Файл: Умк базовый учебник умк под редакцией А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Тема урока Решение комбинаторных задач. Тип урока изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

Учитель Ямцова Татьяна Константиновна

Предмет математика

Класс - 5

Авторы УМК - Базовый учебник УМК под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир

Тема урока: Решение комбинаторных задач.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цель урока: формировать представление о решении комбинаторных задач.

Задачи урока:

Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи

Метапредметные: развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом

Предметные: понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; научить находить возможные комбинации, составленные из чисел, слов, предметов и отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи с помощью составления схемы.

Планируемые результаты: понимают и умеют решать комбинаторные задачи.

Формы работы учащихся: работа в тетради, фронтальная работа с классом, работа в группах

Основные понятия: комбинаторика, комбинаторные задачи.

Ресурсы урока: смайлики для рефлексии, карточки с заданиями для устной работы, раздаточный материал(цветные полоски, картинки с цифрами, картинки с продуктами питания, с названиями уроков ), карточки для рефлексии.

http://www.bymath.net
https://vk.com/video-193445184_456239018

https://youtu.be/r7ZsXyUs7p8
https://edu.skysmart.ru/student/medunagep



п/п

Этапы урока

Задачи этапа

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный этап.

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

2 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Девиз нашего урока:

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать,

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя!



Включаются в деловой ритм урока.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения



2

Мотивация к учебной деятельностий

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников включения в учебную деятельность

6мин


- В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь или другой добрый молодец, доехав до распутья, читает на камне: “Вперед поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься”. Ребята, с какой проблемой сталкивается добрый молодец на перепутье? (с проблемой выбора дальнейшего пути движения)

- Верно! А дальше уже говорится, как он выходит из того положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Это сделать очень трудно не потому, что его нет или оно одно и поэтому его трудно найти, а приходится выбирать из множества возможных вариантов, различных способов, комбинаций. И нам всегда хочется, чтобы этот выбор был оптимальный.

-Представьте, что после посещения футбольного матча вам удается узнать номер телефона вашего кумира, придя домой решаете ему набрать и поговорить. Но вдруг набирая, номер не можете вспомнить последнюю цифру телефона.

- Что вы будете делать?

Ученик: - перебирать все возможные цифры от 0 до 9.

- Как еще можно назвать этот перебор цифр?

Ученик: - перебор всех возможных комбинаций, вариантов.
- Оказывается, существует целый раздел математики, который занят поисками ответов на эти вопросы. Сейчас подумайте и скажите, как можем назвать такие задачи.

Ученики выдвигают гипотезы и после произношения правильного ответа, проговаривается еще раз и записывается тема урока

Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

- Тема нашего урока называется «Решение комбинаторных задач». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Какова цель нашего урока? (Освоить понятие комбинаторных задач, научиться методу их решения).



1.Слушают учителя, называют шаги учебной деятельности;

2. Решают, обосновывают свой выбор.

2. Дают ответ, обосновывая свой выбор.

Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять


Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: навык устных вычислений.

3

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

-Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место( шаг) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


10 мин

- Ребята, у вас на партах лежат картинки, а к ним задания. Постарайтесь вместе, аккуратно и правильно выполнить данные задания.

Направляет, отвечает на вопросы.

Проверяет правильность выполнения заданий.

Физкультминутка.


https://vk.com/video-193445184_456239018


Выполняют задания в группах. По одному ученику из каждой группы вывешивают на доску листы с выполненными

заданиями.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую) .

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.



4

Построение проекта выхода из затруднения.


-Организовать составление совместного плана действий;

- определить средства достижения цели.

2мин.

5 мин.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий.

-Как бы вы предложили решать такие задачи??

https://youtu.be/r7ZsXyUs7p8


Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Смотрят видиоролик

Познавательные: структурировать знания.

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество

5

Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.



Закрепить новое знание в речи и знаках

11мин


Фронтальная работа

- Как бы вы предложили решить задачу с составлением расписания? (ответы детей)

- Предлагаю вам закодировать названия предметов их начальной буквой: Р – русский язык, М – математика, Л – литература

- С какого урока мы начнем составлять расписание? (с математики)

- Тогда что можно поставить вторым уроком? ( литературу или русский,).

- Верно! Если вторым уроком будет литература, что может располагаться на третьем месте? (русский язык).

- Если вторым – русский, тогда на третьем? (литература)

- Заполните до конца данную схему самостоятельно. Время работы – 2-3 минуты (самостоятельная работа)

- Ребята, посмотрите, что у вас должно было получиться.

- Сколько возможных вариантов расписания уроков у вас получилось? Подсчитайте. (6 вариантов)

Что напоминает изображённая схема?(перевёрнутое дерево). Поэтому её называют деревом возможных вариантов
- А если бы в задаче было бы больше уроков, что бы изменилось? (ответ, вариантов расписания было бы намного больше, а у дерева больше веточек.
- Задача (Решите самостоятельно) Составьте дерево вариантов группы №2 (сколько различных трёхзначных чисел можно составить из данных цифр1,4,5 , если использовать при записи числа каждую из указанных цифр только один раз?) Один ученик работает у доски

- Проверим решения на доске. Сравниваем полученные ответы с ответами на листах


Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Познавательные: уметь добывать новые знания( находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково- символические средства, в том числе таблицы , для решения задач.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6.

Рефлексия.

- Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлекию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

4мин

- Подведём итог работы на уроке.

- Назовите тему урока

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

-Оцените свою деятельность на уроке, ответив на вопросы

1. Сегодня на уроке мне было…. (легко, обычно, трудно)

2. Новый материал я…(усвоил и могу применить, усвоил и затрудняюсь применить, не усвоил)

3. Моя самооценка за урок.

Если у вас 3 балла, то вы берёте стикер жёлтого цвета, если от 4-6 стикер зелёный, если 7-9 стикер розовый.

Домашнее задание:

  1. §24, №646, 648 (для тех учащихся, у которых нет интернета)

2.

https://edu.skysmart.ru/student/medunagepo

(выполнить задания в электронной тетради)


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, что получилось. Осуществляют самооценку. Выходят к доске и наклеивают стикеры на дерево вариантов.

Записывают домашнее задание.


Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке