Файл: Нейропсихологического обследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



АЛЬБОМ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ
Обследование речевой функции
Составители

Т. В. Визель

ПРОБЫ НА МОЗГОВУЮ ДОМИНАНТНОСТЬ.
1. Преобладающая рука: бросает мяч, забивает гвоздь, держит нож, берется за ручку двери, режет ножницами, стирает ластиком, пишет свое имя.

2. Преобладающий глаз: идентификация картин через трубу.

3. Преобладающая нога: ударяет ногой мяч, наступает на клопа.

4. Сравнительная сила рук: динамометр (две пробы в каждой руке).

5. Проба на переплетение пальцев рук.

6. Проба на аплодирование.

7. Проба на "позу Наполеона".
ПРОБЫ НА ВЕДУЩУЮ РУКУ.








1

2

3

4

5

6




Какой рукой Вы:

Всегда правой

Чаще правой

Обе руки

Чаще левой

Всегда левой

Не знаю

1

Пишите



















2

Бросаете мяч



















3

Держите молоток



















4

Держите бутылку, когда снимаете пробку



















5

Рисуете



















6

Держите картофель, когда чистите



















7

Держите кувшин, когда из него льете



















8

Держите ножницы, когда ими режете



















9

Держите нож, когда режете хлеб



















10

Держите иголку, когда продеваете нитку



















11

Держите зубную щетку, когда чистите зубы



















12

Держите стакан, когда пьете



















13

Держите тарелку, когда вытираете ее




















Импрессивная речь
I. Фонематический слух
1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФОНЕМ

БАПА, ПАПА, БАБА, ПАБА, ЗАЗА, ЗАСА, КАТА, НАЛА
2. ОЦЕНКА НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСЕННЫХ СЛОВ

ГИНО, ТЫМ, ПЕТУК, СТЕКАН
3. СООТНОШЕНИЕ ФОНЕМЫ И ГРАФЕМЫ (ПОКАЗАТЬ КАКАЯ ИЗ ФОНЕМ ПРОИЗНОСИТСЯ)

Д  Т  К

З  С  Ж  Ш

М  Б  П
4. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ:
а)Количество звуков в слове.

Дом, лес, ворона, забор, врач, рука, страна, расцвет, общество.
б)Выделение звуков из слова.

Какой звук является вторым в слове кот, третьим в слове забор, последним в слове диван, пятым в слове саранча, четвертым в слове местность.
в)Позиция звука в слове.

Какой звук (буква) в слове стол стоит после "О", перед "Е" в слове телега, после "Р" в слове окружность.
г) Звуковой синтез.

Какое слово я скажу? К потом 0 потом Т;

Л.....У.....Ч;

Т.....Р.....О.....П.....А;

С.....Т.....Р.....Е.....Л.....К.....А;

I
I. Понимание слов

1. Частотные и не связанные между собой по звучанию и значению слова.
2.Слова, близкие по звучанию средней и низкой частотности





а) ОДНО СЛОВО;б) ДВА СЛОВА;

3
.Слова, близкие по значению
.
а) ОДНО СЛОВО

б) ДВА СЛОВА

в) ТРИ СЛОВА

4. Без зрительной опоры.
(Картинки предъявляются после того, как слово воспринято больным на слух. Картинки прежние)

ПРОБА 7. ПОНИМАНИЕ СЛОВ
ИНСТРУКЦИЯ: Я буду называть предметы, а вы их показывайте.
а) Называть по одному слову
ПОТОЛОК, НОС, ДВЕРЬ, ЛОКОТЬ, ОКНО, ПОДБОРОДОК, КАРАНДАШ, БРОВЬ, СТОЛ, ОБУВЬ, ПОЛ, ЛАМПА, СТУЛ, ГЛАЗ, БУМАГА, ЧАСЫ, ЛОБ, УХО, ЗАТЫЛОК, ПАЛЬЦЫ.
б) Называть по три слова
ПОТОЛОК, ЛАМПА, ДВЕРЬ, ГЛАЗ, НОС, УХО, ПАЛЕЦ, ЛОКОТЬ, ПЛЕЧО.
в) Называть по четыре слова
СТУЛ, ОКНО, КАРАНДАШ, ПОЛ, ЛОБ, УХО,ПОДБОРОДОК,БРОВЬ.

5. Действия.






