Файл: Реферат Проблемы типологии научных революций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет
Факультет дистанционного обучения



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат
«Проблемы типологии научных революций»



ФИО студента

Сорокин Алексей Юрьевич

Направление подготовки

Туризм

Группа

ЭФ-ТУР-М-2-З-2022-ВОБ



Москва 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение 3

  2. Проблемы типологии 4

2.1 История научных революций 4

2.2 Типология научных революций 5

2.3 Проблемы типологии научных революций 11

  1. Заключение 16

Список литературы 18

  1. Введение

Тема научных революций приобрела особое значение в философии со времен работы Томаса Куна в его "Структуре научных революций" (1962, 1970). Пятидесятилетие его книги в 2012 году вновь привлекли внимание к вопросам, поднятым в его работе. Философы придерживаются разных мнений по поводу того, какие изменения можно рассматривать как научные революции в строго куновском определении. Но большинство аналитиков сходятся во мнении, что произошли радикальные изменения в науке. Существование и природа научных революций - это тема, которая поднимает множество фундаментальных вопросов о науках и о том, как их интерпретировать, тема, которая пересекается с большинством основных проблем, которые волновали философов науки в смежных областях науки и техники. Если научная революция от Коперника до Ньютона соответствует «правильной», логичной картине перехода от феодализма к современности, то предполагаемые революции в науках (например, теория относительности и квантовая механика) бросают вызов этому просвещенному видению постоянных рациональных и методологических перемен, лежащих в основе объективных наук и технологий, которые ведут общество по пути прогресса. Хотя многие философы или исторически мыслящие ученые определяли события в физике двадцатого века как научную революцию, такие события казались настолько эпистемологически и онтологически разрушительными, что серьезно бросали вызов традиционным концепциям науки и, следовательно, принятому пониманию процесса приобретения знаний в целом. Работы других философов (например, Витгенштейн, Флек, Башляр, Поланьи, Тулмин и Хансон) также затрагивали эти важные темы.


В процессе типологизации научных революций необходимо выявить и проанализировать все ее аспекты, понять роль и влияние каждого из них на науку. Однако научные открытия всегда влекут за собой получение новых данных и знаний, которые, в свою очередь, должны быть обработаны, чтобы они могли интегрироваться в науку. Таким образом, типология научных революций основана на изучении системы объекта путем разделения и группировки на основе обобщенной модели.

2. Проблемы типологии

2.1 История научных революций

Научная революция, радикальные изменения в научной мысли произошли в 16-17 веках. Новый взгляд на природу возник во время научной революции, заменив греческий взгляд, который доминировал в науке почти 2000 лет. Наука стала автономной дисциплиной, отличной как от философии, так и от технологии, и ее стали рассматривать как имеющую утилитарные цели. К концу этого периода, возможно, не будет преувеличением сказать, что наука заменила христианство в качестве центра европейской цивилизации. Из брожения эпохи Возрождения и Реформации возник новый взгляд на науку, приведший к следующим преобразованиям: принятие здравого смысла вместо абстрактных рассуждений; замена качественного взгляда на природу количественным; взгляд на природу как на машину, а не как на организм; разработка экспериментального научного метода, который искал определенные ответы на определенные ограниченные вопросы, сформулированные в рамках конкретных теорий; и принятие новых критериев объяснения, подчеркивающих “как”, а не “почему”, которые характеризовали аристотелевский поиск конечных причин.

Растущий поток информации, возникший в результате научной революции, привел к переменам в старых институтах и принципах. Уже недостаточно было публиковать научные результаты в дорогой книге, которую мало кто мог купить; информация должна была распространяться широко и быстро. Натурфилософы должны были быть уверены в своих данных, и для этого им требовалось независимое и критическое подтверждение своих открытий. Для достижения этих целей были созданы новые средства. Возникли научные общества, начавшиеся в Италии в первые годы 17 века и завершившиеся двумя великими национальными научными обществами, которые знаменуют собой зенит научной революции: Лондонское королевское общество по совершенствованию естественных знаний, созданное королевской хартией в 1662 году, и Академия наук Парижа, образованная в 1666 году. В этих обществах и других подобных им по всему миру натурфилософы могли собираться, чтобы изучать, обсуждать и критиковать новые открытия и старые теории. Чтобы
обеспечить прочную основу для этих дискуссий, общества начали публиковать научные статьи. Старая практика сокрытия новых знаний в профессиональном жаргоне, непонятном языке или даже анаграммах постепенно уступила место идеалу универсальной понятности. Были разработаны новые каноны отчетности, чтобы эксперименты и открытия могли быть воспроизведены другими. Это требовало новой точности в формулировках и готовности делиться экспериментальными или наблюдательными методами. Неспособность других воспроизвести результаты поставила под серьезные сомнения первоначальные отчеты. Таким образом, были созданы инструменты для массированного нападения на тайны природы. [4]

2.2 Типология научных революций

Научные революции можно классифицировать по степени общности следующим образом:

1. Междисциплинарные научные революции

2. Глобальные научные революции

Междисциплинарные революции носят особый характер и влияют на качественные изменения в отдельных научных дисциплинах, в то время как глобальные революции подразумевают качественные, существенные изменения, общие для различных научных дисциплин.

Междисциплинарные революции периодически происходят во всех научных дисциплинах. Примерами таких революций являются: революция в астрономии в XI-XI веках, в результате которой происходят качественные изменения во взглядах на космос, на устройство Вселенной; революция в биологии в ХХ веке, связанная с развитием генетики.

