Файл: Вопросы по Анатомии Строение животной клетки, основные органоиды и их функции. Строение клетки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


47. Органы чувств, орган зрения. Преддверно-улитковый орган.
Органами чувств называют анатомические образования (приборы), воспринимающие энергию внешнего воздействия, трансформирующие ее в нервный импульс и передающие этот импульс в мозг.

Различного рода внешние воздействия воспринимаются кожным покровом, специализированными органами чувств: органом зрения, преддверно-улитковым органом (орган слуха и равновесия), органами обоняния и вкуса. При помощи органов чувств, способных определять и передавать в мозг неодинаковые по характеру и силе, трансформированные в нервный импульс внешние влияния, человек ориентируется в окружающей внешней среде, отвечает на эти влияния теми или иными действиями. Одни внешние воздействия воспринимаются при непосредственном соприкосновении тела человека с предметами (контактная чувствительность). Так, находящиеся в коже чувствительные нервные окончания реагируют на прикосновение, давление (тактильная чувствительность), болевое воздействие и температуру внешней среды (болевая и температурная чувствительность).

Специальные чувствительные приборы, располагающиеся в слизистой оболочке языка (орган вкуса), воспринимают вкус пищи. Другие внешние воздействия улавливаются организмом на расстоянии (дистантная чувствительность). Такую функцию выполняют сложно устроенные специализированные чувствительные приборы. Орган зрения воспринимает свет, орган слуха улавливает звук, орган равновесия - изменения положения тела (головы) в пространстве, орган обоняния - запахи.

Факт взаимодействия органов чувств с внешней средой находит свое выражение в происхождении их чувствительных приборов - специализированных нервных клеток - из наружного зародышевого листка (эктодермы).

Органы чувств только воспринимают внешние воздействия. Высший анализ этих воздействий происходит в коре большого мозга, куда нервные импульсы поступают по нервным волокнам (нервам), связывающим органы чувств с головным мозгом. Не случайно И. П. Павлов назвал органы чувств в их широком понимании анализаторами.

Орган зрения - глаз - находится в орбитальной впадине черепа (глазнице), сзади и с боков окружен мышцами, которые прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока и обеспечивают его движение.


Орган зрения состоит из:

- глазного яблока,

- зрительного нерва,

- вспомогательного аппарата глаза: глазные мышцы, жировая клетчатка, веки, ресницы, брови, слезные железы

Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.

Возникновение зрительных ощущений - происходит при помощи зрительного анализатора. Зрительный анализатор представлен воспринимающим отделом - рецепторами сетчатой оболочки глаза, зрительными нервами, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга.

Преддверно-улитковый орган или орган слуха и равновесия, состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное и среднее ухо представляют звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. В состав внутреннего уха входят слуховой аппарат и орган равновесия.

Улитковый нерв имеет рецепторы в кортиевом органе, воспринимающие звуковые волны с частотой колебания от 20 до 20 000 Гц. Рецепторы преддверного нерва, располагающиеся в ампулах полукружных каналов, воспринимают изменения ориентации головы и информируют организм о действии силы тяжести и ускорения. Основная функция преддверных рецепторов заключается в содействии зрению, обеспечивая точную фиксацию и перемещение глазного яблока при смещениях головы.
48. Анализатор. Общий план строения.
Одной из важнейших функций нервной системы является получение и анализ информации об изменении условий внешней и внутренней среды. Эту функцию нервная система осуществляет с помощью анализаторов.

Понятие об анализаторах ввел И.П. Павлов.

По Павлову анализаторы состоят из 3х частей:

- периферическая (рецептор-воспринимающий орган);

- проводниковая (афферентные нерв пути);

- центральная ( в коре головного мозга).

Различают след виды анализаторов:

- зрит;

- слух;

- вкусовой;

- обон;

- осяз;

- двигат;

- висцеральный(отвечает за ощущ внут огр).


 Анатомические отличия анализаторов:

- анализаторы 1-й сигнальной системы обладают каждый всеми тремя компонентами (рецептор, кондуктор и корковый конец).

- анализаторы 2-й сигнальной системы лишены своих рецепторов и кондукторов, а имеют только корковые концы (корковые концы речевых анализаторов); они воспринимают свои сигналы (вторые сигналы) на базе первых сигналов, составляющих 1-ю сигнальную систему, без которой они не функционируют.
49. Возрастные особенности развития зрительного анализатора. Основные нарушения зрения
Развитие зрительного анализатора начинается на третьей неделе эмбрионального развития и к моменту рождения ребенка зрительный анализатор в основном морфологически сформирован. Однако совершенствование его структуры происходит и после рождения, и завершается в школьные годы. Развитие зрительной сенсорной системы идет от периферии к центру.