III. Понимание простых предложений




ПОКАЗАТЬ :

а) МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ

б) МАЛЬЧИК РИСУЕТ КОШКУ

в) МАЛЬЧИК ЛЕЖИТ НА КОВРЕ

IV. Понимание логико-грамматических конструкций
1. ФЛЕКТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
ПОКАЗАТЬ:
а) Карандаш-ключ, ключ-гребешок, гребешок-карандаш;

б) Ключом карандаш, карандашом гребешок, гребешком ключ;

в) Карандаш гребешком, ключ карандашом, гребешок ключом;
2. АТРИБУТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
а) Где хозяин собаки? а) Где мама дочки?

б
) Где собака хозяина? (хозяин с собакой) б) Где дочка мамы? (мамина дочка, дочкина мама, мама с дочкой)




3. КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. ПОЛОЖИТЬ:
а) Ручку на книгу;

б) Ручку в книгу;

в) Ручку под книгу;
2. ПОКАЗАТЬ:
а) Бочку перед ящиком;

б) На бочке ящик;

в) В ящике бочка;

г) На ящике бочка;

д) Ящик за бочкой;







4. ПОКАЗАТЬ, КАКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВУЕТ КАКОЙ КАРТИНКЕ:
а) Птица в клетке;

б) Птица под клеткой;

в) Кошка на столе;

г) Кошка под столом;

V
. Инвертированные конструкции
ПОКАЗАТЬ:

а) КЛЕЕНКА ПОКРЫТА СКАТЕРТЬЮ;

б) МАЛЬЧИКА СПАСЛА ДЕВОЧКА;

в) МАШИНА ПЕРЕВОЗИТСЯ ТРАКТОРОМ;

г) МАЛЬЧИК СПАСЕН ДЕВОЧКОЙ;

1. АТРИБУТИВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте

а) одно и то же ли означает?

БРАТ НАЧАЛЬНИКА или НАЧАЛЬНИК БРАТА, МАМА ДОЧКИ или ДОЧКА МАМЫ.

б) какое из выражений правильное?

СЕСТРА ЖЕНЫ или ЖЕНА СЕСТРЫ.

в) что означает выражение?

БРАТ ОТЦА; ОТЕЦ БРАТА;
2. КОНСТРУКЦИИ С ПРЕДЛОГАМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуйте

а) крест под кругом;


б) круг под крестом;

в) точку под треугольником;

г) круг справа от креста;

д) крест справа от круга;
СЕНСИБИЛИЗИРОВАННАЯ ПРОБА.
ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуйте

а) сверху вниз: крест под треугольником ; круг над крестом;

б) в строчку: крест справа от круга , но слева от треугольника

г) Какая фраза правильная: ВЕСНА БЫВАЕТ ПЕРЕД ЛЕТОМ или ЛЕТО БЫВАЕТ ПЕРЕД ВЕСНОЙ.

д) Правильно ли это:

ЯНВАРЬ ПЕРЕД ДЕКАБРЕМ. ДЕКАБРЬ ПЕРЕД ЯНВАРЕМ.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД ПОНЕДЕЛЬНИКОМ. СРЕДА ПОСЛЕ ЧЕТВЕРГА.

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте какое из предложений правильное
а) " СЛОН БОЛЬШЕ МУХИ" или "МУХА БОЛЬШЕ СЛОНА"

"МУХА МЕНЬШЕ СЛОНА" или "СЛОН МЕНЬШЕ МУХИ"
б) "КОШКА БОЛЬШЕ СОБАКИ"

- КТО МЕНЬШЕ?

"ДЕДУШКА СТАРШЕ БАБУШКИ"

- КТО МОЛОЖЕ?

"ВАНЯ ВЫШЕ ПЕТИ"

- КТО НИЖЕ?
в) "ОЛЯ СВЕТЛЕЕ СОНИ, НО ТЕМНЕЕ КАТИ."

- КТО САМЫЙ СВЕТЛЫЙ?

- КТО САМЫЙ ТЕМНЫЙ?
" ОЛЕГ ЖИВЕТ ДАЛЬШЕ, ЧЕМ ИГОРЬ, И БЛИЖЕ ,ЧЕМ ЗОЯ."

- КТО ЖИВЕТ БЛИЖЕ ВСЕХ?

- КТО ЖИВЕТ ДАЛЬШЕ ВСЕХ?

"ТАНЯ ХОДИТ БЫСТРЕЕ ОЛИ И МЕДЛЕННЕЕ НАТАШИ."

- КТО ХОДИТ БЫСТРЕЕ ВСЕХ?

- КТО ХОДИТ МЕДЛЕННЕЕ ВСЕХ ?

4.ИНВЕРТИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте
а) ПЕТЮ УДАРИЛ ВАНЯ. КТО ДРАЧУН?