Глобальные научные революции влияют на качественные изменения в ряде отраслей науки. Наиболее известными революциями такого типа являются революции в естественных науках. Эти революции указывают на изменение качественных свойств комплекса естественных наук. Примером может служить революция в естествознании XIII в., связанная с возникновением экспериментального естествознания. Именно здесь возникает экспериментальное естествознание, которое опирается на эксперимент в сочетании с математическими методами исследования (Г.Галилей, И. Ньютон).

Научные революции - это, прежде всего, качественные, существенные изменения во взглядах на мир. В то же время прогресс науки не носит однонаправленного характера. Рост научных знаний носит нелинейный характер. В процессе развития науки наблюдается возникновение и борьба нескольких научных теорий. В ходе этой борьбы некоторые теории исчезают, в то время как другие побеждают и продолжают развиваться. В прогрессе научного знания происходит своего рода бифуркация. В определенной точке развития происходит бифуркация, т. е. раздвоение. Формируются две альтернативные научные концепции, конкурирующие друг с другом. В результате одна из концепций побеждает, а другая умирает.


Победа той или иной научной концепции во многом зависит от идеологических установок и культурных традиций. Таким образом, победа геоцентрической идеи Птолемея во многом была обусловлена поддержкой христианской церкви, поскольку учение о Земле как богоизбранной планете было неотъемлемой частью религиозного мировоззрения.

Таким образом, научные революции происходят на протяжении всего развития науки, и наблюдается нелинейность роста научных знаний.

В классификации, обоснованной в работах В. С. Степина, выделяются три типа научных революций: внутридисциплинарные, основанные на междисциплинарных взаимодействиях, глобальные.

Особый интерес представляют именно глобальные революции, поскольку они ведут к изменению сложившихся типов научной рациональности и формированию новых исследовательских стратегий в научном познании. В истории науки выделяют четыре таких революции, сопровождавшихся сменой типа научной рациональности. Первая свершилась в XVII веке, ознаменовав становление классического естествознания. Вторая произошла в конце XVIII — первой половине XIX века и привела к формированию дисциплинарно-организованной науки. В результате этих революций сформировалась и получила свое развитие классическая наука с характерным для нее стилем мышления. Третья революция, разворачивавшаяся с конца XIX века вплоть до середины XX, привела к формированию неклассической науки. Начиная с последней трети XX века происходит четвертая научная революция, влекущая за собой становление постнеклассической науки с присущими ей отличительными особенностями научной рациональности, включающей в определение стратегий научного поиска гуманистические ориентиры.

«Логика и методология науки. Структура научных революций» - основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. Центральной единицей куновской модели динамики науки является понятие парадигмы.

Т. Кун: теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (т.е. установка, стиль и образ мыслей) научного исследования в данной области. Смена парадигмы представляет собой научную революцию. Научные теории проходят в своем развитии различные фазы:- в допарадигматический период у исследователей нет консенсуса относительно сути их предмета, а потому исследование слабо ориентировано на одну цель; - в зрелый («нормальный») период какой-нибудь школе удается решающий прорыв. Образцом оказывается одна парадигма, за которой следуют другие; - однако неизбежно появляются аномалии, которые невозможно разрешить с помощью господствующей парадигмы. Постепенно накапливаясь, они приводят к кризису. После этого происходит научная революция, и место старой парадигмы занимает новая.


Для теории Куна характерно, что старая и новая парадигмы несовместимы; новая парадигма не продолжает развитие старой; между ними принципиальный разрыв. По Куну: процесс развития науки включат в себя два этапа: эволюционный и революционный. Первый был назван нормальной наукой, а второй - научной революцией.

Традиционная наука предполагает расширение области применения парадигмы с повышением ее точности. Критерием пребывания в периоде науки является сохранение принятых концептуальных оснований. В случае открытия таких фактов, которые не согласуются с принятыми теориями или даже противоречат им, старые теории подвергаются некоторым усовершенствованиям, либо дополняются теориями, позволяющими включить объяснения новых фактов в систему общепринятых теорий. Однако наступает момент, когда данная парадигма предстает сообществу ученых как уже не удовлетворяющая его цели, не способная обеспечить эффективное решение научных задач. Происходит революция в науке. НР выражает процесс смены парадигм. Она начинается с кризиса господствующей парадигмы.

Схема развития научного знания, предложенная Куном, включает следующие стадии: донаучная стадия - кризис - революция - новая нормальная наука - новый кризис и т.д.

Кун ввел понятие научное сообщество.

2.3 Проблемы типологии научных революций

Скачкообразный переход системы в новое качество называется революцией. Научные революции, как правило, имеют много различных аспектов. Проблемы типологии научных революций заключаются в том, что необходимо выявить и проанализировать все ее аспекты, понять роль и влияние каждого из них на науку. Однако открытие и открытие чего-либо всегда влечет за собой получение новых данных и знаний, которые, в свою очередь, должны быть обработаны, чтобы они могли интегрироваться в науку. Примером может служить открытие микроскопа у биологов или телескопа в астрономии, которые своим появлением дали новые знания, недоступные ранее, и произвели революцию в науке.

Научные революции - это, прежде всего, изменение научных знаний в корне, то есть появление новых знаний, ведущих к полной революции в науке. Существует четыре типа научных революций по следующим основаниям:

- появление новых теоретических концепций;

- появление новых методов;

- разработка новых методологических исследований;