ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предмет: музыка и художественный труд(Интегрированный урок)
Раздел долгосрочного плана: 6.1А Визуальное искусство Жанры классической музыки | Школа: КГУ «Средняя школа №16» ВКО г. Риддер | |
Дата: | ФИО учителя: Учитель музыки: Дудко Е.Н. | |
Класс: 6 класс | Количество присутствующих: Отсутствующих: | |
Тема урока | Линейный портрет в органной музыке И.С. Баха | |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 6.2.1.1-Определять, выбирать и использовать визуальные элементы окружающего мира и выразительные средства искусства для передачи своих идей и чувств. 6.1.1.1-Анализировать прослушанное музыкальное произведение, определить вид, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства. | |
Цели урока |
| |
Критерии оценивания | - демонстрировать уверенное и самостоятельное использование визуальных элементов при создании линейного рисунка; - выполнять линейный портрет различными выразительными средствами искусства. - определяет и анализирует музыкальные средства выразительности в прослушанном произведении. - и находить взаимосвязь портретного образа с музыкальной характеристикой. | |
Языковые цели | Учащиеся могут: •Поделиться суждением об особенностях линейного рисунка •Объяснять замысел художественной работы в процессе обсуждения новой темы •Письменно и устно формулировать информацию об исследуемой технике. Подбирать формулировки определений настроения прослушанной музыки, используя музыкальные термины. Предметная лексика и терминология «Слепой контурный рисунок», линейный портрет, непрерывная линия, форма, техника, конструирование, создание, выражение, визуальные элементы и др. Серия полезных фраз для диалога/письма Это произведение было создано с помощью… Идея портрета была передана хорошо, потому что… Я думаю, что использование данной техники … эффективно, потому что… Композитор, орган, органная музыка, органист, клавишно- духовой инструмент, фуга. | |
Привитие ценностей | Воспитывать ценности в соответствии с идеей «Мәңгілік ел». Воспитывать толерантность через изучение произведений искусств разных культур и эпох. | |
Межпредметные связи | Музыка, изобразительное искусство, география. (В ходе урока учащиеся, рассматривают картины, творчество художников мирового искусства, музыкальное творчество великого композитора И.С.Баха) | |
Навыки использования ИКТ | | |
Предварительные знания Запланированные этапы урока | Учащиеся из предыдущих классов знают особенности жанра живописи – портрет, изучали на предыдущем уроке виды портретов, умеют проводить анализ музыкального произведения, описывать прослушанное произведение. Умеют находить сходство и различия в прослушанном произведении. Ход урока: Запланированная деятельность на уроке Чтобы нам эффективно потрудиться на уроке, необходимо настроиться на урок, поэтому внимание на экран. Вы видите выражение : «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». |
Начало урока Середина урока | Слайд1. (психологический настрой) Объясните значение этого выражения; -Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Человек не может знать всё в жизни, это нормально и этого не стоит стыдиться. Важно другое- учиться, узнавать новое, интересоваться и не лениться. Когда человек не учится, то он останавливается в развитии. И это стыдно. Поэтому, если вы чего-то не знаете, это не страшно, важно- желать знать. А теперь поделитесь своим настроением. У вас на партах цветные карточки, покажите с их помощью ваше настроение. Учитель: Я вижу, что все вы готовы к уроку, у вас есть альбомы, карандаши, ну и головы на плечах. Головы, кстати, сегодня нам понадобятся. И не в переносном смысле, а в прямом. II. Постановка цели урока: Учитель: Итак, сегодня мы с вами поговорим о …. Впрочем, тему нашего урока вы попробуйте назвать нам сами, после следующих подсказок. Сейчас посмотрите на слайды и внимательно послушайте музыкальное произведение. Слайд2,3,4,5. Стартер. Показ презентации -Что объединяет данные изображения? -В какой технике выполнены портреты? Во время демонстрации видео вы, конечно же слышали музыку. Можете ли вы назвать музыкальный инструмент, звучание которого сейчас слышали? Это самый большой инструмент в мире музыки, который совершенно справедливо называют «королём всех музыкальных инструментов»?(орган) А давайте вспомним строение органа, из чего он состоит? К какой группе инструментов он относится? (Слайд6) С именем какого композитора ассоциируется орган? - Какой немецкий композитор в средние века сочинял музыку именно для этого инструмента? (Слайд 7) (Бах) Да, Бах сочинял музыку именно для этого инструмента- это токкаты фуги, прелюдии. Итак, теперь прослушав музыкальное произведение и просмотрев слайды с изображениями, давайте вместе определим тему сегодняшнего нашего урока. (Слайд 8) «Линейный портрет в органнгой музыке И.С. Баха» Сейчас зная тему урока постарайтесь назвать цели. (Слайд 9) Цели урока: 1.Уметь распозновать стиль выполненения портрета. 2.Уметь применять технику линейного портрета. 3.Анализировать средства выразительности в прослушанном произведении И.С.Баха «Органное фуга соль минор» и соответствующей музыке иллюстрации. Итак, запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока. Давайте познакомимся с процессом создания линейного рисунка и ваша цель после услышанного и увиденного – создать портрет Баха в своем исполнении. Слайд 10 (Демонстрация видео) Линейный рисунок – основа любого изобразительного искусства. Не имеет значения, будем мы писать пейзаж или портрет, маслом, работать гуашью или акварелью, мы должны уметь изобразить любой объект или предмет с помощью линий. Также при изображении портрета человека необходимо уметь передать черты характера и те эмоции которые испытывает человек которого вы изображаете. Сейчас прозвучит очень известное органное произведение И.С. Баха: «Токката и фуга ре минор» Фуга- это обозначает бег движения, где несколько голосов звучат непрерывно. Токката- быстрое виртуозное произведение. | Презентация к уроку (слайд 1) | ||
