Файл: Практическое задание к теме 2 Конъюнктурный анализ рынка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание к теме 2

«Конъюнктурный анализ рынка»

Письменная контрольная работа выполняется в формате Microsoft Word, объем работы не должен превышать 5-7 страниц формата А-4. Работа состоит из 1 теоретического вопроса и практического задания.

  1. Система показателей, характеризующих рыночную ситуацию и их характеристика.

Важной составляющей анализа рыночных возможностей является оценка существующей и потенциальной емкости рынка.

Емкость рынка определяется, как правило, объемом продаж определенного рынка в денежном или натуральном выражении в заданный период времени.

К показателям емкости рынка относятся:
число потребителей,


- средний объем покупки и частота повторных покупок.


Три основных показателя емкости рынка:


- это потенциал рынка,

- прогноз сбыта,

- доля рынка.


Потенциалом рынка называют верхний предел спроса за определенный период. Потенциал рынка - это максимальный объем продаж определенного рынка в заданный период времени. Это также возможный совокупный объем продаж всех компаний, оперирующих на данном рынке. Потенциал рынка представляет собой верхнюю границу продаж, которая может быть достигнута всеми его участниками на товарно-родовом, товарно-типовом и товарно-видовом рынках.


Прогноз сбыта - это предполагаемый объем продаж определенного рынка в заданный период времени. Прогноз сбыта отрасли представляет собой совокупный предполагаемый объем продаж всех участников рынка. Прогноз сбыта не может превышать потенциал рынка. Прогноз сбыта может быть составлен для любого уровня рынка (товарно-родового, товарно-типового и товарно-видового) и для отдельных рыночных подгрупп (например, сегментов рынка). Прогноз сбыта также может относиться к отдельной компании.

Показатель доли рынка компании рассчитывается как отношение объема продаж компании к совокупному объему продаж данного рынка. Доля рынка может быть рассчитана на основании фактического объема продаж или прогнозируемого объема сбыта. Показатель доли рынка может использоваться для прогноза объема продаж компании, а также для определения рыночной позиции компании путем сравнения доли рынка компании с аналогичными показателями конкурентов.



 Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на определенной части рынка.


Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).


Система показателей для анализа конъюнктуры подразделяется на три группы:


- показатели спроса,


- показатели предложения,


- показатели цен.


Данные показатели используются во взаимосвязи с конъюнктурообразующими факторами, то есть факторами, влияющими на развитие спроса, предложения и цен. К конъюнктурообразующим факторам принято относить:


- экономические,


- социально-демографические,


- культурные,


- научно-технические,


- природные,


- политические.


Обзор конъюнктуры состоит из пяти частей:


1. Введение. В этом разделе дается краткая комплексная характеристика рыночной ситуации за соответствующий период.


2. Спрос и потребление товаров. В данном разделе проводится анализ динамики и причин изменения спроса в целом и в распределении по основным товарным группам и территориям; отражается динамика спроса на новые товары; анализируются товары различных производителей по качеству и цене; изучается движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети.


3. Предложение. В данном разделе приводятся результаты анализа динамики предложения в целом и в распределении по основным товарным группам и производителям; вскрываются главные причины изменения объема предложения проводится анализ динамики загрузки производственной мощности, наличие ее резерва; рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства отдельных видов продукции.

4. Цены. Раздел посвящен рассмотрению динамики розничных и оптовых цен. В этом разделе отмечается соотношение спроса и предложения на товар; освещается политика компаний в области цен и политика государства по их регулированию.


5. Прогноз развития конъюнктуры. Данный раздел включает прогнозы потребления

, производства и цен. Прогноз потребления разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, вероятных тенденций движения потребительского спроса, ожидаемых размеров потребления с учетом влияния конъюнктурообразующих факторов.


