ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Палец дизеля ПД1М плавающего типа во время работы может свободно поворачиваться как относительно верхней головки шатуна, так и в отверстиях бобышек, а так же свободно удлиняться при нагревании. От соприкосновения пальца с цилиндровой гильзой и задира ее предохраняют заглушки. Благодаря такой конструкции увеличивается срок службы пальца, износ его происходит равномернее. Головная втулка запрессована в отверстие верхней головки шатуна. Она отлита из бронзы.

Для подвода смазки к пальцу на наружной и внутренней поверхностях имеются кольцевые канавки (рис.4б) с четырьмя радиальными отверстиями. Кольцевая канавка на наружной поверхности втулки совпадает с осевым каналом в шатуне.

Нижняя головка шатуна через шатунный подшипник соединяет поршень с коленчатым валом.

Шатунный подшипник состоит из двух взаимозаменяемых вкладышей (рис.4в). они заготовлены из бронзы. Внутренняя поверхность вкладыша залита слоем баббита БК2. Около стыков вкладыша с одной и с другой стороны выфрезерованы холодильники. Для прессовой посадки вкладышей в головку шатуна торцы каждого вкладыша должны возвышаться относительно постели на 0.11-0.13 мм (оба торца), то есть имеют натяг.

В средней части вкладышей имеют отверстие, которое с внутренней стороны заканчивается продолговатой выемкой, а с наружной цилиндрической раззенковкой. Отверстие в верхней половинке совпадает с осевым каналом в стержне шатуна и служит для прохода смазки. Нижняя половинка этим отверстиям устанавливается на штифт (рис.4), предохраняющий вкладыши от проворачивания. От осевого смещения вкладыши удерживаются буртами. Прокладки между вкладышами не ставятся; зазор на смазку между шейкой вала и вкладышами устанавливается за счет толщины вкладыша.

Шатунные болты изготовляют из высококачественной стали марки 18ХН4ВА. Поверхность болта тщательно шлифуют и полируют. От проворачивания болт удерживается штифтом, запрессованным в шатун под головкой шатунного болта и входящим в выточку в нижнем торце головки.

На цилиндрической поверхности корончатой гайки каждого шатунного болта нанесено на равном расстоянии и по окружности 36 рисок, одна из которых (длинная) – контрольная.

Болт и гайка является комплектной парой. Не разрешается переставлять болт с одного шатуна на другой или из одного отверстия в другое даже на одном шатуне. Каждый комплект (шатун с крышкой, шатунные болты и гайки) имеет свою маркировку. При сборке все детали комплекта должны быть поставлены на свои места по метками.

2.2 Объемы работ выполняемых на ТР-3
Шатунно-поршневая группа разбирается, детали очищаются.

Шатуны осматриваются, проверяются овальность и конусность отверстий. Овальность отверстия нижней головки шатуна свыше браковочных размеров устраняется с соблюдением следующих условий:

в случае расположения овальности вдоль оси шатуна допускается торцовка с шабровкой по плите крышки и тела шатуна с последующей расточкой отверстия, а при необходимости и его шабровкой. Допускается уменьшение высоты тела шатуна не более 0,4 мм и крышки шатуна – не более 2 мм. При необходимости устанавливаются гайки увеличенной высоты;

при расположении овальности вдоль линии разъема головки нижняя головка и крышка шатуна осталиваются в проточном электролите с последующей механической обработкой.

Шатуны, имеющие трещины в любом месте, заменяются.

Втулка верхней головки шатуна заменяется при ослаблении в посадке или достижении предельного зазора в сочленении. Кернование или наплавка наружной поверхности втулки запрещается. Втулка в головку шатуна запрессовывается с натягом в пределах 0,04-0,11 мм.

Допускается устранение овальности или конусности верхней головки шатуна расточкой до 1 мм на диаметр. Разрешается правка шатунов без подогрева при их изгибе по осям головок не более 0,5 мм с последующей проверкой дефектоскопом. После правки шатуна проверяется непараллельность (скручивание) осей отверстий и расстояние между их осями. Запрещается производить какие-либо сварочные работы на шатуне.