| У вас на партах лежат 4 карточки с разными типами линий, давайте определим название этих линий. Пунктирная или прерывистая, спиралевидная, ломаная, прямая(дети дают свои ответы).Вы прослушаете первый эпизод Токката и второй эпизод Фуга и выберите карточку с такой линией, которая бы передавала движение мелодии данных музыкальных эпизодов. Будьте внимательны и проследите за направлением и развитием мелодии. Слайд 11. Звучит Токката. Покажите карточку с изображением той линии, которая бы передавала движение мелодии токкаты. (дети дают характеристику) Действительно- движение мелодии в этом музыкальном эпизоде передано ломаной линией, т.к мелодия неровная ,с резко низпадающими и восходяшими звуками,но непрерывная. Звучит Фуга. Покажите карточку с изображением той линии, которая бы передала движение мелодии Фуги. (дети дают характеристику)Движение мелодии в этом эпизоде передано спиралевидной линией, т.к. Мелодическая линия здесь более ровная, без резких скачков, то наплывающая друг на друга, но опять непрерывная. Как в фуге- несколько голосов, звучащих непрерывно. Самооценивание. (при помощи большого пальца) Вы молодцы, работали активно ,проявили внимательность и напрягли музыкальный слух, теперь оцените себя, как поработали и выполнили это задание. Слайд 12 А теперь с помощью диаграммы Венна, определим сходство и различия двух прослушанных эпизодов одного произведения Баха «Токката и Фуга ре минор.» Различия: Разная мелодическая линия, значит разные настроения, характер. Сходство: Несмотря на то, что эти эпизоды разные по мелодии и по настроению (вы это продемонстрировали при помощи линий) но они звучат в одном произведении, а значит создают один музыкальный образ. И этот музыкальный образ- это личность самого композитора и его характер. Музыка, которую он сочинял, в ней отображал свой стиль, своё отношение к жизни, т.е.его музыка- он сам. Давайте назовём черты характера Баха, (Сильный, целеустремленный, человеколюбивый, свободный).Именно эти качества характера вам и предстоит от отобразить в своих рисунках, которые вы будете создавать уже с помощью линий. Слайд 13. Физминутка. А теперь закрепим теорию по созданию линейного портрета, ответив на главные вопросы:
(работа в парах) На первом уроке вы ознакомились с теоретическими знаниями по созданию линейного портрета, познакомились с личностью великого композитора Иоганна Себастьяна Баха, услышали и проанализировали его произведение. Слайд 14 Практическая работа учащихся: «Линейный портрет И.С. Баха» Вы, используя линии, сумели выразить настроение двух разных музыкальных эпизодов в произведении Баха. И теперь, используя эту технику вам необходимо создать линейный портрет и выразить в нем личные качества и характер композитора. Выполните линейный портрет И.С.Баха, используя простой карандаш. Дескрипторы:
Слайд 15 Критерии оценивания:
Выполнение эскизов в альбоме. | | ||
| Ребята посмотрите на свои работы. Вы при помощи линий и простого карандаша сумели нарисовать и тем самым отобразить образ великого человека. А фоном звучала его музыка, поэтому отталкиваясь от характера органной музыки, и линейного портрета И.С Баха составьте синквейн, который бы отражал личные качества композитора. Слайд 16 Синквейн Дети создают синквейн, работая в микрогруппах,а затем 1 ученик от группы озвучивает свой вариант синквейна.(Взаимооценивание группами с помощью трёх хлопков) Слайд 17 Презентация работ. С каждого ряда по одному учащемуся, для защиты своих работ. Оценивание (цветовая гамма) Красный - отличная работа. Желтый- хорошая работа. Зеленый - можно сделать лучше. Примерные ответы на презентацию своих работ: -Я с помощью линий изобразил портрет композитора И.С.Баха. В нем я постарался выразить черты характера композитора- это сила, воля. -В нем я подчеркнул сильный, характер композитора , который старался своей музыкой сделать человека свободным, каким в душе был сам. -В его образе я показала стремление к свободе, жизнелюбие, т.е. именно те черты характера, которыми он обладал в жизни, и какие хотел видеть в людях. Слайд 18 Рефлексия: «Нотная грамота». Дети, заканчивая наш урок, мы приглашаем вас к нотному стану. Где на нем три ноты: 1 нота «У меня не все получилось»,2 нота «Я все понял, но было трудно выполнять задания», 3 нота «Я все понял и справился с заданием». А теперь каждый возьмите свою нотку и разместите ее на нотном стане так, как вы сегодня поработали на этом уроке. (звучит шутка Баха) До свидания. | | ||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности | ||
Более способные учащиеся демонстрируют выполнение линейного с передачей характера человека (перед началом практической работой). Задание на усложнение: формат портрета погрудный, поясной. | Исходный этап: ответы на вопросы по предварительному изучению материалов. Средний этап: наблюдение за активностью учащихся во время обсуждения новой темы. Заключительный этап: вернисаж. | Проверка здоровья и безопасности: безопасное использование художественных материалов. Проветривание помещения во время перемены. |