Файл: Умк базовый учебник умк под редакцией А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Тема урока Решение комбинаторных задач. Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Учитель Ямцова Татьяна Константиновна
Предмет математика
Класс - 5
Авторы УМК - Базовый учебник УМК под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
Тема урока: Решение комбинаторных задач.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цель урока: формировать представление о решении комбинаторных задач.
Задачи урока:
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Предметные: понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; научить находить возможные комбинации, составленные из чисел, слов, предметов и отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления схемы.
Планируемые результаты: понимают и умеют решать комбинаторные задачи.
Формы работы учащихся: работа в тетради, фронтальная работа с классом, работа в группах
Основные понятия: комбинаторика, комбинаторные задачи.
Ресурсы урока: смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для устной работы, раздаточный материал(цветные полоски, картинки с цифрами, картинки с продуктами питания, с названиями уроков ), карточки для рефлексии.
http://www.bymath.net
https://vk.com/video-193445184_456239018
https://youtu.be/r7ZsXyUs7p8
https://edu.skysmart.ru/student/medunagep
№ п/п | Этапы урока | Задачи этапа | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | 2 мин | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей – Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Девиз нашего урока: Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать, Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя! | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2 | Мотивация к учебной деятельностий | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников включения в учебную деятельность | 6мин | - В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения) - Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный. -Представьте, что после посещения футбольного матча вам удается узнать номер телефона вашего кумира, придя домой решаете ему набрать и поговорить. Но вдруг набирая, номер не можете вспомнить последнюю цифру телефона. - Что вы будете делать? Ученик: - перебирать все возможные цифры от 0 до 9. - Как еще можно назвать этот перебор цифр? Ученик: - перебор всех возможных комбинаций, вариантов. - Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на эти вопросы. Сейчас подумайте и скажите, как можем назвать такие задачи. Ученики выдвигают гипотезы и после произношения правильного ответа, проговаривается еще раз и записывается тема урока Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. - Тема нашего урока называется «Решение комбинаторных задач». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова цель нашего урока? (Освоить понятие комбинаторных задач, научиться методу их решения). | 1.Слушают учителя, называют шаги учебной деятельности; 2. Решают, обосновывают свой выбор. 2. Дают ответ, обосновывая свой выбор. | Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: навык устных вычислений. |
3 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. | -Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место( шаг) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | 10 мин | - Ребята, у вас на партах лежат картинки, а к ним задания. Постарайтесь вместе, аккуратно и правильно выполнить данные задания. Направляет, отвечает на вопросы. Проверяет правильность выполнения заданий. Физкультминутка. https://vk.com/video-193445184_456239018 | Выполняют задания в группах. По одному ученику из каждой группы вывешивают на доску листы с выполненными заданиями. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую) . Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | -Организовать составление совместного плана действий; - определить средства достижения цели. | 2мин. 5 мин. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий. -Как бы вы предложили решать такие задачи?? https://youtu.be/r7ZsXyUs7p8 | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Смотрят видиоролик | Познавательные: структурировать знания. Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: инициативное сотрудничество |
5 | Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Закрепить новое знание в речи и знаках | 11мин | Фронтальная работа - Как бы вы предложили решить задачу с составлением расписания? (ответы детей) - Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой: Р – русский язык, М – математика, Л – литература - С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики) - Тогда что можно поставить вторым уроком? ( литературу или русский,). - Верно! Если вторым уроком будет литература, что может располагаться на третьем месте? (русский язык). - Если вторым – русский, тогда на третьем? (литература) - Заполните до конца данную схему самостоятельно. Время работы – 2-3 минуты (самостоятельная работа) - Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться. - Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте. (6 вариантов) Что напоминает изображённая схема?(перевёрнутое дерево). Поэтому её называют деревом возможных вариантов - А если бы в задаче было бы больше уроков, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше, а у дерева больше веточек. - Задача (Решите самостоятельно) Составьте дерево вариантов группы №2 (сколько различных трёхзначных чисел можно составить из данных цифр1,4,5 , если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз?) Один ученик работает у доски - Проверим решения на доске. Сравниваем полученные ответы с ответами на листах | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Познавательные: уметь добывать новые знания( находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково- символические средства, в том числе таблицы , для решения задач. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
6. | Рефлексия. | - Зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлекию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 4мин | - Подведём итог работы на уроке. - Назовите тему урока - Расскажите, чему вы научились на уроке. -Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы 1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно) 2. Новый материал я…(усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил) 3. Моя самооценка за урок. Если у вас 3 балла, то вы берёте стикер жёлтого цвета, если от 4-6 стикер зелёный, если 7-9 стикер розовый. Домашнее задание:
2. https://edu.skysmart.ru/student/medunagepo (выполнить задания в электронной тетради) | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Выходят к доске и наклеивают стикеры на дерево вариантов. Записывают домашнее задание. | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |