Файл: Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Практикум по нейропсихологической диагностике отклоняющегося поведения | ||||
| ||||
Группа М19П161 | ||||
Студент | | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Вариант 1
Исследование процессов мышления и речи
Испытуемый – мальчик Максим, 7 лет.
1. Тест "Исключение лишнего" (вербальный).
- Кроссовок, нога, сапог, сандали.
Ответ: Нога.
- Светильник, лампа, солнце, свеча.
Ответ: Солнце
- Штаны, куртка, часы, платье.
Ответ: Часы.
- Блюдце, чайник, бочонок, ложка.
Ответ: Бочонок.
- Нитки, трубка, ножницы, наперсток.
Ответ: Трубка.
- Кровать, комод, туалетный столик, поднос.
Ответ: Поднос.
- Наручные часы, будильник, настенные часы, монета.
Ответ: Монета.
- Роза, кошка, ромашка, колокольчик.
Ответ: Кошка.
- Лодка, велосипед, телега, мотоцикл.
Ответ: Телега.
- Портфель, кошелек, сумка, книга.
Ответ: Книга.
Анализ и интерпретация результатов
У испытуемого хороший уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков), результаты находятся в норме (10 баллов).
2. Тест «Последовательные картинки»
Рассказ: Девочка заболела и мама решила измерить ей температуру. Приехал доктор и посмотрел ее горло, выписал лекарство. Мама начала лечить ее горло и ухаживать за ней.
Последовательность картинок была составлена верно.
Рассказ: Мама дала деньги сыну и попросила купить хлеб. Мальчик побежал в магазин, купил его. Прибежал домой и отдал его маме.
Последовательность картинок была составлена верно.
Рассказ: Мама сказала сыну взять зон. Сын не послушался и побежал под дождем.
Последовательность картинок была составлена верно.
Рассказ: Мальчик промок и пришел домой мокрый. После этого он заболел.
Последовательность картинок была составлена верно.
Анализ и интерпретация результатов
Испытуемый хорошо понимает сюжетные картинки, что свидетельствует о развитом наглядно-образном мышлении. Он анализирует картинки вслух, самостоятельно выделяет в картинках главное и второстепенное. Слова подбирает легко, речь быстрая, словарный запас соответствует возрастным особенностям. Производит зрительный синтез, охватывая всю ситуацию. Нарушений в ориентировочной основе деятельности не выявлено.
3. Методики исследования вербального интеллекта детей 6-9 лет.
I субтест: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».
а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
Ответ: подошва.
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
Ответ: верблюд.
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
Ответ: 12
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
Ответ: февраль.
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
Ответ: страус.
е) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
Ответ: цветы.
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
Ответ: ночью.
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
Ответ: прозрачная.
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Ответ: корень.
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Ответ: Москва.
II субтест: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Ответ: фасоль.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
Ответ: мост.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
Ответ: медвежонок.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
Ответ: Москва.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
Ответ: береза.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
Ответ: указка.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
Ответ: Нестеров.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
Ответ: лебедь.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
Ответ: число.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Ответ: вкусный.
III субтест: Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева.
а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
Ответ: цветок.
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
Ответ: больные.
в) огород / морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
Ответ: цветы.
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
Ответ: гнездо.
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
Ответ: нога.
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
Ответ: сухой.
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
Ответ: температура.
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
Ответ: парус.
и) стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Ответ: острая.
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди
Ответ: ковер.
IV субтест: «Эти пары слов можно назвать одним словом
, например: Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата…
Ответ: не смог ответить.
б) Окунь, карась…
Ответ: рыба.
в) Лето, зима…
Ответ: времена года.
г) Огурец, помидор…
Ответ: овощи.
д) Сирень, шиповник.
Ответ: растения.
е) Шкаф, диван…
Ответ: мебель.
ж) День, ночь…
Ответ: время суток.
з) Слон, муравей…
Ответ: животные.
и) Июнь, июль…
Ответ: месяцы.
к) Дерево, цветок...
Ответ: растения.
Анализ и интерпретация результатов
Результаты I субтеста: 10 баллов.
Результаты II субтеста: 8 баллов.
Результаты III субтеста: 8 баллов.
Результаты IV субтеста: 8 баллов.
Итого: 34 балла.
34 балла - это показатель 4-ого уровня успешности, что говорит о высоком уровне умственного развития испытуемого. Он хорошо отличает существенные признаки предметов от несущественных, способен обобщать, отличать одно от другого и устанавливать логические связи.
Заключение
По результатам проведенного исследования можем сделать вывод о том, что у испытуемого отлично развито наглядно-образное мышление, хорошо развито логическое мышление и обобщение, развита способность выявлять сходство объектов, имеется обширный запас знаний, а также развиты такие операции, как анализ и синтез.