Файл: Классификация керамических изделий по свойствам (перечислить, знать основные отличия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Фаянс (состав, t обжига,основные свойства, применение)



Фаянс представляет собой тонкокерамические изделия из только беложгущихся глин. Имеет пористую мелкозернистую структуру, не просвечивает, в неглазурованном виде впитывает и пропускает воду. Обжиг двукратный: 1-й — при температуре 1250–1280 °C, 2-й — 1100–1140 °C. Пористость твёрдого фаянса 9–12 % является причиной поглощения им влаги из воздуха, что приводит к небольшому объёмному увеличению фаянсового черепка и, как следствие, к растрескиванию глазурного слоя — цеку. Поэтому наблюдается тенденция к сокращению фаянсового производства и увеличению выпуска керамики со спекшимся черепком. В зависимости от своего состава и температуры обжига фаянс может быть твёрдым, мягким, шамотным, глинистым, известковым.

Исходным материалом для фаянсовых керамических масс является смесь (примерно в равных частях) высококачественного каолина и беложгущейся огнеупорной глины, содержащей значительное количество глинозема. Карбонатные плавни для приготовления фаянсового сырья не используются, вместо них в массу добавляются кварц и для глин, бедных полевошпатными породами, полевые шпаты, например альбит, анортит, ортоклаз и нефелин-сиениты [13]. Примерный состав фаянсовой керамической массы следующий: по 25–35 % каолина и огнеупорной беложгущейся глины, 25–30 % кварцевого отощителя, до 5 % полевошпатных минералов.

  1. Майолика (состав, t обжига,основные свойства, применение)



(у) Майолика — изделия из гончарной глины, покрытые цветными глазурями или эмалями. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с вводом отощающих и флюсующих добавок. Наиболее часто в состав майоликовых масс вводится кварцевый песок, мел или известняк, так как SiO2 и CaO способствуют образованию прочной связи майоликового черепка с глазурью, кроме того, снижается усадка изделий. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины — ангоба, скрывающего натуральный цвет черепка. Обжигается глиняная майолика дважды: 1-й обжиг проходит при температуре 800–850 °C, 2-й, глазурный, — при 960–1050 °C. Низкая температура глазурного обжига майолики позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. С целью обеспечить постоянные технологические свойства майоликовым массам и высокое качество изделий, изготовляемых из нестабильного по составу местного глинистого сырья, некоторые заводы вводят в массы 5–6 и более разновидностей глин


(л) Отощающий материал - добавки, уменьшающие пластичность (труднее пенить(?), но меньше усадка при обжиге).

В состав входит SiO2 , известняк, кварцевый песок, мел, образуется характерное сцепление между глазурью и черепком изделия. Чисто майоликовые изделия покрывают белой глиной.

Майоликовые массы приготавливаются из смеси местных легкоплавких глин с небольшими добавками очищенного каолина, кварцевого песка в качестве отощающего материала и мела или известняка в качестве плавней

  1. Виды глазури и их классификация (весь параграф)



Глазури — это тонкий стекловидный слой (0,1–0,3 мм), образующийся на керамических изделиях в результате нанесения специальных веществ, закрепленный путём обжига. Глазурь предохраняет изделие от загрязнения, действия кислот, делает водонепроницаемым, улучшает другие свойства. Используется для декоративных целей. Глазурь по физическим и химическим свойствам можно рассматривать как силикатное стекло.

Глазури отличаются большим разнообразием состава и свойств. Есть легкоплавкие и тугоплавкие.

Легкоплавкие (до 1100 °С) используют для подавляющего большинства художественных керамических материалов: фаянса, 80 майолики, гончарных изделий.

Тугоплавкие глазури используют для фарфора, каменного товара.
Глазури для керамических изделий — тонкий, толщиной 0,1–0,2 мм, слой силикатного стекла. Глазурь придает влагонепроницаемость изделию, предохраняет череп от загрязнений, улучшает внешний вид изделия, повышает прочность, сохраняет подглазурную отделку красками и усиливает их яркость.

Глазури закрепляют на поверхности изделий с помощью обжига. При обжиге структура глазурей непрерывно изменяется. Исходные составляющие глазури разлагаются и плавятся, образующиеся при этом пузыри выходят на поверхность, и происходит взаимодействие глазури с подглазурным слоем. Поверхность раздела между глазурью и глазуруемым материалом имеет шероховатую фактуру, так как отдельные участки на поверхности материала имеют различную растворимость в глазури. В подглазурном слое фарфоровых изделий при высоких температурах образуются кристаллы муллита. Стекловидная фаза в прозрачных блестящих глазурях не содержит никаких включений или пор, и такие глазури имеют совершенно гладкую, идеальную поверхность. Сырьевые материалы для производства глазурей приведены ниже. Неглазурованное изделие называют бисквитом.



Необходимость нанесения глазури обусловлена такими потребностями, как:

− декорирование изделий;

− придание изделиям определенных санитарно-гигиенических свойств;

− повышение механической прочности изделий;

− достижение специальных целей;

− маркировка изделий.

Тугоплавкие глазури с температурой разлива выше 1300 °C, как правило, наносят на изделия из фарфора. Состав их практически не отличается от состава самого фарфора. В состав тугоплавких глазурей входят 6 оксидов: SiO2, Al2O3, CaO, MgO, K2O, Na2O, в качестве сырьевых компонентов применяют полевой шпат, кварцевый песок, доломит, глина, каолин, бой фарфоровых изде- 81 лий. Содержание оксидов Fe2O3 не должно превышать 0,28 % и TiO2 – 0,12 %. В классические легкоплавкие глазури добавляют, кроме перечисленных, еще и оксиды PbO, B2O3, BaO, ZnO, SrO, ZrO2. Свинцовые глазури особо токсичны.

Для приготовления тугоплавких сырых глазурей исходные сырьевые компоненты дозируют по массе, производят мокрый тонкий помол (около 20), ситовую и магнитную очистку. У полученного глазурного шликера определяют тонкость помола на сите 006, влажность, плотность, показатель упругости.

Для фаянсовых изделий и различных видов керамических плиток применяют фриттованные (предварительно сплавленные) глазури. Необходимость получения фриттованных глазурей обусловлена несколькими факторами: переводом растворимых в воде сырьевых компонентов в нерастворимые силикаты или бораты, усилением процесса глушения глазурей, переводом токсичных компонентов в нетоксичные.

Процесс сплавления шихты в специальной печи до стекловидного состояния производят при температурах не ниже 1250 °C с последующим быстрым охлаждением расплава сливом на воду (для облегчения помола) — фриттованием. Технология приготовления легкоплавких глазурей включает следующие переделы: сырьевые компоненты → весовое дозирование → смешивание → подача шихты во фриттоварочную печь → варка фритты → гранулирование фритты на воду → составление глазури (мельничные добавки: глина, каолин) → мокрый тонкий помол → слив глазурного шликера (ситовая, магнитная сепарация). Температура разлива легкоплавких глазурей составляет 800–1200 °C. Глушеные глазури обеспечивают эффект отсутствия прямой видимости. Их использование расширяет сырьевую базу керамического производства. В качестве глушителей используются вещества с показателем преломления, сильно отличающимся от показателя преломления силикатного стекла глазури.


Глушение обусловлено распределением твердых частиц глушителя в стекле. Степень глушения зависит от размера таких частиц. Чем меньше частицы глушителя, тем равномернее они распределены в стекле, тем полнее глушение. Падающий на глазурованную поверхность свет рассеивается и отражается от этой поверхно- 82 сти. Наибольшее отражение света достигается при размере частиц глушителя 0,2–0,3 мкм (получается при фриттовании).

Механизм глушения разнообразен. Глушение может быть достигнуто посредством механического распределения в стеклофазе глазури тонкодисперсного глушителя еще во время составления и размола шихты для фриттования; перекристаллизацией из расплава, например, циркона в виде мелких кристаллов после растворения исходного циркона; в результате протекания реакции с образованием в расплаве кристаллической фазы.

Для окрашивания глазури нужно ввести хромофор концентрации от 0,5 до 3 %. Важен вид красителя и его валентно-координационное состояние. При обжиге окрашенной глазури следует поддерживать окислительную или нейтральную среду, так как в восстановительной среде красители могут частично восстанавливаться до металлического состояния.