У новорожденных детей форма глаза более шаровидная, диаметр глазного яблока составляет 16 мм. Интенсивнее всего глазное яблоко растет до 5 лет, менее интенсивно до 12 лет. Диаметр у взрослых людей составляет 24мм.

У детей склера более тонкая и эластичная, роговица относительно толстая. Это способствует легкой деформации глаза.

Ресничное тело у новорождённых развито слабо. Способность к аккомодации устанавливается к 10 годам.

У новорождённого радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется к10-12 годам.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, колбочки еще незрелые и их количество невелико. Элементарные функции цветоощущения у новорожденных, видимо, есть, но полноценное включение колбочек в работу происходит только к концу 3-го года. Однако и на этой возрастной ступени оно еще неполноценно. Своего максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается. Большое значение для формирования цветоощущения имеет тренировка. Быстрее всего ребенок начинает узнавать желтые и зеленые цвета, а позднее – синий. Узнавание формы предмета появляется раньше, чем узнавание цвета. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.


Оптическая система глаза в процессе онтогенетического развития также изменяется. Ребенок в первые месяцы после рождения путает вверх и низ предмета. То обстоятельство, что мы видим предметы не в их перевернутом изображении, а в их естественном виде объясняется жизненным опытом и взаимодействием сенсорных систем.

У новорожденных детей и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклой формы и более эластичный, реснитчатое тело слабо развитое. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие.

С возрастом повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня.

Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга происходит уже к первому году жизни. Механизмы координации и фокусирования формируются в возрасте от 3 дней до 3-5 месяцев.

Среди дефектов органов зрения наиболее часто встречаются нарушения физической рефракции (лучепреломления):

- дальнозоркость – фокус изображения предмета расположен за сетчаткой;

- близорукость – фокус изображения предмета расположен перед сетчаткой.

- астигматизм – нарушение зрения, обусловленное тем, что преломляющая поверхность хрусталика или роговицы имеет неодинаковую кривизну в различных меридианах. Поэтому лучи, попадающие на них, неодинаково преломляются и сходятся не в одной точке и человек плохо видит.

У дошкольников вследствие более плоской формы хрусталика очень часто встречается дальнозоркость. В 3 года дальнозоркость наблюдается у 82% детей, а близорукость – у 2,5%. С возрастом это соотношение изменяется, и число близоруких значительно увеличивается, достигая к 14-16 годам 11%. Важным фактором, способствующим появлению близорукости, является нарушение гигиены зрения.
50. Слуховой анализатор. Строение, возрастные особенности.
Слуховой анализатор состоит из трех отделов:

  1. Периферического - слуховые рецепторы внутреннего уха

  2. Проводникового - слухового нерва

  3. Центрального - височной доли коры больших полушарий


Ухо человека состоит из 3 отделов:

- наружного,

- среднего,

- внутреннего.

Наружное ухо

К наружному уху относится ушная (слуховая) раковина и наружный слуховой проход. Ушная раковина помогает улавливать звук - колебания воздуха, и направлять их в наружный слуховой проход, служащий резонатором, который усиливает звуковую волну.

В просвет наружного слухового прохода открываются протоки серных желез, вырабатывающих особый секрет - серу. Она необходима для защиты слухового прохода от грибов, бактерий и мелких насекомых. Схожую функцию выполняют волоски, покрывающие слуховой проход и препятствующие попаданию в него пыли.

На границе наружного и среднего отделов уха располагается барабанная перепонка, анатомически относящаяся к среднему уху.

Среднее ухо

Средний отдел уха представлен барабанной перепонкой, барабанной полостью, продолжающейся в евстахиеву трубу, которая соединяет барабанную полость и носоглотку. В барабанной полости находятся три самые маленькие косточки нашего организма: молоточек, наковальня и стремечко.

Слуховые косточки соединяются друг с другом подвижными суставами. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, вследствие чего колебания барабанной перепонки передаются последовательно на молоточек, наковальню и стремечко. Стремечко соединяется с овальным окном (часть внутреннего уха), колебания которого предаются жидкости внутреннего уха. Евстахиева труба соединяет барабанную полость и полость носоглотки, уравнивая в них давление: в результате давление становится одинаковым по обе стороны барабанной перепонки.

Открытие глоточного отверстия евстахиевой трубы происходит в момент глотания (попробуйте глотнуть с усилием, и, возможно, услышите треск/щелчок - это открылось глоточное отверстие евстахиевой трубы, давление по обе стороны уравнялось).

Во время взлета давление в салоне и кабине самолета уменьшается, уши может "заложить" как раз из-за несоответствия давления в носоглотке и барабанной полости. Глотательные движения способствуют открытию отверстия евстахиевой трубы, и давление выравнивается: вот зачем на борту самолета перед взлетом раздают леденцы :)