ВИТЮ СЛУШАЛ УЧИТЕЛЬ. КТО ГОВОРИЛ?

МАМА ЗОВЕТ ДОЧКУ ДОМОЙ. КТО ДОМА?

ЛЕС ПОЗАДИ ДОМА. ЧТО ВПЕРЕДИ?

ПАПА РУГАЕТ СЫНА. КТО ПРОВИНИЛСЯ?

ВАНЯ ШЕЛ ВПЕРЕДИ ПЕТИ. КТО ШЕЛ СЗАДИ?
б) КАКОЕ ИЗ ДВУХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРАВИЛЬНОЕ?

"СОЛНЦЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ЗЕМЛЕЙ" или "ЗЕМЛЯ ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ"

"ТЕЛЕГА ВЕДЕТ ЛОШАДЬ" или "ЛОШАДЬ ВЕДЕТ ТЕЛЕГУ"

"МОРЕ ОМЫВАЕТСЯ БЕРЕГАМИ" или "БЕРЕГА ОМЫВАЮТСЯ МОРЕМ"

"ФОНАРЬ ОСВЕЩАЕТСЯ УЛИЦЕЙ" или "УЛИЦА ОСВЕЩАЕТСЯ ФОНАРЕМ"

"КУРИЦА СЪЕДЕНА ЛИСИЦЕЙ" или "ЛИСИЦА СЪЕДЕНА КУРИЦЕЙ"
в) Я ПОЗАВТРАКАЛ ПОСЛЕ ТОГО, КАК НАРУБИЛ ДРОВ. ЧТО Я СДЕЛАЛ РАНЬШЕ?

Я НЕ ПРИВЫК ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ. ОЗНАЧАЕТ ЛИ ЭТА ФРАЗА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ИЛИ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА?

5. РАЗВЕРНУТЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.
ИНСТРУКЦИЯ: Повторите
а) ГОРА, НА КОТОРОЙ СТОЯЛ ДОМ, БЫЛА ВЫСОКА.
б) В ШКОЛУ, ГДЕ УЧИЛАСЬ ДУНЯ, С ФАБРИКИ ПРИШЛА РАБОТНИЦА, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОКЛАД.
в) ДЕТИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ НА ПРАЗДНИК, ПОЛУЧИЛИ ПОДАРКИ, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ УЧИТЕЛЯМИ.
г) В ШКОЛУ, В КОТОРОЙ УЧИЛСЯ ВАСЯ, ПРИШЕЛ СТАРЫЙ РАБОЧИЙ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ РЕБЯТАМ О СВОЕЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ЮНОСТИ, КОТОРАЯ ПРИШЛАСЬ НА ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. РЕБЯТА С БОЛЬШИМ ИНТЕРЕСОМ СЛУШАЛИ РАССКАЗ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БЫЛ УЧАСТНИКОМ БОЕВ ЗА СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ, А ПОТОМ ЗАДАЛИ МНОГО ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛИ САМЫЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ ОТВЕТЫ.

д) СПРАВА И СЛЕВА ОТ ДОМА РОСЛИ ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ РЕДКОГО ВИДА С БОЛЬШИМИ ПЛОДАМИ, СКРЫТЫМИ ПОД ЛИСТЬЯМИ И ПОХОЖИМИ НА ЕЛОВЫЕ ШИШКИ. ПОВСЮДУ БЫЛИ РАЗВЕШАНЫ ФОНАРИКИ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ ЦВЕТНОЙ БУМАГИ В ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ РОЖИЦ, СО РТАМИ ДО УШЕЙ, ОНИ ОТРАЖАЛИСЬ В ПРУДУ,ПО КОТОРОМУ ПЛАВАЛИ ЧЕТЫРЕ ГОЛУБЯ.

Экспрессивная речь

I. Повторная речь
ИНСТРУКЦИЯ: ПОВТОРИТЕ ЗА МНОЙ
1. ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВ:
М, Б, П, С, Ш, Ж, К, Г, Х, Д, Н, Л.
2.ПОВТОРЕНИЕ СЕРИЙ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:
УО, ОУ, АУ, УА, АУО, ОУА, УАОИ, УАОИЭ.
3. ПОВТОРЕНИЕ СЛОГОВ:
а) С ОППОЗИЦИОННЫМИ ФОНЕМАМИ - ПА-БА,БА-ПА,ША-ЖА,ЖА-ША,ВА-ФА,ФА-ВА.

