Файл: Образование снг. Члены снг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»


Реферат

по дисциплине: «История»

на тему:

«Образование СНГ. Члены СНГ»

Вариант 13

Выполнил:

студент гр. 3Э2101(6613)

Степанов А.Н.

Проверил:

Преподаватель: Каларушева А.А.

г. Южно-Сахалинск.

2022 г.

Содержание:


  1. Предыстория………стр. 2

  2. Создание организации…………стр. 3

  3. Структура и органы СНГ…….. стр. 5

  4. Государства – участники содружества…………стр. 9

  5. СНГ сегодня………….. стр. 13

  6. Список литературы………. стр. 15


1
Предыстория
Созданию СНГ предшествовал процесс распада СССР, в ходе которого все республики, бывшие в Союзе, подписали Декларации о независимости и выходе из СССР.

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980-х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя "рост национального самосознания всех наций". Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик.


Центр не смог выработать новую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В результате всего этого национальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

В 1990 г. под влиянием этих тенденций М. Горбачев предложил проект переустройства государства как федерации равноправных суверенных республик. После выступления ГКЧП в августе 1991 г. против нового устройства, работа над проектом все равно продолжилась, но государство представлялось уже конфедерацией.

2

14 ноября главы России, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и президент СССР М. Горбачев заявили о том, что в декабре собираются заключить договор по созданию Союза Суверенных государств. Однако 1 декабря на референдуме, проведенном правительством Украины, народ проголосовал за независимость Украины от СССР. Президент России Б. Ельцин заявил о признании независимости Украины и о планах заключить с ней дипломатические отношения.

5 декабря Горбачев с Ельциным встретились с целью обсудить перспективы ССГ в связи с независимостью Украины. После этого последний объявил прессе, что «без Украины союзный договор теряет всяких смысл».
Создание организации
Содружество Независимых Государств было основано главами России, Белоруссии и Украины путём подписания 7-8 декабря 1991 года в резиденции Вискулях (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Союза Суверенных Государств» (ССГ), впоследствии изменённое на «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (также известные как Беловежские соглашения).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекращал своё существование как субъект международного права и политической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились в окончательном варианте об образовании Содружества Независимых Государств.

Согласно Уставу: Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Оно основано на началах суверенного равенства всех его членов, каждый из которых является самостоятельным и равноправным субъектом международного прав.


Каждая из сторон гарантировала:

- равноправие и свободы для всех граждан;

- предоставление гражданско-политических, социально-экономических и культурных прав и свобод гражданам всех сторон;

3

- защищать национальные меньшинства и уникальные регионы;

- признание целостности территорий стран друг друга и его уважение.

Стороны брали на себя обязательства:

- сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности;

- развивать выгодное всем сторонам и равноправное сотрудничество в сферах общественной жизни, способствовать активному информационному и культурному обмену.

Кроме того, договорились о необходимости:

- сохранять и поддерживать общность военно-стратегического пространства;

- гарантировать друг другу необходимые условия размещения, хранения, функционирования вооруженных сил;

- проводить политику по вопросам комфортной жизни военных, а также согласовывать ее с партнерами.

Вскоре, 10 декабря Соглашение о создании СНГ было утверждено Верховными Советами Украины и Белоруссии, а 12 декабря - России. Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. 104 Конституции РСФСР, ибо для ратификации соглашения по закону надо было созвать Съезд народных депутатов РСФСР (высший орган власти), так как оглашение касалось государственного устройства всей республики, которая была частью СССР, что должно было повлечь за собой и внесение изменений в Конституцию. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан (октябрь 1993 г.).

13 декабря 1991 г. президенты Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии встретились в Ашхабаде, после чего заявили о согласии войти в СНГ на условиях признания за ними равных прав участия и признания всех государств СНГ в роли учредителей.

Позже по инициативе казахстанского президента Н. Назарбаева в Алма-Ате состоялась встреча глав России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Молдавии, Армении, Азербайджана. 21 декабря 1991 г. они подписали Алма-Атинскую декларацию, где закреплялись цели и принципы СНГ. В частности, в ней устанавливалось равноправие участников через работу институтов на паритетной основе, объединенное управление военно-стратегическими силами, сотрудничество в формировании единого экономического пространства.

4

В январе 1993 года принят Устав СНГ, а в январе 1996 года - положения об эмблеме и флаге СНГ.

Структура и органы СНГ
Уставом СНГ предусмотрена достаточно сложная структура. Высшим органом Содружества является Совет глав государств(СГТ), в котором на высшем уровне представлены все государства-члены (ст. 21). Совет уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов, перечисленных в ст. 4 Устава. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные засе­дания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов (ст. 22). Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Согласно Уставу, оба Совета могут проводить совместные заседания. Каждый из Советов может создавать рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе. Эти органы формируются из представителей государств-членов, наделенных соответствующими полномочиями. Кроме того. Уставом СНГ предусмотрены совещания руководителей соответствующих государственных органов для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для СГГ и СГП.

Третьим органом в структуре СНГ является Совет министров иностранных дел (СМИД), который действует на основе решений СГГ и СГП (ст. 27). СМИД осуществляет координацию внешнеполитической деятельности государств-членов, включая их деятельность в международных организациях, и проводит консультации по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет (ст. 28).

Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств.

5

Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества.

Для организационно-технического обеспечения работы всех органов Содружества при Координационно-консультативном комитете создан Секретариат, возглавляемый Координатором Комитета. Местопребывание Секретариата и Комитета — Минск (Беларусь).

Уставом СНГ предусмотрен также ряд органов, находящихся в структуре Совета глав государств. Это Совет министров обороны, который является органом СГГ по вопросам военной политики и военного строительства государств-членов. Предусмотрено также создание Главного командования Объединенных Вооруженных Сил, призванного осуществлять руководство Объединенными Вооруженными Силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет командующих Пограничными войсками является органом СГГ по вопросам охраны внешних границ государств-членов и обеспечения стабиль­ного положения на них.

Особое положение в структуре Содружества занимает Экономический суд, задачей которого является обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. Суд призван разрешать споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, а также другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, он вправе толковать положения соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам. Суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем от 6 июля 1992 г., а также Регламентом Экономического суда от б июля 1994 г.

Комиссия по правам человека является консультативным органом Содружества, призванный наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества. Она действует на основании Положения, утвержденного СГГ 24 сентября 1993 г.

Уставом СНГ в статье 34 предусмотрено также создание органов отраслевого сотрудничества, которые могут учреждаться на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной и других областях. Уже создано немало таких органов, например Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Совет но железнодорожному транспорту.