Файл: Методы исследования в педагогике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Психология и педагогика начального образования

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 1
по учебному курсу «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Ю. В. Горбикова

(И.О. Фамилия)

Группа

ППОбп-1802б

(И.О. Фамилия)

Преподаватель

Емельянова Татьяна Витальевна

(И.О. Фамилия)



Тольятти

2022 год

Бланк выполнения задания 1

Методы исследования в педагогике

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

п/п

Методы исследования

Описание методов

1

Метод наблюдений

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

2

Метод эксперимента

Эксперимент — метод, который, предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

Виды экспериментов:

лабораторный эксперимент – предполагает создание искусственной, абстрактной ситуации, создание условий, далеких от тех, в которых обычно протекает деятельность человека;

естественный эксперимент - представляет промежуточную форму между наблюдением и экспериментом. Его основная тенденция - деятельность наблюдается в ее естественном протекании;

психолого-педагогический - естественный эксперимент изучения познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах;

формирующий (обучающий) эксперимент - его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления.

3


Метод анкетирования
Основным условием эффективности анкетирования являются: • точность формулировок анкеты; • ее содержательная направленность; • вычленение узловых моментов; •лаконичность и однозначность формулировок; • несуггестивность вопросов (они не должны наводить на определенный опыт).

Групповой анкетный опрос применяется в классе, в учительской, на педсовете. При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, а время возврата оговаривается.

4


Метод беседы (опроса, интервьюирования).

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.

Беседа всегда должна быть планово организована. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой задания. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально приближена к конкретной ситуации и сочетаться с другими объективными методами. Непосредственный контакт респондента с исследователем требует от последнего определенных качеств личности, в частности умения завоевать доверие человека, с которым он ведет беседу, умения создавать атмосферу искренности и доброжелательности. Различают беседы индивидуальные и групповые, а по структуре вопросов - стандартизированные (предполагающие предварительную формулировку вопросов) и нестандартизированные.

5


Метод анализа документов

Метод анализа документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию: • протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов; • документы педагогических конференций; • протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы; • отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе; • инспекционные отчеты; • дневники учащихся; • поурочные планы учебных занятий; • характеристики учащихся; • документы об успеваемости учащихся; • материалы школьной статистики. Это все документы неофициальные, подготовленные без участия исследователя. Существуют также целевые документы, специально подготовленные по заданию исследователя: • стилистические работы учащихся (творческие, контрольные и др.); • рефераты учащихся; • записи мнений учителей по какой-либо проблеме; • высказывания родителей о своих детях, и т. п. Работа с неофициальными и целевыми документами требует выяснения их надежности и тщательного обсуждения, потому что они могут быть умышленно или неумышленно искажены. Поэтому важно знать, с какой целью эти документы были подготовлены и в какой ситуации, какими методами при этом пользовался автор.

Официальные документы - государственные постановления, приказы министра образования, департамента, данные официальной статистики, архивы любых учреждений, корреспонденция школ.

6


Метод экспертной оценки
В педагогической практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления невозможно выделить объект - носитель проблемы, тем более использовать его в качестве источника информации. Например, при попытке прогнозировать изменение того или иного педагогического явления (процесса); при необходимости представить состояние интересующего предмета через несколько лет или дать оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка окажется искаженной. Такая информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. При формировании группы экспертов в качестве критериев отбора лиц целесообразно использовать 2 признака: род занятий и стаж работы по интересующему нас профилю. При необходимости учитывается уровень образования, возраст, личные интересы. Вначале круг экспертов может быть широким, в дальнейшем он сужается. Главный среди всех критериев отбора - компетентность.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

7


Единство анализа и синтеза, индукция и дедукция

Анализ и синтез - это фактическое или мысленное разложение целого на части и процесса обратного соединения частей в целое. Их нельзя отрывать друг от друга.

Классификационный анализ наиболее прост- позволяет упорядочить и классифицировать явления на основе сходства и повторяемости

Индукция и дедукция связана так же, как синтез и анализ.

Индукция в традиционной логике означает обобщение на основе данных опыта, совокупность способов обобщения, анализ фактов, опирающийся на наблюдение, эксперимент, практику.