б) СО СХОДНЫМИ АРТИКУЛЕМАМИ - СА-ЗА-СА,СА-ША-ЗА,ЗА-ЖА-ЦА,БИ-МА-БО,ДИ-ЛИ-Л0,ДОН-НОЛ.

в) С ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ СОГЛАСНОЙ - БИ-БА-БО,БА-БО-БИ,БА-БИ-БО.
4. ПОВТОРЕНИЕ СЛОВ:
а) ПРОСТЫХ - ДОМ, СТОЛ, ПОЛ, РАБОТА, ДОРОГА.

б) СХОДНЫХ ПО ДЛИНЕ И РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ - МУКА-РУКА, ТОРТ-ПОРТ, ЛОДКА-ВОДКА, ВОРОТ-ГОРОД, РАБОТА-ЗАБОТА.

в) С ОППОЗИЦИОННЫМИ ФОНЕМАМИ - ТОМ-ДОМ, ТЕНЬ-ДЕНЬ, БОЧКА-ТОЧКА, КЛАСС-ГЛАЗ, КАРТИНА-ГАРДИНА, ИКРА-ИГРА, КУСТ-ГУСТ, КОСТИ-ГОСТИ, КИРКА-ГИРЬКА.

в) КОН-КОНЬ, СОБОР-ЗАПОР, РОЗЫ-РОСЫ, КОСЫ-КОЗЫ, ЖУТКО-ШУТКА, ЖИТЬ-ШИТЬ, ЛУЖА-ЛУША, ЖАЛЬ-ШАЛЬ, БУРКА-БУЛКА, ШАКАЛ-ШАГАЛ, КОТ-ГОД. ОН ДОЛГО МОК ПОД ДОЖДЕМ И МОГ ПРОСТУДИТЬСЯ; ДЕВОЧКА С РУСОЙ КОСОЙ КОСИТ КОСОЙ ТРАВУ И СЛЕДИТ ЗА КОЗОЙ.
г) СО СХОДНЫМИ АРТИКУЛЕМАМИ: МАЛИНА-ПОЛИНА, МАХАЛ-ПАХАЛ, МАКЕТ-ПАКЕТ, МЕДАЛЬ-ПЕДАЛЬ, ПИР-МИР, ТЕПЛО-ТЕМНО, ПОТОК-МОТОК, БОЛЬ-МОЛЬ, БАК-МАК, БАЛКА-ПАЛКА, БАШНЯ-ПАШНЯ, БОТ-ПОТ, ВЛАГА-ФЛЯГА, ПЕНЬ-ТЕНЬ, ВОТ-ВОН, ЛЕНА-ЛЕТО, НОГОТЬ-ДЕГОТЬ, ДАТА-НАТА, НОЧЬ-ДОЧЬ, ЗДАНИЕ-ЗНАНИЕ, НАГНАТЬ-ДОГНАТЬ, ТОЛЯ-ДОЛЯ, ДОСКА-ТОСКА, КАТУШКА-КАДУШКА, ПЛОДЫ-ПЛОТЫ, ТЕЛО-ДЕЛО, НОС-НОЖ, КРЫША-КРЫСА, БАСНЯ-БАШНЯ, ПОСОЛ-П0ШЕЛ, МЫС-МЫШЬ, САЙКА-ШАЙКА, СУП-ЗУБ.
д) С ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ: БАТОН-БАРАН-БАЗАР-БАГАЖ-БАРОН, ОБЩЕСТВО-ТВОРЧЕСТВО-УПРЯМСТВО, БОРОДА-ГОРОДА-ПОРОДА-ВОРОТА-ВОРОНА.
е) СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ: СВИСТ, СКВОЗНЯК, СКВОРЕЦ, СКОЛЬЗКО, СКРИПКА, ШПРИЦ, ЗВЕЗДА, НАДЕЖДА, ДОЖДЬ, ДВАЖДЫ, ЗАБЛУДИТЬСЯ, БЛОНДИН, ДОКЛАД, ХЛОПОТАТЬ, ХВОСТ, ГВОЗДЬ.
ж) РЕДКИЕ, ТРУДНЫЕ ПО ЗВУКОВОЙ СТРУКТУРЕ: ЩЕКОЛДА, ЛОДЫЖКА, ЗАУСЕНИЦА, РАЗБРОД, ВКЛЮЧАТЕЛЬ, ПОДОКОННИК, ПРОСТРАНСТВО, ВЕЛОТРЕК, СТРАТОСТАТ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, БАКЕНБАРДЫ, СТРЕПТОМИЦИН, КИЛИМАНДЖАРО, ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ.