Файл: Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Высокий уровень - интеллектуальное развитие ребенка соответствует норме, у ребенка хорошая обучаемость. Ребенок не нуждается в особых образовательных программах, при проблемах с учебой их причина лежит в других сферах (мотивы, особенности личности, эмоциональные проблемы и т.п.)



    1. "Четвертый лишний" (предметный)

И.: "Какой из этих предметов лишний?" После того как ребенок ответил правильно, экспериментатор спрашивает: "Как одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?"







Цель: исследование процессов мышления (анализ, синтез, классификация по

цвету, форме, категории)

Данные, полученные при исследовании по этой методике, также позволяют судить об уровне обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений и на этой основе производить необходимые суждения на образном уровне.
Возрастные особенности использования:

Можно использовать для детей, начиная с 4-4,5-летнего возраста и до 7-8-ми лет.
Процедура проведения:

Ребенку предъявляются изображения четырех предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется «лишним». «Посмотри, здесь нарисованы 4 картинки. Одна из них «лишняя», не подходит к трем другим. Какая картинка «лишняя» и почему?»
Анализируемые показатели:
- характер деятельности (целенаправленность, хаотичность и т. п.);
-доступность выполнения задания;
- характер ошибок при выделении признаков;
- характер рассуждений ребенка и уровень обобщающих операций;
- объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.

Результат:

Высокий уровень – ребенок правильно выполнил всё задание: указал «лишнюю» картинку и правильно подобрал обобщающее слово;

Средний уровень – ребенок правильно справляется с 4-мя заданиями: указывает «лишнюю» картинку и правильно подбирает или  обобщающее слово;


Низкий уровень –   ребенок  указывает «лишнюю» картинку, но затрудняется подобрать обобщающее слово;

Протокол

Ф.И Колесникова Мария

Возраст 8 лет

Результат Средний уровень ребенок правильно справляется с 4-мя заданиями: указывает «лишнюю» картинку и правильно подбирает или  обобщающее слово

"Четвертый лишний" (вербальный).

И.: та же, что и в пункте "а", с той лишь разницей, что исключается лишнее слово. Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

  • Кошелёк, портфель, чемодан, книга.

  • Часы, весы, очки, термометр.

  • Иней, пыль, дождь, роса.

  • Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

  • Самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор.

  • Бочка, бабочка, жук, очки.

  • Роза, шуба, книга, яблоко.

«Лишние» слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный ответ — 0 баллов.

10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;

7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

Результаты исследования заносятся в протокол.

«Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Определение понятий, объяснение причин, выявление сход­ства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следую­щую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?


(Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая),

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это . (Правильное продолжение ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8..Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят
назвать время).


(Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и ми­нуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют моло­дую собаку и молодую овцу?

(Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни,

Протокол

Ф.И Семенов Александр

Дата 16.06.2022

Возраст 12 лет

Класс 7 «б», школа № 2

Результат

Средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов


    1. Аналогии

Простые и сложные аналогии (предметные).

ВАРИАНТ 1.







Цель: методика «Простые аналогии» направлена на изучение элементов логического мышления.

Вариант методики с рисуночным стимульным материалом предназначен для исследования мышления детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Изучение словесно-логического мышления младших школьников (7-11 лет) осуществляется с помощью вербального стимульного материала (словесные аналогии).

Стимульный материал. Для проведения исследования с ребенком дошкольного возраста необходимо иметь основной набор из 6 карточек с изображением двух рядов картинок: 2 картинки в верхнем ряду задают принцип аналогии, третья картинка начинает вторую аналогичную пару, а вместо четвертой, завершающей логический ряд картинки, стоит вопросительный знак. Нижний ряд состоит из трех картинок, одна из которых является недостающей в верхнем ряду.


Описание карточек:

Карточки содержат рисунки конкретных предметов и явлений:

1. Птица – гнездо, собака - ?

Будка, кость, щенок.

2. Малина – ветка, вишня - ?

Дерево, корзина, ветки.

3. Курица – цыпленок, крольчиха - ?

Морковь, крольчонок, лиса.

4. Рыба – вода, лиса - ?

Лиса, нора, заяц.

5. Петух – зерно, лошадь - ?

Телега, овес, жеребенок.

6. Кошка – котенок, корова - ?

Теленок, жеребенок, бидон.

Дополнительный набор из 8 карточек продолжает исследование мышления ребенка более старшего возраста (6-7 лет) и оформлены иначе, чем первые 6 карточек. Они разделены на две части: в левой нарисованы картинки, задающие аналогию, в правой части вверху изображен предмет, начинающий вторую пару аналогий, а под ним изображены пять картинок, одна из которых должна завершить эту пару. В отличие от основного набора дополнительный содержит аналогии с использованием пространственных отношений предметов и геометрические фигуры, соотносящиеся определенным образом. (Стимульный материал прилагается).

Процедура проведения.

Перед ребенком выкладывается первая карточка и дается следующая инструкция:

«Посмотри на эти картинки. Вверху нарисована птичка рядом с гнездом – они как-то связаны между собой. Рядом нарисована собака, а внизу есть еще несколько картинок. Подумай и выбери среди них ту, которая была бы так же связана с собакой, как гнездо с птицей». Если ребенок затрудняется с выбором, экспериментатор может подсказать направление рассуждения, указав, что птица живет в гнезде. В случае, если и после подсказки ребенок не может назвать правильный ответ, экспериментатор сам показывает нужную картинку и объясняет ее выбор, после чего уточняет, понятны ли испытуемому объяснения.

Затем перед ребенком выкладывается следующая картинка, к которой дается аналогичная инструкция. Эту задачу испытуемый должен решить уже без помощи экспериментатора. Во время проведения исследования экспериментатор фиксирует все объяснения ребенка, которые вместе с вариантами ответов заносятся в протокол.

Форма протокола к методике «Простые аналогии»



Задача

Ответ

Объяснение

1.

Собака

 

 

2.

Вишня

 

 

3.

Крольчиха

 

 

4.

Лиса

 

 

5.

Лошадь

 

 

6.

Корова

 

 

7.

Стул

 

 

8.

Машина

 

 

9.

Кровать

 

 

10.

Ключ

 

 

11.

Круг

 

 

12.

Стрелка

 

 

13.

Треугольник

 

 

14.

Квадрат

 

 


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – 0 баллов.

В норме дети должны набрать 9-11 баллов. Если ребенок набирает 5-7 баллов (и менее), необходимо провести дополнительную диагностику с использованием других методик для того, чтобы установить причину неверного выполнения заданий (импульсивность, невнимательность испытуемого, низкий уровень знаний, недостаточная интериоризированность мыслительных операций и т. д.)

Высокие баллы (11 и выше баллов), набранные испытуемым по данной методике, показывают высокий уровень развития такой мыслительной операции как аналогия. Это свидетельствует о том, что ребенок отличается развитой способностью устанавливать логические связи, выделять существенные признаки предметов и явлений и наличием предпосылок к нормативному развитию понятийного мышления.

Низкие баллы (5 и менее) свидетельствуют о сложностях, которые испытывает ребенок при выделении отличительных признаков объекта и установлении логических закономерностей их изменения. При низкой успешности выполнения заданий данной методики можно предположить, что в дальнейшем уровень развития понятийного мышления и логических операций у такого ребенка будет ниже, чем при нормативном развитии.

Это может являться следствием замедленного темпа психического развития, бедностью знаний и низким культурным уровнем в целом, проблемами с устойчивостью и распределением внимания.

2. Следующий уровень качественного анализа результатов выявляет виды выделенных испытуемым связей. Аналогии, устанавливаемые в данной методике, предполагают выделение следующих видов отношений:

Анализ успешности выделения испытуемым того или иного вида отношений позволяет сделать вывод о специфике развития мыслительных операций ребенка, характере затруднений и интеллектуальных ресурсах испытуемого. Так, установление родовидовых связей в большей степени зависит от уровня знаний и общей осведомленности ребенка. Успешность определения данных отношений свидетельствует, скорее всего, о том, что ребенком получен достаточный запас знаний об окружающей действительности.

Выявление причинно-следственных связей заключается в анализе исходных данных и построении логической цепочки на основе имеющихся о явлении знаний. Для правильного выполнения подобных заданий ребенок должен обладать необходимыми сведениями и уметь переносить их в сходные ситуации. Правильность установления таких аналогий свидетельствует о развитых способностях испытуемого к логическому рассуждению и умении сопоставлять сходные признаки предметов и явлений.