ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Ю. В. Горбикова (И.О. Фамилия) |
Группа | ППОбп-1802б (И.О. Фамилия) |
Преподаватель | Емельянова Татьяна Витальевна (И.О. Фамилия) |
Тольятти
2022 год
Бланк выполнения задания 1
Методы исследования в педагогике
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
№ п/п | Методы исследования | Описание методов |
1 | Метод наблюдений | Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. |
2 | Метод эксперимента | Эксперимент — метод, который, предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление. Виды экспериментов:• лабораторный эксперимент – предполагает создание искусственной, абстрактной ситуации, создание условий, далеких от тех, в которых обычно протекает деятельность человека;• естественный эксперимент - представляет промежуточную форму между наблюдением и экспериментом. Его основная тенденция - деятельность наблюдается в ее естественном протекании;• психолого-педагогический - естественный эксперимент изучения познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах;• формирующий (обучающий) эксперимент - его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. |
3 | Метод анкетирования | Основным условием эффективности анкетирования являются: • точность формулировок анкеты; • ее содержательная направленность; • вычленение узловых моментов; •лаконичность и однозначность формулировок; • несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт). Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, а время возврата оговаривается. |
4 | Метод беседы (опроса, интервьюирования). | Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.Беседа всегда должна быть планово организована. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой задания. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально приближена к конкретной ситуации и сочетаться с другими объективными методами. Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и нестандартизированные. |
5 | Метод анализа документов | Метод анализа документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию: • протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов; • документы педагогических конференций; • протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы; • отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе; • инспекционные отчеты; • дневники учащихся; • поурочные планы учебных занятий; • характеристики учащихся; • документы об успеваемости учащихся; • материалы школьной статистики. Это все документы неофициальные, подготовленные без участия исследователя. Существуют также целевые документы, специально подготовленные по заданию исследователя: • стилистические работы учащихся (творческие, контрольные и др.); • рефераты учащихся; • записи мнений учителей по какой-либо проблеме; • высказывания родителей о своих детях, и т. п. Работа с неофициальными и целевыми документами требует выяснения их надежности и тщательного обсуждения, потому что они могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы были подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор. Официальные документы - государственные постановления, приказы министра образования, департамента, данные официальной статистики, архивы любых учреждений, корреспонденция школ. |
6 | Метод экспертной оценки | В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. Например, при попытке прогнозировать изменение того или иного педагогического явления (процесса); при необходимости представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка окажется искаженной. Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитывается уровень образования, возраст, личные интересы. Вначале круг экспертов может быть широким, в дальнейшем он сужается. Главный среди всех критериев отбора - компетентность. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ | ||
7 | Единство анализа и синтеза, индукция и дедукция | Анализ и синтез - это фактическое или мысленное разложение целого на части и процесса обратного соединения частей в целое. Их нельзя отрывать друг от друга.Классификационный анализ наиболее прост- позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе сходства и повторяемостиИндукция и дедукция связана так же, как синтез и анализ.Индукция в традиционной логике означает обобщение на основе данных опыта, совокупность способов обобщения, анализ фактов, опирающийся на наблюдение, эксперимент, практику.Цель индуктивных методов - проникновение в сущность явлений.Дедукция в традиционной логике трактуется как заключение, направленное от общего к частному, понимается как выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики. Связь между индукцией и дедукцией состоит и в том, что в индукцию проникают элементы дедукции, а дедукция опирается на результаты индукции. |
8 | Методы моделирования | основаны на принципе аналогии. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью.Отношение между моделью и оригиналом должно отвечать ряду требований. Между ними должно быть ограниченное подобие, форма которого ясно выражена.Метод моделирования широко применяется в технике (ЦАГИ, например). В педагогике же он применим лишь на теоретическом уровне. |
9 | Мысленный эксперимент | . Он характеризует этот эксперимент как способ мышления, при котором все, что происходит в конкретной форме, подобным образом осуществляется и в абстракции, когда нужно отвлечься от всех случайных внешних обстоятельств. Мысленный эксперимент эффективен при планировании исследовательской работы. Продуманный план исследования предварительно идеально реализуется. Заранее выясняются теоретические исходные позиции, ход познания и ожидаемые результаты. |
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ | ||
10 | Генетический метод | это исследование явлений на основе анализа их развития. В педагогике очень важно проследить возникновение явления, ступени его развития, процесс постепенного формирования личности, ее мировоззрения, знаний и навыков и изменения, происшедшие в результате учебно- воспитательного воздействия. Это долговременный процесс, когда могут быть использованы различные формы повседневного наблюдения. Например, анализ причин неуспеваемости учащихся можно сделать на основе караульного метода непрерывного наблюдения, который обеспечивает |
11 | Сравнительный метод. | Сравнение - неотделимая составная часть других методов. Оно применяется при использовании методов наблюдения, эксперимента и т. д. Хороший результат дает единство сравнительного и генетического методов. Сравнение важно для объяснения явлений и тогда, когда само по себе их не разъясняет. В сравнительной педагогике оно приобретает специфические формы и становится главным методом. |
12 | Исторический метод | В исторических исследованиях применяются специфические для истории педагогики процедуры. Это изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных, школьной документации, учебников, учебных пособий, отчетов учебно-воспитательных учреждений, произведений искусства, фольклора и др. Этот метод применяется и в теории обучения, и воспитания, и при исследовании активности учащихся в обучении. |
13 | Изучение продуктов деятельности. | Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития. Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка. |
14 | Методы опроса. | Цель опроса - получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих: •опрос выступает как основное средство сбора первичной информации; • опрос служит для уточнения данных, полученных другими методами. |
15 | Психологические тесты | Тест — система заданий, позволяющих измерять уровень развития определенного качества (свойства) личности, психических процессов. |
16 | Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, кот. он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становиться неадекватным – возникает эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др. |
17 | Рейтинг | означает субъективную оценку некоторых явления по заданной шкале. Рейтинг – шкалирование - метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе оценок экспертных – рейтингов. |
18 | Социометрия. | Методика количественного измерения общественных явлений (Дж. Морено). Применяют для оценки межличностных эмоциональных отношений в группе. Сущность метода заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию (совместный досуг, работа и т.д.). на основе полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает человек в системе межличностных отношений в данной группе. Недостаток этой методики в том, что она не позволяет выяснить причину сложившийся структуры отношений. |
19 | Тестирование | – метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу знаний. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных харак-к. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деят-ть: решение задач, рисование, рассказ по картинке – в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов кот. психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или свойств. Процедура оценка результатов тоже стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых. |
20 | Метод анализа документов | один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию: •протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов; •документы педагогических конференций; •протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы; •отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе; •инспекционные отчеты; • дневники учащихся; •поурочные планы учебных занятий; • характеристики учащихся; •документы об успеваемости учащихся; •материалы школьной статистики. |
1 Оставить нужное