Файл: Предмет и задачи зоопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Предмет и задачи зоопсихологии

Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психического отражения у животных, то есть это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне.

Задачи зоопсихологии: изучение формирования психических процессов у животных в онтогенезе, происхождения психики и ее развития в процессе эволюции, биологических предпосылок и предыстории зарождения человеческого сознания.

Объектом зоопсихологии является психика, психическая деятельность животных, а предметом – закономерности фило- и онтогенеза психики, психической деятельности животных, ее проявления в различных формах поведения.

Психическая деятельность животных – целостный комплекс всех проявлении поведения и психики животных, направленных на установление жизненную необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в окружающем мире. Внешняя активность и ее отражение, поведение и психика составляют неразрывное органическое единство. Рассматривая поведение психику как единое целое, зоопсихологи учитывают первенство поведения в психическом отражении у животных. Поэтому различные аспекты психической деятельности животных оцениваются, прежде всего, на основе анализа их двигательной активности в конкретных условиях существования

Объектом сравнительной психологии является психика животных и человека, а предметом – общие и качественно отличные закономерности формирования и проявления психики животных и человека.

2. Основные методы зоопсихологии.

  1. Метод наблюдения - позволяет судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу. Плюсы: самый распространённый Минусы: субъективность, ее можно убрать с помощью фото- и видеоаппаратуры.

  2. Метода эксперимента:
    а) метод лабиринта используют при изучении пищевого и социального поведения: Суть метода «лабиринта» заключается в следующем: подопытному животному ставится задача – найти путь к определенной, непосредственно не воспринимаемой им цели (пища или убежище). В экспериментах используются как двухмерные, одноуровневые лабиринты, где животное перемещается в одной плоскости, так и трехмерные, двухуровневые, где оно может перемещаться в двух плоскостях. При отклонениях от правильного пути иногда используют наказание животного. Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок. Данный метод позволяет изучать способности животных к научению, к выработке двигательных навыков, а также способности к пространственной ориентации. При помощи этого метода можно выяснять роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и других психических функций;
    б) метод обходного пути: Особенность метода «обходного пути» заключается в том, что животное непосредственно воспринимает объект, на который направлены его действия уже в начале опыта. Обычно этим объектом является пища. В отличие от метода «лабиринта», в данном методе животному приходится для достижения объекта обойти одну или несколько преград. В экспериментах с использованием метода обходного пути учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения животного, степень сложности задачи, скорость ее решения при поиске животным обходного пути и достижения результата;
    в) метод «проблемного ящика»: В экспериментах, когда используется данный метод «проблемной клетки (ящика)», животному, чтобы получить подкрепления (корм или свободу), необходимо открыть (иногда в определенной последовательности) затворы на дверце клетки или крышке ящика. Этот метод позволяет исследовать сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно продуктивно применение этого метода при изучении животных с развитыми хватательными конечностями (крысы, еноты, обезьяны). При постановке экспериментов для выявления высших психических способностей животных, им обычно для решения задачи предоставляется возможность использовать различные орудия (палки, блоки и тому подобное). Используя этот метод, при постепенном усложнении задачи, в процессе экспериментов, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и сенсорных компонентах интеллекта животных.

  3. Дрессировка. Используют для выявления способностей животного к различению объектов и их признаков, при этом объекты предъявляют одновременно или последовательно. При правильном выборе объекта животное вознаграждается, этот способ носит название положительная дрессировка, в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора применяют наказание за неправильный выбор, этот способ носит название положительно-отрицательная дрессировка. Последовательно уменьшая различия между признаками объектов, исследователь может выявить у животного пределы различения (дифференцировки) данного качества предметов. Таким образом изучают особенности зрения у животных разных видов (остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм), процессы формирования навыков, памяти животных (по времени сохранения результатов тренировки), а также способности животных к обобщению.

  4. Использование дорогостоящего оборудования (все виды томографии).

  5. Использование кольцевания, бирок, ошейников, фото- и видеоловушки.


4. Основные направления в изучении поведения животных.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — основанное Дж. Уотсоном направление американской экспериментальной психологии. Согласно его радикальной концепции все поведение животного (и человека) сводится к комплексу секреторных и мышечных реакций организма на внешние стимулы (концепция «стимул-реакция»).

Бихевиоризм не занимается анализом происходящих в мозге процессов, а делает акцент на возможно более точной регистрации поведения и его количественном анализе. «Обучение», «интеллект», «представления» — эти понятия бихевиоризм намеренно игнорирует.

Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) — основанное в начале XX века И. П. Павловым научное направление, связанное с объективным изучением физиологических основ психики (в том числе и человека) методом у слоеных рефлексов. Со временем содержание этого понятия претерпело существенные изменения.

В настоящее время предметом физиологии ВНД считается экспериментальное исследование закономерностей и нейрофизиологических механизмов поведения, процессов обучения и памяти.

Исследования реализуются, как правило, на основе комплексного подхода — использования нейрофизиологических, нейрохимических, молекулярно-биологических методов (Симонов, 2000).

Психофизиология — пограничная область психологии, примыкающая к физиологии высшей нервной деятельности. Она ориентирована на установление корреляций между психическими явлениями, или состояниями, о которых узнают по словесному отчету либо другой произвольной реакции субъекта, и физиологическими процессами (вегетативными и двигательными реакциями), которые регистрируют объективными методами.

Психофизиология — направление, исследующее преимущественно человека, поскольку только он может дать отчет о своих субъективных переживаниях и психическом состоянии. Цели, методы исследования и понятийный аппарат психофизиологии в целом те же, что и у физиологии высшей нервной деятельности. Несмотря на то что термин имеет более узкое значение, существует ошибочная тенденция употреблять его вместо термина «высшая нервная деятельность».

Этология (от греч. ethos — нравы, характер) — наука о поведении особи в естественной для данного вида среде обитания. Она сформировалась в 30-е годы XX века на базе зоологии и эволюционной теории.

Ее основатели — австрийский исследователь Конрад Лоренц (1903–1989) и голландец, всю жизнь проработавший в Великобритании, Николае Тинберген (1907–1988). Этология развивалась в тесном контакте с физиологией, популяционной генетикой, генетикой поведения и др. Возникнув как направление описательное, связанное преимущественно с изучением «врожденных» действий, этология превратилась в целостную концепцию, включающую анализ поведения в онто- и филогенезе, изучение его механизмов и приспособительного значения.


Гештальтпсихология — направление, возникшее в 20-е годы в Германии и подобно бихевиоризму пытавшееся создать антитезу методу интроспекции (см. Глоссарий в конце книги). Первичными элементами психической деятельности гештальтпсихология считала не отдельные ощущения, а целостные образы — гештальты (gestalt), которые характеризуются константностью и устойчивостью.

В основе этого направления лежал тезис о несводимости гештальта к сумме составляющих его частей, о значении целостного восприятия зрительного поля в структуре психической деятельности, о роли оперирования целостными зрительными образами. В отличие от рассмотренных выше направлений именно гештальтпсихология в период своего возникновения была непосредственно связана с разработкой проблемы мышления, и именно благодаря ей произошел решительный перелом в экспериментальном изучении интеллекта животных. Один из наиболее известных гештальтпсихологов — Вольфганг Келер (1925) — первым доказал наличие элементов мышления («инсайта») у животных.

Генетика поведения. Феномен наследования особенностей поведения животных, хорошо известный тем, кто так или иначе постоянно наблюдает за ними, был интуитивно понятен многим ученым довольно давно.

Направление, получившее название генетики поведения, с самого своего зарождения занималось анализом генетических механизмов поведения и, в частности, когнитивных способностей животных и человека.

Генетика поведения, или, как ее иногда называют теперь, «генетика мозга» — направление нейробиологии, исследующее физиологические основы процессов поведения генетическими методами. Вклад генетики поведения в понимание сложных форм поведения животных базируется на использовании генетических моделей тех или иных когнитивных процессов

5. Общая характеристика психики животных. Раздражимость и чувствительность.

1. Стадия сенсорной психики - первая стадия, на ней животное реагирует только на отдельные воздействия от предметов внешнего мира, имеющие для животного определенный биологический смысл (ощущения).

Два уровня сенсорной психики:

а) Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развита раздражимость. Слабая пластичность поведения, не сформировавшая способность реагирования на биологически нейтральные свойства среды. Слабая двигательная активность. (Простейшие, низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде)


б) Высший уровень характеризуется наличием осуществлений. Появляется важный орган манипуляции- челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. (Кольчатые черви, моллюски, другие беспозвоночные)

2. Стадия перцептивной психики - деятельность животного носит более сложный характер, из-за разнообразной среды обитания и образа жизни. Определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности в расчленённых образах.

