ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Алдыбаева Гульнара Валеевна
Преподаватель:
Ершова Наталья Николаевна
Задания по теме 5.1 Профессиональная Я-концепция педагога
Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описывать собственную профессиональную Я-концепцию.
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
ОТВЕТ:
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
«Я-концепции»– это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).
Определение С.Т.Джанерьян глубокое и указывает цель человека, у которого сформировано понятие собственной Я-концепции. Это – ничто иное, как саморазвитие и самореализация человека в своей профессии.
«Я-концепции»- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).
А. К. Маркова предполагала, что, человек, со своей готовой Я-концепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Я-идеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
У данных определений есть общий знаменатель и заключается он в том, что они связаны с самосознанием и представлением человека о себе.
По моему мнению, Я-концепция педагога – это система представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения.
Уровень развития собственной Я-концепции несомненно важен : Человек познав себя лучше представляет в каком направлении двигаться дальше, начиная от профессии и заканчивая бытовыми делами.
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
У данных определений есть общий знаменатель и заключается он в том, что они связаны с самосознанием и представлением человека о себе.
По моему мнению, Я-концепция педагога – это система представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения.
Уровень развития собственной Я-концепции несомненно важен : Человек познав себя лучше представляет в каком направлении двигаться дальше, начиная от профессии и заканчивая бытовыми деламиЯ-концепция – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).
Я-концепция - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).
Определение С.Т.Джанерьян более полное, обозначает цель человека, у которого сформирована Я-концепция – это саморазвитие и самореализация человека в профессии.
По определению А. К. Марковой, человек, обладающий сформированной Я-концепцией, сравнивает себя с Я-идеальным, с абстрактным коллегой. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания, повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.
Сходства данных определений заключается в том, что они связаны с самосознанием, с представлением человека о себе.
По моему мнению, Я-концепция педагога – это система человека представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения. Уровень сформированности Я-концепции педагога очень важен: человек лучше понимает, куда двигаться, что и как делать, результаты его труда повышаются, а самооценка растёт, самочувствие и настроение улучшается.
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:
Проблемы педагогической деятельности | Пути решения |
№1 – Трудно сконцентрировать внимание учеников на теме занятия , урок получается скучным для учащихся, в следствие – учащиеся отвлекаются на посторонние дела. | Ролевые игры, «живые» презентации , разбавление темы занятий интересными фактами, снижение информационной нагрузки на учащихся. Переключение с монолога на активный диалог с учениками. |
№2 – Трудности в планировании занятий молодым учителем. | Изучение положительного опыта более опытных коллег, применение современных педагогических технологий. |
№3 – Трудности в овладении современными компьютерными технологиями . | Запись на компьютерные курсы , изучение основных программ и методов их использования в образовательном процессе |
№4 – Не способность «разводить цели» ученика и учителя, анализировать и корректировать структуру целей | Освоение приемов проектирования целей для ученика в формате диагностируемых результатов, а для учителя – в видах управленческой деятельности |
№5 – Нехватка моральных сил для того, чтобы проявлять терпение присущее педагогу, уважительное отношение к каждому учащемуся, коллегам. | Переключение с работы на хобби, занятия йогой , при необходимости – поддержка психолога. |
Задания по теме 6.2 Способы оценивания учебных достижений
Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описывать и систематизировать способы оценивания учебных достижений.
Задание 3. Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.
ОТВЕТ:
Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки"
3. "На ложку дегтя - бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. "Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти."
5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
8. Никогда не следует:
- прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
- заставлять обучающегося отвечать, давить на него;
- сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;
- напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;
- внушать обучающимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;
- ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности;
- создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;
- необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.
Задание 4. Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:
1) Что такое портфолио?
2) Для чего необходимо создавать портфолио?
3) Виды портфолио.
4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.
5) Структура портфолио: количество, название рубрик.
ОТВЕТ:
1) Что такое портфолио?
Портфолио школьника – это копилка личных достижений школьника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время обучения ребёнка в школе. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Работа над созданием портфолио позволит сблизить всех его участников: поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе родителей, учителей, сверстников, как следствие, позволяет педагогам увидеть индивидуальные особенности ребенка, поможет лучше узнать ребенка, учитель сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения со школьником, ввести родителей в образовательный процесс, создать коллектив единомышленников среди родителей.
2) Для чего необходимо создавать портфолио?
-
Портфолио ученика: что это?
В большинстве общеобразовательных учреждений России, согласно нововведению Министерства образования и науки, создание портфолио для ученика является обязательным. По федеральному государственному образовательному стандарту оно является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляет собой набор документов, содержащих результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребёнка.
Другими словами, это картонная или пластиковая папка, в которой на протяжении 11 лет собираются и хранятся наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний. На сегодняшний день четких требований к внешнему виду и структуре портфолио нет: педагоги, ученики, родители при его создании могут подключить фантазию и отличиться оригинальностью.
Что содержится в портфолио?