того активизируются криминальные элементы.
Далее следуют социальные потребности (в любви, уважении, проявлении нежности, признании в обществе и коллективе, достижении успеха), познавательные потребности (в получении новых знаний, исследовании неизвестного) и эстетические (потребность в красоте, тяга к прекрасному), потребности в самоактуализации и самореализации (реализации творческого потенциала личности с целью жить за свой счет, а не за счет других и по возможности дарить людям результаты своего творчества).
Социальный
конфликт – это возникновение противоречия
(основательного расхождения интересов) между какими-либо составляющими социальной структуры (людьми, социальных групп) или столкновение по причине сходства желания обладать чем-либо ценным для конфликтующих сторон. Субъекты конфликта (участники):

Подстрекатели. Те, кто натравливают стороны друг на друга, способствуют зарождению конфликта.

Пособники. Оказывающие помощь в развитии конфликта техническим или психологическим содействием.

Посредники. Те, кто прикладывают усилия для предотвращения или разрешения конфликта.

Свидетели. Сторонние зрители конфликта.
За началом конфликта, как правило, стоит какой-либо повод или причина.
Важно понимать различие этих понятий: причина – явление, последствия

которого предполагают конфликт; повод – преднамеренное или случайное происшествие, вследствие которого может развиться конфликт.
25. Формирование мировой системы и процессы глобализации.
Глобализация – расширение и усложнение взаимосвязей и взаимозави- симостей государств, формирования целостного мира.
Мировая глобализация представляет собой процесс объединения мира в единую систему глобального свойства.
Исторические этапы глобализации
1. Н
ачало ХХ века: создание международных монополий, нарушается экономическая изолированность государств. Эти явления стали возможны благодаря таким техническим новинкам как телефонная связь и железнодорожный транспорт.
2.Середина ХХ века: созданиемеждународных политических организаций, оружия массовогопоражения, развитие авиационного транспорта и средств массовойинформации, прежде всего,телевидения.
3.С начала 80-х ХХ века по настоящее время: резкое ускорение процессов глобализации под влиянием следующих факторов:
- развитие
Интернета,
- компьютеризация финансовыхсистем.
26. Особенности, проблемы и возможные альтернативы развития
российского общества.
Ообенности развития российского общества: для российского общества в течение последних десяти лет характерны радикальное усиление неравенства, изменения в стратификации, восходящая и нисходящая личностная и групповая мобильность, формирование среднего класса.
Проблемы р азвития социально-культурной сферы российского общества.
Несколько сложнее определить точный перечень проблем. Однако среди них можно выделять главные проблемы, наличие которых не вызывает сомнения: падение демографических показателей, ухудшение уровня жизни на фоне роста
цен и снижения заработной платы, социальная незащищенность бедных слоев населения. Следующая проблема - это дефицит финансирования, т.е. несоответствие реальных потребностей здравоохранения выделяемым финансовым средствам. Свое мнение какое общество должно быть.
27. Методы сбора информации в социологии.
1
. Опрос (анкетный, почтовый, прессовый, социологическое интервью).
Метод опроса признан сегодня многими учеными в качестве универсального метода получения социальной информации, а результаты исследований с использованием метода опроса – убедительными и информативными (в содержательном плане), выразительными и доказательными.
2.
Контент-анализ документов.Контент-анализ документов – метод сбора количественных данных, содержащихся в документах, об изучаемом явлении или процессе.
3. Наблюдение (включенное и невключенное, стандартизированное и нестандартизированное). Наблюдение – общенаучный метод, широко используемый в естествознании. Его применение в социологии ограничено, потому что далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. В библиотеке, например, наблюдение может применяться при изучении эффективности использования справочно- библиографического аппарата.
28. Структура и функции эмпирического социологического исследования.
Эмпирическое социологической исследование — это целостное и логически последовательное всестороннее изучение актуальной социальной проблемы посредством разработанной методологии и методов сбора, обработки и анализа информации об изучаемом объекте и предмете с целью получения нового знания о них и выработки практических рекомендаций для субъектов социального управления.
Структура эмпирического социологического исследования определяется составляющими его компонентами, единством и последовательностью этапов проведения исследования


Компоненты социологического исследования. В качестве компонентов социологического исследования выделяют: проблемную ситуацию, субъект исследования, объект и предмет исследования, социальную проблему, цель и задачи исследования, рабочие гипотезы, методологию и методику исследования, документальное, материально-техническое и финансовое обеспечение, оперативную информацию, результаты исследования (выводы и практические рекомендации), отчет об исследовании.Эмпирическая социология выполняет
одну очень важную функцию
– она анализирует и глубоко изучает социальные факты. Социальный факт – это фрагмент социальной действительности, который зафиксирован в сознании человека в качестве естественного или искусственного.
Социальными фактами могут быть следующие элементы общественной жизни человека: Его поступки, а также поступки приближенных социальных групп;
Материальные и духовные результаты, к которым приводит активная человеческая деятельность; Высказывания людей, как в устном, так и в письменном виде, которые могут браться за идеи и осуществляться как в индивидуальной, так и в совместной деятельности.
29. Количественные методы сбора эмпирической информации в
социологии.
Изучение количественной определенности социальных явлений и процессов происходит с применением специфических средств и методов. Это наблюдение (невключенное и включенное), опрос (беседа, анкетирование и интевьирование), анализ документов (количественный), эксперимент
(контролируемый и неконтролируемый). Эмпирические данные — это информация, которая подтверждает представление об истинности или ложности какого-либо утверждения.
30. Качественные методы сбора эмпирической информации в
социологии.
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для
решения возникшей проблемы. Социолог обращается к анализу таких документов как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т. д. выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов передач телевидения и радио, в текстах договоров и т. п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционирования интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.
31. Социологический опрос, его виды, возможности и ограничения.
Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. К нему относятся люди разных возрастных категорий и профессий.
Виды 1- Анкетирование(
интервью
)Анкетирование является основой для маркетингового опроса, и дает возможность анализировать рынок и понять потребность покупателя. самостоятельное заполнение респондентами анкеты;
♦ высокая достоверность полученных данных;
♦унифицированная структура вопросов;
♦возможность статистической проверки гипотез исследования;
2- Проведение опросов. достоинства
: — Относительно невысокая стоимость проведения опроса при высокой информативности и достоверности полученных данных,Метод опроса позволяет проводить исследования в различных городах и регионах страны по идентичной технологии,Метод опроса позволяет получать эмпирический материал, удобный для статистической обработки и обобщения,Традиционный опрос (в формате face to face), в отличие от телефонного опроса, позволяет использовать демонстрационные материалы