Файл: 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ограничения: Метод опроса позволяет получать информацию по широкому спектру вопросов, однако, возможности его применения в практике маркетинговых исследований ограничены, Ограничения, связанные с продолжительностью опроса, количеством и формулировкой вопросов в анкете, трудности, связанные с организацией полевых работ,
1   2   3   4

32.
Метод
наблюдения.
Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.
Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.
Виды наблюдения
Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.
По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.
По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.
По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения
делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.
В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.
По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени
(на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.
33. Социальный эксперимент.
Социа́льный экспериме́нт — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путём наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.
Социальный эксперимент предполагает:

внесение изменений в сложившиеся отношения;

контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;

анализ и оценка результатов этого влияния.
К социальным экспериментам также относят попытки создания коллективов (идейных общин), живущих по принципам, отличающимся от общепринятых в окружающем их социуме
(как правило, на идеологической или религиозной основе).
34. Анализ документов как метод сбора вторичной информации.
Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека;

вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.
Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубоко скрытые социальные связи.
Виды документов.
По статусу документы различают официальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко – вербальные) и статистические.
По своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно- воспитательные.
Виды анализа документов.
Во всём многообразии исследовательских приёмов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественный анализ
(иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещё название контр - анализа. Два эти подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом
Качественный анализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нет надобности в количественной обработке информации.
Поэтому суть традиционного подхода заключается в углублённом логическом исследовании содержания документов.
35. Анкетирование и интервьюирование как виды опроса.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса —
анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Что собой представляет анкета? Пользуясь наиболее общим определением, можно сказать, что социологическая анкета — это объединенная единым
исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение — дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.
Интервью. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже, чем различные формы анкетирования. Это обусловлено в первую очередь недостаточным развитием сетей постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку. Иногда к проведению интервью привлекаются «общественники», для которых участие в опросе является эпизодическим, а подготовка ограничивается устным инструктажем и пробным опросом. В этих условиях исследователю при обращении к методу интервью приходится каждый раз заново формировать и обучать коллектив интервьюеров, что существенно увеличивает затраты времени не только на подготовку интервьюеров, но и на контроль за качеством их работы.
Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Поэтому при планировании исследования часто приходится решать, что наиболее предпочтительно, г.е. дает при наименьших затратах времени и средств наиболее надежную и достоверную информадию. Этот выбор зависит от конкретных целей и задач исследования, а также от его организационных возможностей и условий.
Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний.
36. Социометрический метод изучения внутригрупповых отношений.
Социометрия — метод выявления и формализованного описания межличностных отношений в группе — разработанный Дж. Морено.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и

межгрупповых отношений. Вместе с официальной, или формальной, структурой общения (обусловленной основными функциями группы) в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального и неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Неформальная структура зависит от фор- мальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние.
Итак, социометрическая процедура применяется для: а) измерения степени сплоченности — разобщенности в группе; б) выявления «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый»; в) обнаружения внугригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры
37. Традиционный анализ документов.
Традиционный анализ документов - это совокупность действий, необходимых для раскрытия содержания материала документа. Здесь социологу нужно установить авторство документа, время, социальный контекст его создания.
Изучая необходимый документ, социолог получит информацию, необходимую ему для исследования.
Традиционный анализ документа - это самостоятельный, творческий процесс, содержание которого зависит от вида документа, цели и задач исследования, от научной квалификации и опыта исследователя.
Важно отметить, что традиционный анализ документов нельзя отделить от личности исследователя, его субъективной оценки и интерпретации.
38. Контент-анализ документов.
Контент-анализ представляетсобой метод качественно-количественного анали за содержания документов с целью выявления или измерения социальных
тенденций и фактов. Метод контент-анализа направлен на извлечение социологической информации из больших массивов документов, которые трудно поддаются традиционному анализу.
Суть данного метода заключается в переводе текстовой информации в количественные показатели, а также нахождение подсчитываемых признаков изучаемого документа.
Контент – анализ имеет свои категории. К ним относятся смысловые единицы и единицы счета.
Единицы контент-анализа представляют собой объекты, которые определяются целью и задачами социологического исследования.
К числу наиболее стандартных единиц социологического исследования относятся:

Понятие (выражается с тексте отдельным термином, например, "безработный", "предприниматель");

Тема (выражается в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах, например, проблема создания эффективной правовой системы для развития предпринимательства);

Персонаж события или действия (в зависимости от выделенной темы контент-анализа персонажем может выступать, менеджер, рабочий, президент страны);

Ситуация (рассматривается в контексте проблемы, например, необходимость постройки атомной электростанции угрожает экологической обстановке региона);

Действие (происходит с отдельными индивидами, группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, забастовки рабочих, арест протестующих).
39. Понятие документа в социологии, классификация документов.
В социологии документальной называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Метод анализа документов позволяет получить необходимую

исследователю информацию и широко применяется в социологии. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации (кроме предметов материальной культуры и быта). По способу фиксирования информации различают
: 1) рукописные (автобиографии, личные листки, дневники и т.д.) и печатные документы (это государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы); 2) иконографические - это записи на кино-, видео- или фотопленке (фотографии, картины, фильмы); 3) фонетические документы
(магнитофонные записи, грампластинки, диски). По цели создания документы могут быть целевыми и наличными
(естественно функционирующими в обществе). Целевые готовятся в соответствии с программой, задачами исследования. Это ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, отражающие мнения и поведение респондентов; справки официальных и общественных организаций, выполненные по заказу исследователей. Наличные документы создаются и функционируют в обществе независимо от исследователя. Они являются естественной составной частью нормального процесса деятельности какого-то учреждения, коллектива или какой-то организации. К ним относятся любые документы. Это официальные документы, статистические отчеты, материалы прессы В
зависимости от статуса документы делят на официальные и неофициальные. Официальные документы в основном отражают общественные связи и выражают коллективные точки зрения.
40. Социологическое исследование, его сущность и функции.
Социологическое исследование
– это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.
Характеристики социологического исследования:

– Социологическое исследование носит научный характер, т.е. строится в соответствии с требованиями науки.
– Следовательно, оно должно быть объективным, максимально приближенным к истине.
– Социологическое исследование носит достоверный характер, т.е. его данные можно перепроверить.

Наконец, результаты исследования должны быть репрезентативными (представительными) – способными отражать реальную ситуацию в объекте исследования.

Основные функции
социологического исследования:
► познавательная функция;
► прикладная функция;
► аналитическая функция;
► диагностическая функция;
► прогностическая функция;
► инструментальная функция;
► функция социального контроля;
► организационно-техническая функция.
41. Структура социологического исследования.
Социологическое исследование включает в себя 4 основные стадии: подготовка, проведение, обработка и анализ.
На стадии подготовка, разрабатывается программа социологического исследования и календарный план проведения работ. Программа социологического исследования (ее методическая часть) включает: определение проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулировку, цель и задачи, интерпретацию понятий (основные понятия в анкете должны быть интерпретированы, слова должны пониматься), системный анализ объекта и постановку рабочей гипотезы (предположение о результатах исследования). В процедурной части программы предусматривается определение метода исследования и расчет выборочной совокупности.