Шатунные болты проверяются дефектоскопом. Болты и гайки, имеющие трещины, а также изъяны резьбовой части (срыв ниток, вытянутость, неправильный профиль, дробленность, заусенцы, риски), заменяются.

Запрещается производить сварочные работы на болтах или гайках и проточку болтов.

Проверяется правильность нанесения рисок окончательной затяжки гаек, для чего повторить всю последовательность затяжки гаек в соответствии с действующей инструкцией завода-изготовителя. При необходимости удаляются старые риски и наносятся новые.

В случае торцовки крышки или шатуна и замены шатунных болтов проверяется прилегание гаек и головок болтов к крышке и шатуну. Между гайкой и крышкой, головкой болта и шатуном щуп 0,03 мм не должен проходить.

Производится ревизия вкладышей шатунных подшипников. Проверяется натяг и прилегание каждого вкладыша к постели шатуна. Заменяются вкладыши, имеющие натяг, выходящий за пределы допускаемых размеров, наклеп на поверхности стыков, трещину в теле, риски шириной более 3 мм, выкрашивание баббитовой заливки более 10% рабочей площади, предельный износ, при котором зазор "на масло" выходит за пределы допускаемой нормы.



Измерение толщины вкладыша производится по одной линии средней части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов. Минимальный размер принимается за действительную толщину вкладыша.

Разрешается оставлять на поверхности постели шатунного подшипника до двух забоин общей площадью до 120 мм2, причем площадь одной забоины допускается не более 70 мм2, а глубина – не более 2 мм.

Проверяется прилегание по краске вкладышей к постели нижней головки шатуна, которое должно быть не менее 70% поверхности. Каждый вкладыш, устанавливаемый в постели нижней головки шатуна или его крышке, должен иметь натяг 0,11-0,25 мм.

Поршни очищаются, осматриваются и обмеряются. Очищенные поршни должны иметь белую матовую поверхность. Определяется путем измерения зазор между поршнем и цилиндровой втулкой, поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна и отверстиями в бобышках поршня. Если зазор в сочленениях более допускаемых размеров, детали заменяются или ремонтируются. Разработанные ручьи поршня протачиваются под ремонтный размер кольца. Допускается устанавливать на дизель поршни, имеющие риски на направляющей части глубиной до 1 мм, общей площадью не более 50 мм.

Проверяется состояние поршневых колец. Измеряется зазор в стыке кольца, зазор между ручьем и кольцом, износ маслосрезывающей кромки. При условии отсутствия трещин, раковин в кольцах и если упругость кольца в допускаемых пределах разрешается их установка на поршни. Трапецеидальные кольца заменяются независимо от состояния.

Поршневые пальцы осматриваются и измеряются, изношенные пальцы заменяются новыми или восстановленными до чертежного размера. Разрешается восстановление пальцев хромированием, осталиванием или раздачей. На пальцах, восстановленных раздачей, электрографом на торцевой части наносится знак “р”; повторная раздача пальцев запрещается.

Чистота, твердость, геометрические размеры обработанной поверхности пальца должны соответствовать требованиям чертежа.

Разновес поршней у одного дизеля допускается не более 200 г. Подгонку поршней по весу производить торцовкой нижней поверхности поршня до размера 448 мм. Разновес шатунов в сборе с поршнями и поршневыми кольцами на одном дизеле допускается не более 400 г. Снятие металла с тела шатуна при подгонке по весу производится в местах, указанных в чертеже.

При сборке деталей шатунно-поршневой группы соблюдаются следующие требования:

все детали тщательно промываются и продуваются сухим сжатым воздухом, проверяется чистота маслоотводящих отверстий в поршне и отверстия в шатуне;


установка поршневых пальцев и заглушек производится с соблюдением допустимых посадок. Пальцы и заглушки устанавливаются в нагретый поршень без выступания заглушек над его поверхностью;

овальность направляющей части поршня до и после запрессовки заглушек не должна превышать 0,08 мм; овальность контролируется по второму-третьему поясам и в плоскости поршневого кольца;

поршневые кольца устанавливаются на поршень при помощи приспособления, ограничивающего развод замка.