Цель индуктивных методов - проникновение в сущность явлений.

Дедукция в традиционной логике трактуется как заключение, направленное от общего к частному, понимается как выведение утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики. Связь между индукцией и дедукцией состоит и в том, что в индукцию проникают элементы дедукции, а дедукция опирается на результаты индукции.

8


Методы моделирования

основаны на принципе аналогии. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью.

Отношение между моделью и оригиналом должно отвечать ряду требований. Между ними должно быть ограниченное подобие, форма которого ясно выражена.

Метод моделирования широко применяется в технике (ЦАГИ, например). В педагогике же он применим лишь на теоретическом уровне.

9


Мысленный эксперимент
. Он характеризует этот эксперимент как способ мышления, при котором все, что происходит в конкретной форме, подобным образом осуществляется и в абстракции, когда нужно отвлечься от всех случайных внешних обстоятельств. Мысленный эксперимент эффективен при планировании исследовательской работы. Продуманный план исследования предварительно идеально реализуется. Заранее выясняются теоретические исходные позиции, ход познания и ожидаемые результаты.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

10


Генетический метод
это исследование явлений на основе анализа их развития. В педагогике очень важно проследить возникновение явления, ступени его развития, процесс постепенного формирования личности, ее мировоззрения, знаний и навыков и изменения, происшедшие в результате учебно- воспитательного воздействия. Это долговременный процесс, когда могут быть использованы различные формы повседневного наблюдения. Например, анализ причин неуспеваемости учащихся можно сделать на основе караульного метода непрерывного наблюдения, который обеспечивает

11


Сравнительный метод.
Сравнение - неотделимая составная часть других методов. Оно применяется при использовании методов наблюдения, эксперимента и т. д. Хороший результат дает единство сравнительного и генетического методов.

Сравнение важно для объяснения явлений и тогда, когда само по себе их не разъясняет. В сравнительной педагогике оно приобретает специфические формы и становится главным методом.

12


Исторический метод
В исторических исследованиях применяются специфические для истории педагогики процедуры. Это изучение архивных материалов, официальных документов, статистических данных, школьной документации, учебников, учебных пособий, отчетов учебно-воспитательных учреждений, произведений искусства, фольклора и др.

Этот метод применяется и в теории обучения, и воспитания, и при исследовании активности учащихся в обучении.

13


Изучение продуктов деятельности.
Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития. Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.

14


Методы опроса.
Цель опроса - получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих: •опрос выступает как основное средство сбора первичной информации; • опрос служит для уточнения данных, полученных другими методами.

15


Психологические тесты

Тест — система заданий, позволяющих измерять уровень развития определенного качества (свойства) личности, психических процессов.

16


Самооценка
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, кот. он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становиться неадекватным – возникает эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.

17


Рейтинг
означает субъективную оценку некоторых явления по заданной шкале. Рейтинг – шкалирование - метод построения шкалы для измерения отношений между изучаемыми объектами на основе оценок экспертных – рейтингов.

18


Социометрия.
Методика количественного измерения общественных явлений (Дж. Морено). Применяют для оценки межличностных эмоциональных отношений в группе. Сущность метода заключается в том, что человек ставится в ситуацию выбора членов группы по тому или иному критерию (совместный досуг, работа и т.д.). на основе полученных выборов делают вывод о том, какое место занимает человек в системе межличностных отношений в данной группе. Недостаток этой методики в том, что она не позволяет выяснить причину сложившийся структуры отношений.

19


Тестирование
метод, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу знаний. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных харак-к. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деят-ть: решение задач, рисование, рассказ по картинке – в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов кот. психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или свойств. Процедура оценка результатов тоже стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.

20


Метод анализа документов
один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Существуют различные материалы, содержащие важную для научных целей информацию: •протоколы и стенограммы различных педагогических комиссий, педсоветов; •документы педагогических конференций; •протоколы заседаний родительских комитетов и друзей школы; •отчеты школ о научной, воспитательной и учебной работе; •инспекционные отчеты; • дневники учащихся; •поурочные планы учебных занятий; • характеристики учащихся; •документы об успеваемости учащихся; •материалы школьной статистики.






1 Оставить нужное