Таким образом, важнейшим элементом в процессе разработки маркетинговой стратегии являются знания о рынке. В маркетинге под рынком понимается совокупность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Для формирования стратегического видения перспектив развития рынка предполагается, прежде всего, осмыслить рынок, определить и оценить факторы, способствующие изменению границ отрасли, а также спрогнозировать общую экономическую ситуацию. Знание собственных рынков и представлений об изменениях и тенденциях, характере и масштабов рынков и границ территорий конкурентного противостояния позволяют видеть перспективы развития рынка, позволяют руководству компании формировать концепцию видения рынка. Для анализа рынка необходимо определиться с границами своего рынка, с факторами, влияющими на рыночную ситуацию. Цель анализа рынка - определение потребителей, описание их характеристик и выяснение их предпочтений относительно товара, емкости и темпов развития рынка и установление компаний и товаров, конкурирующих на данном рынке. В первую очередь, компаниям следует уделить должное внимание анализу факторов, определяющих будущее отрасли и способных в будущем изменять структуру существующих рынков. Важной составляющей анализа рыночных возможностей является оценка существующей и потенциальной емкости рынка, доли рынка, а также анализ конъюнктуры рынка. Емкость рынка определяется, как правило, объемом продаж определенного рынка в денежном или натуральном выражении в заданный период времени. Потенциал рынка - это максимальный объем продаж определенного рынка в заданный период времени. Конъюнктура рынка - это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на определенной части рынка. Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную).



  1. Решите задачу.

Задача. В таблице 1 представлены данные, характеризующие рынок кондитерских изделий.

Таблица 1

Емкость рынка кондитерских изделий (в тоннах)


Тип рынка

Показатели

Объем производства

Объем ввоза импортной продукции

Объем ввоза отечественной продукции

Объем вывоза

Емкость рынка

Рынок кондитерских изделий, всего

в том числе:

31474,0

3062,1

6856,0

5123,0

29413,1

рынок сахаристых изделий

15578,0

2915,3

2635,0

3004,0

15489,3

рынок мучных

изделий

15896,0

146,8

4221,0

2119,0

13923,8


В таблице 2 представлены данные об объеме товарного предложения основных предприятий на рынке кондитерских изделий.

Таблица 2

Определение доли предприятий в общей емкости

рынка кондитерских изделий

Предприятие

Объем товарного

предложения

Доля в общей

емкости рынка, %

  1. АО «Кондитер»

3944,0

10,87

  1. ООО «Новхлеб»

15502,0


42,74

  1. ЗАО «Хлебозавод»

2233,0


6,16

  1. ООО «Карамель»

937,0


2,58

  1. Оптовые продавцы

9300,0


25,64

  1. Прочие

4352,3


12,00

Итого:

36269,1

100,0


На основе данных, представленных в табл. 1, рассчитать:

    1. Емкость кондитерского рынка (данные занести в табл. 1).

    2. Структуру рынка кондитерских изделий по объему предложения.

    3. Долю импортной продукции в общем объеме товарного предложения

    4. Долю вывоза продукции в общем объеме.

    5. Сделать выводы.


На основании данных, представленных в табл.2, определить доли каждого предприятия на рынке кондитерских изделий (данные занести в табл.2)

Методические указания к решению задачи

Доля предприятия на рынке определяется как отношение товарооборота фирмы (Ti) к общему объему продаж на рынке (ΣTi ):

, (1)

где Ti – товарооборот фирмы

ΣTi – общий объем продаж на рынке

или

, (2)

где Di – доля на рынке каждого предприятия

Qi – объем предложения на рынке каждого предприятия

V – общая емкость рынка


Доля импортной продукции в общем объеме товарного предложения и доля вывоза продукции в общем объеме.

Тип рынка


Показатели


объем внутреннего производства товара на рынке


объем импорта


объем экспорта


доля импортной продукции в общем объеме товарного предложения


доля вывоза продукции в общем объеме


Рынок кондитерских изделий, всего

в том числе:


31474,0


3062,1


5123,0


8,87


16,28


рынок сахаристых изделий


15578,0


2915,3


3004,0


15,76


19,28


рынок мучных

изделий


15896,0


146,8


2119,0


0,92


13,33





Выводы. Емкость рынка кондитерских изделий составляет всего 29413,1 т. , в том числе сахаристых изделий – 15489,3 т, мучных изделий – 13923,8 т. В общей емкости рынка кондитерских изделий наибольшую долю занимает ООО «Новхлеб» - 42,74% и оптовые продавцы – 25,64%. Доля импортной продукции в общем объеме товарного предложения 8,87%, в основном это сахаристые изделия – 15,76% в общем объеме предложения сахаристых изделий. Доля вывоза продукции в общем объеме 16,28%.