«Задымленные» глазури выглядит как металлическое покрытие: в состав входит CuO и оксиды других переходных 3d-элементов. При обжиге создают восстановительную среду, для этого в печь бросают кусочки канифоли.

По способу изготовления различают сырые и фриттованные глазури,
по составу — полевошпатовые, борные, борно-щелочные, борно-свинцовые, борно-свинцово-щелочные, солевые и др.

Кроме того, глазури могут быть прозрачные и непрозрачные (глухие), цветные и бесцветные, матовые, кракле, с металлическим отливом, восстановительного пламени (металлические отблески), самосветящиеся, потечные.

  1. Глазури, ангобы, эмали и лаки для керамических изделий (процесс глазурования и приготовления глазури, основные отличия и применение)



Ангобом называют матовое, белое или цветное покрытие, состоящее из глиняной массы, наносимой в сметанообразном состоянии на поверхность изделия сплошным или несплошным слоем. Ангобы наносят на изделие для получения более гладкой поверхности, для маскировки нежелательной окраски, создания рельефного рисунка и т. п. Ангоб, как правило, наносят на сырые, слегка подвяленные изделия, например на майоликовые, для которых характерна такая отделка. Ангобы разделяют на глинисто-песчанистые и флюсные. Первые применяют на майоликовых и гончарных изделиях художественно бытового или хозяйственного назначения. Флюсные ангобы применяются преимущественно в архитектурно-художественной керамике. 84 Рецепт белого ангоба: глина беложгущаяся — 80 %; кварцевый песок (молотый) — 20 %; вода — влажность 60 %. Цветные ангобы получают на основе белого введением красящих окислов металлов или пигментов (окислы меди, хрома, железа) в количестве от 3 до 15 %. На изделие ангоб наносится окунанием, поливанием, пульверизацией, кистью, рожком, пипеткой.


Лак — вид ангобного покрытия из блестящих глинистых пленок.

Эмаль — разновидность глазури. Это непрозрачная глухая глазурь. Эмаль применяется для цветных керамических материалов в качестве грунта, на котором пишут красками, и для росписи изделий из цветного материала.

Как грунт в основном применяют белую эмаль, наносимую на изделие методом поливания. После того, как эмаль подсохнет, по ней пишут с помощью кисти керамическими красками. После обжига создаётся впечатление, будто краски слегка тонут в эмали, давая нежные и глубокие контуры рисунков. Роспись по сырой эмали требует от исполнителя свободного владения кистью, уверенного мазка и большого навыка. Она представляет собой самую сложную технику живописи для майолики.

Для росписи изделий из красножгущихся глин применяют широкую палитру цветных эмалей. Роспись ведут техникой резерважа. Для этого эмали, предназначенные для нанесения живописного одноцветного или многоцветного рисунка, смешивают с раствором воска, скипидара и глицерина, а затем кистью пишут на предварительно очищенном от пыли изделии, используя полученную жировую эмульсию. После выполнения рисунка изделие окунают в чан с глазурным шликером. Шликер пристаёт к свободным пористым участкам, не покрытым глазурью. В процессе обжига жировой состав выгорает, а рисунок, нанесённый глазурью, остаётся.

Необычный художественный эффект достигается при украшении художественных изделий так называемыми перегородчатыми эмалями. На изделии выполняются перегородки высотой от 1 до 2 мм, разделяющие контуры цветовых пятен, которые будут в дальнейшем нанесены на изделие. В процессе глазурованного обжига эмали расплываются и закрепляются на изделии, при этом контуры цветовых пятен будут четко проявляться. Этот способ широко применяют для производства архитектурно-художественной керамики (майоликовые вставки, панно).

  1. Керамические краски (Виды, преимущества и недостатки, приготовление и нанесение)



Керамические краски подразделяют на надглазурные и подглазурные. Надглазурные наносят на глазурованное изделие и закрепляют декоративным обжигом. Надглазурные отличаются меньшим блеском и стираются при продолжительной службе. Надглазурные краски — это смесь пигментов с флюсами. Флюсами для надглазурных красок служат специальные легкоплавкие стёкла. Для надглазурных росписей применяют люстры и препараты золота.

Люстр — раствор солей металлов в органическом растворителе (канифоль в скипидаре, лавандовое масло).