3. Технологию съемки, очистки и разборки узла
3.1 Технология съемки и разборки узла
Поршень устанавливают в верхнее положение. У шатунных болтов вынимают шплинты, отвёртывают гайки. Для отвёртывания и завёртывания гаек пользуются ключом-звёздочкой. Снимают нижнюю крышку шатуна с нижним вкладышем. К поршню привёртывают съёмную скобу и вместе с шатуном приподнимают его краном, после чего вынимают верхний вкладыш нижней головки шатуна. Далее поршень вместе с шатуном вынимают из цилиндра и устанавливают на стеллаж.

У поршней снимают все кольца, для чего используют клещи (рис. 5), представляющие собой ленту концы которой укреплены на рукоятках, снабжённых выступами, упирающимися в концы снимаемого кольца.


Рис. 5. Клещи для снятия и надевания поршневых колец: 1 - лента; 2 - рукоятки; 3 - выступы; 4 - кольцо

Далее при помощи приспособления (рис. 6) снимают заглушки поршневого пальца. Оно состоит из скобы с запрессованной втулкой, в которой вращается винт, снабжённый гайкой и маховичком. Маховичок служит для ввёртывания винта в нарезанное отверстие заглушки. Гайка снабжена рукоятками, укреплёнными штифтами. После выпрессовки заглушек из поршня удаляют палец, для чего обычно пользуются приспособлением (рис. 7). Тарелка приспособления выжимает палец при помощи винта, снабжённого рукояткой, и стакана.


Рис. 6. Приспособление для выпрессовки заглушек поршня: 1 - скоба; 2 - втулка; 3 - винт; 4 - гайка; 5 - маховичок; 6 - рукоятка; 7 - штифт; 8 – заглушка.




Рис. 7. Приспособление для выпрессовки пальца поршня: 1 - тарелка; 2 - палец; 3 - винт; 4 - стакан; 5 – рукоятка.
3.2 Технология очистки узла

Очистка в процессе ремонта преследует следующие цели:

- обеспечение качества ремонта, высокой производительности труда ремонтников, культуры производства и выполнение санитарно-гигиенических требований;

- подготовка деталей для их дефектации, контроля геометрических размеров и физико-механических параметров;

- исключение или значительное сокращение коррозии деталей в период нахождения машин в ремонте;

- обеспечение требуемой чистоты поверхностей деталей при сборке агрегатов, узлов и систем.

Очистка машин, сборочных единиц и деталей заключается в удалении с поверхностей загрязнений до такой степени, при которой оставшиеся загрязнения не препятствуют проведению ремонтных операций.

При организации процесса очистки учитываются свойства материала деталей, поскольку эти свойства могут изменяться при использовании разных способов очистки, что может стать причиной коррозионного разрушения при воздействии агрессивных моющих и очищающих сред или при механическом повреждении поверхности в результате соударения частиц твердой очищающей среды с поверхностями деталей.

Значительное влияние на выбор способа очистки оказывает остаточная загрязненность очищаемой поверхности. Значение остаточной загрязненности определяется технологическим процессом ремонта.

Очистка абразивами заключается в обработке загрязненной поверхности детали твердыми или мягкими абразивными материалами, направляемыми струей воздуха или жидкости. Частицы абразива, ударяясь о поверхность детали, разрушают слой загрязнения и уносит с собой грязевые частицы.

К мягким абразивным материалам относятся порошок оксида алюминия, опилки твердых пород деревьев, косточковая крошка (дробленая скорлупа косточек различных фруктов), гранулы пластмасс и т.д. Мягкие абразивы используют главным образом для очистки узлов с электрической изоляцией от прочно приставшей тонкой пленки загрязнения и дюралюминиевых деталей от различных загрязнений.

Для очистки поршней от нагара ранее использовали косточковую крошку, но из-за ее высокой себестоимости в настоящее время практикуется использование крупнозернистых опилок деревьев твердых пород. Опыт использования крупнозернистых опилок показывает, что происходит качественная наружная очистка поршней от нагара без царапин или матовых пятен, характеризующих разрушение очищаемой поверхности. Эффективность этого способа очистки достигается не только за счет исключения ручного труда, но и за счет снижения себестоимости работ по сравнению с очисткой косточковой крошкой на 60-70%.