Два уровня:

а) Низший- отражение окружения в форме образов и предметов. Челюсти-орган манипуляции. Сформированы двигательные навыки: ныряние, ходьба, ползанье, полёт. Поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных вредных. Развито защитное поведение. (рыбы, насекомые, высшие беспозвоночные)

б) Высший характеризуется элементарными формами решения задач. Инстинктивные формы повеления хорошо развиты. Способность наученную путём выработки навыков. (позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: зрение, слух, равновесия, чувствительность)

3. Стадия интеллекта - сложные формы отражения действительности. Способность решать двухфазовые задачи. Два уровня:

а) Подготовительная фаза (побуждение к деятельности благодаря средству или способу достижения данной цели действия)

б) Фаза осуществления данной деятельности, направлена на тот предмет, который служит ее побудителем. Одна и та же задача может решаться несколькими способами. Объектом являются вещи, предметы действительности. Способность к познанию окружающей действительности независимо независимо от наличия биологических потребностей. Учёт причинно-следственных связей между явлениями. Выделение специализированных органов манипулирования.

Интеллектуальный характер носят обезьяны. Но интеллектуальная деятельность животных, в отличие от человеческой, не вытекает из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими способами».

7. Типы поведения животных

Среди ученых-этологов сегодня популярна система, в основу которой положена классификация рефлексов Павлова. Ее формулировку дал Г.Темброк (1964), который разделил все формы поведения на следующие группы:

  • поведение, определяемое обменом веществ (пищедобывание и прием пищи, мочевыделение и дефекация, запасание пищи, покой и сон, потягивание);

  • комфортное поведение;

  • оборонительное поведение;

  • поведение, связанное с размножением (территориальное поведение, копуляция и спаривание, забота о потомстве);

  • социальное (групповое) поведение;

  • постройка гнезд, нор и убежищ.


Рассмотрим подробнее.

Поведение, определяемое обменом веществ (пищевое поведение). Пищевое поведение присуще всем представителям животного мира. Формы его разнообразны и видоспецифичны. В основе лежит взаимодействие центральных механизмов возбуждения и торможения. Составные элементы этих процессов отвечают как за реакцию на различные пищевые раздражители, так и на характер движений при еде. Определенную роль в формировании пищевого поведения играет индивидуальный опыт животного, в частности опыт, определяющий ритмы поведения.

К пищевому можно отнести поведение, как запасание корма.

Для обеспечения кормом личинок насекомых оно сводится к деятельности по откладке яиц на живые объекты (оводы), проявлению паразитизма, деятельности жуков- могильщиков. Запасание корма широко распространено и среди млекопитающих. Например, корм запасают многие виды хищников, причем формы запасания у них чрезвычайно разнообразны. Домашняя собака может просто зарыть кусок мяса, оставшийся от обеда, а горностай, куница устраивают целые склады, состоящие из трупов мелких грызунов. Запасают корм и многие виды грызунов, у некоторых из них (хомяки, мешотчатые крысы) имеются специальные защечные мешки, в которых они переносят корм. У большинства грызунов сроки запасания пищи строго ограничены, в большинстве случаев они приурочены к осени, когда созревают семена, орехи, желуди.

Косвенным образом с пищевым поведением, то сеть, с поведением, определяемым обменом веществ, можно соотнести мочеотделение и дефекацию. У большинства животных мочеотделение и дефекация связаны со специфическими позами.

Состояния покоя и сна, по мнению Г.Темброка, тоже относятся к поведению, определяемому обменом веществ, но многие ученые связывают их с комфортным поведением. Выяснено, что позы покоя и позы, принимаемые животным во время сна, являются видоспецифичными, как и отдельные виды движения.

Комфортное поведение. Это многообразные поведенческие акты, направленные на уход за телом, а также различные движения, не имеющие определенного пространственного направления и места локализации. Комфортное поведение, именно та его часть, которая связана с уходом животного за своим телом, может быть рассмотрена как один из вариантов манипулирования, причем, в данном случае, в качестве объекта манипуляций выступает само тело животного.

Комфортное поведение широко распространено среди разных представителей животного мира, от самых низкоразвитых (насекомые, которые чистят с помощью конечностей крылья) до высокоорганизованных, у которых оно приобретает иногда групповой характер (груминг, или взаимное обыскивание у человекообразных обезьян). Иногда для совершения комфортных действий у животного имеются специальные органы, например, туалетный коготь у некоторых животных служит для специального ухода за шерстью. В комфортном поведении можно выделить несколько форм: