Файл: Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Установление отношений «предмет – признак»требует понимания логических связей между предметами и явлениями, умения соотносить части и целое, выделять существенные признаки предмета и прослеживать динамические изменения признаков. Данные способности в определенной степени опираются на сформированные операции анализа и сравнения.

Таким образом, заключение, основанное на выполнении данной методики, предполагает вывод экспериментатора об уровне развития операции аналогия в целом, анализ структуры отдельных интеллектуальных способностей, интерпретацию причин затруднений и указание тех познавательных функций, которые необходимо развивать в дальнейшем.

Ребенок ответил правильно на 5 из 5 вопросов первого варианта.
Набранные испытуемым по данной методике, показывают высокий уровень развития такой мыслительной операции как аналогия. Это свидетельствует о том, что ребенок отличается развитой способностью устанавливать логические связи, выделять существенные признаки предметов и явлений и наличием предпосылок к нормативному развитию понятийного мышления
На первой картинке он правильно сопоставил собака-будка (дом), на второй – кролик- крольчонок(детеныш), лошадь-трава(еда), вишня-куст (ягода, сбор), корова-теленок(детеныш).

ВАРИАНТ 2.


Ребенок ответил правильно на 2 из 2 поставленных вопроса.

На первой картинке он правильно сопоставил стул с табуреткой, а на второй – машину белого цвета с машиной черного.
ВАРИАНТ 3.




Ребенок правильно сопоставил фигуры на всех 4 картинках.

На первой он выбрал стрелочку вниз, на второй – квадрат с квадратиком черного цвета внутри, на третьей – треугольник поменьше, на четвертой – кружок поменьше черного цвета.

По данным результатам, можно сделать вывод, что нарушения в понимании логических связей и отношений между понятиями, не выявлены.

Простые и сложные аналогии (вербальные)
СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ



ВАРИАНТ 1.

Школа - ученик

Задача – решение

Часы – время

Луг – трава

Рабочий – город

Море – вода

Художник – картина

Яд – заболевание

Июнь – лето

Охотник – ружье

День – обед

Дождь – сырость

Дом – кирпич

Хулиганство – наказание  
Больница – врач

Вопрос – ответ

Градусник- ртуть

Лес – деревья

Крестьянин – деревня

Небо – облака

Писатель – книга

Лекарство – здоровье

Апрель – весна

Рыбак – удочка

Вечер – ужин

Жара – засушливость

Слово – словарь

Подвиг –  поощрение

ВАРИАНТ 2.
1.ЛОШАДЬ КОРОВА

ЖЕРЕБЕНОК ТЕЛЕНОК (ДЕТЕНЫШ)

2.ТОНКИЙ БЕЗОБРАЗНЫЙ

ТОЛСТЫЙ КРАСИВЫЙ (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ)

3. СВИНЕЦ ПУХ

ТЯЖЕЛЫЙ ЛЕГКИЙ (МАССА)

4. ЛОЖКА ВИЛКА

КАША МЯСО (ПРАВИЛА СТОЛОВОГО ЭТИКЕТА)

5. ЯЙЦО КАРТОФЕЛЬ

СКОРЛУПА ШЕЛУХА (ОВОЩНАЯ КОЖИЦА)

6.КОНЬКИ ЛОДКА

ЗИМА ЛЕТО (ВРЕМЕНА ГОДА)

7.УХО ЗУБЫ

СЛЫШАТЬ ЖЕВАТЬ (ОРГАН)

8. СОБАКА ЩУКА

ШЕРСТЬ ЧЕШУЯ (КОЖА)

9. ПРОБКА КАМЕНЬ

ПЛАВАТЬ ТОНУТЬ(АССОЦИАЦИИ)

10. ЧАЙ СУП

САХАР СОЛЬ (АССОЦИАЦИИ)

11. ДЕРЕВО РУКА

СУК ПАЛЕЦ (СТРОЕНИЕ)

12. ДОЖДЬ МОРОЗ

ЗОНТИК ХОЛОД (ВРЕМЕНА ГОДА\ТЕМПЕРАТУРА)

13. ШКОЛА БОЛЬНИЦА

ОБУЧЕНИЕ ЛЕЧЕНИЕ (АССОЦИАЦИИ)

14. ПЕСНЯ КАРТИНА

ГЛУХОЙ СЛЕПОЙ (АСООЦИАЦИИ)

15. НОЖ СТОЛ

СТАЛЬ ДЕРЕВО (АССОЦИАЦИИ)

16. РЫБА МУХА

СЕТЬ ПАУТИНА (КАК ПОЙМАТЬ)

17. ПТИЦА ЧЕЛОВЕК

ГНЕЗДО ДОМ (АССОЦИАЦИЯ.МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА)

18. ХЛЕБ ДОМ


  1. Сравнение понятий. И.: "Что общего и что разного у яблока и вишни?" или "Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?".


Ребенок привел в пример из общего: строение цветка, листья простые, косточки.

2. Разное: строение семян, различие в размерах листьев, корней, плодов. Схожесть трамвая и автобуса: транспортные средства, ездят по определенному маршруту. Различия: трамвай едет по рельсам, автобус едет быстрее, автобус тратит бензин.

  1. Выделение существенных признаков И.: "Выбери в скобках те слова, без которых основное слово не может существовать".



  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

  3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

  8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

  9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор) 10.Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

11.Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) 12.Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

Данные результаты дают понять нам, что обследуемый демонстрирует свою способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказывается от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки. Выявлено преобладание абстрактно-логического стиля мышления над конкретно-ситуационным

3. Тест Кэттела.

И.: "Найди справа (экспериментатор показывает) подходящее изображение для пустого квадрата". Очевидно, что приведенные эталоны не выравнены по сложности и предназначены для разных возрастных категорий.










ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТ (CFIT), или как найти единственно правильное решение в сложной ситуации.

Аббревиатура CFIT расшифровывается как Culture Free Intellect Test. Английское «free» чаще всего переводится как «свободный» (другое значение «независимый», для англичан это одно и то же), поэтому тест Кэттелла имеет еще определение «культурно-свободный».

В этом задании испытуемый имеет дело с простыми рисунками-знаками. Таким образом, предполагается, что его можно применять как для индивидуального, так и для группового обследования.


ТЕСТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ НЕ ЗНАКОМЫХ ДАЖЕ С АЗБУКОЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ВЛИЯНИЯ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ, ОБРАЗОВАНИЕ И Т. П.




Каждое задание имеет только один правильный ответ. Не следует забывать, что важнейшим интеллектуальным компонентом творчества является преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Таким образом, тест в целом ориентирован на противоположный конвергентный тип мышления, направленный на поиск единственного решения, снимающего проблему как таковую.

И если вам нужны толковые исполнители, а не творческие личности смело применяйте этот тест для отбора, он поможет вам выбрать золотую середину. Правда, не исключена вероятность отсеять будущего гения...

«Свободен» ли на самом деле данный тест от уровня культуры (то есть приобретенных знаний и навыков) испытуемых вопрос спорный. Результаты, полученные за последние сорок лет, дали основание считать, что IQ отражает
преимущественно приобретенные способности и практически непригоден для выяснения возможных генетических различий. Наследственные задатки человека могут проявляться, как правило, только после соответствующего обучения и в определен ной культурной среде.


Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т.д.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования. Здесь предложен вариант теста для детей 8—12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования.

Тест состоит из двух частей, в каждой из которых есть четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму. Время выполнения каждого субтеста ограничено:

Далее для краткости субтест будет обозначаться как «тест». В стимульном материале 1 перед каждой частью методики и перед каждым тестом сформулированы инструкции. Все инструкции зачитываются вслух экспериментатором, который объясняет неясные моменты испытуемому 2. При решении заданий из пяти предложенных вариантов ответов, которые обозначены буквенно, надо выбрать только один правильный и отметить его в бланке ответов (Прилож. 1), вычеркнув соответствующую букву. Пе- ред началом работы над каждым тестом экспериментатор засекает время.

нейропсихологической диагностики (при всей кажущейся ее простоте) - кропотливый, тщательно продуманный процесс.

Практически никогда с первого раза он не протекает так, как хотелось бы: то не успеваешь что-то записать, то ребенок начинает упрямиться и категорически протестовать против каких-либо (как правило, малодоступных ему) проб. Иногда даже бывает так, что через некоторое время после того, как ребенок ушел, понимаешь, что не исследовал самое главное для его типа развития. Хотя, казалось бы, провел полное нейропсихологическое обследование. Для предотвращения такого рода эксцессов необходимо как минимум (и не только на первых порах) подготовить протокол, заполнение которого структурирует процесс обследования и существенно облегчит вам работу.