ПРОЕКТ
"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 75 комбинированного вида
Приморского района Санкт - Петербурга
Автор: Перова Елена АнатольевнаТип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий.
Вид проекта: внутренний, групповой
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Продолжительность проекта: долгосрочный
Этапы реализации проекта
Заключительный этап:
-
подведение итогов.
-
презентация проекта для демонстрации педагогам ДОУ.
Основной этап:
-
практическая реализация проекта;
-
создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы
Организационно подготовительный этап:
-
изучение методической литературы по данной теме;
-
обследование и оценка имеющейся РППС;
-
подготовка, формирование проблемы;
-
цели и задач проекта.
I этап Организационно – подготовительныйАктуальность проекта:На сегодняшний день всё дошкольное образование перешло на работу по ФГОС. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К таким требованиям относятся и требования к развивающей предметно – пространственной среде. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях требуется преобразование и обновление образовательного потенциала пространства не только в самом учреждении, но в первую очередь в группах. Развивающая предметно – пространственная среда, опирающаяся на основные принципы и обеспечивающая максимальную реализацию дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития, сможет в полной мере решить задачи, обозначенные в Стандарте. Цель проекта:Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта: -
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей.
-
Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС.
-
При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы.
-
Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе.
-
Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе.
Планируемый результатРеализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст
окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию.
Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Особенности общей организации РППСРазвивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Важнейшим условием реализации основной адаптированной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей среды.
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:
-
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
-
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
-
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Адекватно организованная развивающая предметно – пространственная среда:
-
стимулирует у детей развитие уверенности в себе
-
обеспечивает успешную социализацию
-
обеспечивает полноценное и всестороннее развитие детей в соответствии с возрастом и их здоровьем, и коррекции недостатков их развития;
Принципы построения РППСПредметно – пространственная развивающаяся среда в группе строится с учётом основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы и формирование познавательны интересов и действий в различных видах деятельности. А также организация РППС должна быть направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС:
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
-
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
ФГОС определил требования к развивающей предметно – пространственной среде.
ППРС должна быть
-
содержательно – насыщенной,
-
трансформируемой,
-
полифункциональной,
-
вариативной,
-
доступной
-
безопасной.
В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:
-
социально-коммуникативное развитие
-
познавательное развитие
-
речевое развитие
-
художественно-эстетическое развитие
-
физическое развитие
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Для этого всё пространство группы условно делится на три зоны:
-
Зона умеренной активности
-
«Центр познания»,
-
«Центр книги»,
-
«Центр речи»,
-
«Уголок уединения»,
-
«Центр природы»,
-
«Центр занимательной математики»,
-
«Центр патриотического воспитания».
-
«Центр конструирования»
-
«Центр экспериментирования»
-
«Центр социально – эмоционального развития»
-
«Центр творчества»
-
Центр безопасности»
-
Зона повышенной активности
-
«Физкультурно – оздоровительный центр»
-
«Центр музыки»
-
«Центр театра»
-
«Центр игры»
-
«Центр дежурства»
II этап: Основной ЗОНА УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТИ
|
Название центра
| Интегрируемые образовательные области
| Содержание ППРС
(пособия, материалы, оборудование)
| Задачи
|
«Центр познания»
| -
Познавательное развитие
-
Речевое развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
| -
Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам учебного года
-
Фланелеграф
-
Магнитные доски
-
Научно – популярная литература (энциклопедии) для детей о предметах, о космосе.
-
Дидактические и развивающие игры:
-
на развитие психических процессов
-
по ознакомлению с окружающим миром
-
Разрезные картинки, пазлы, кубики
-
Игры «Домино», «Лото», «Мазайки»
-
Игры – головоломки
-
Вкладыши, пирамидки
-
Дидактические пособия «Неделя», «Части суток», «Круглый год»
| -
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
-
Формирование познавательных действий;
-
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
-
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
|
«Центр речи»
| -
Речевое развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
-
Физическое развитие
| -
Дидактические и развивающие игры по:
-
ЗКР
-
формированию словаря,
-
грамматическому строю речи
-
связной речи
-
подготовке к обучению грамоте
-
Сюжетные картинки
-
Картинки с последовательно развивающимся действием
-
Картотека диалогов
-
Картотека рассказов для пересказа
-
Схемы для составления описательных рассказов
-
Алфавит
| -
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
-
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
-
Практическое овладение нормами речи.
|
«Центр занимательной математики»
| -
Познавательное развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
| -
Дидактические и развивающие математические игры
-
Головоломки: Танграмм, Клумбово яйцо, Сложи узор, Уникуб
-
Логико – математические игры Воскобовича
-
Пирамидки
-
Блоки Дьеныша
-
Палочки Кюизенера
-
Счётный материал
-
Счётные палочки
-
Счёты
-
Песочные часы
-
Наборы цифр
-
Макеты часов
-
Числовые домики на состав числа
| -
Формирование элементарных математических представлений;
-
Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;
|
«Центр книги»
| -
Речевое развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
-
Познавательное развитие
| -
Художественная литература
-
Картотека стихов
-
Аудиозаписи сказок, рассказов
-
Портреты детских писателей
-
Портреты художников – иллюстраторов
-
Альбомы с репродукциями иллюстраций к сказкам
-
Картотеки пословиц, скороговорок, загадок, небылиц
-
Правила поведения в книжном уголке
-
Книжки – малышки, сделанные руками детей и взрослых
| -
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
-
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
|
«Уголок уединения»
| -
Социально - коммуникативное развитие
-
Речевое развитие
-
Физическое развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
| -
Ширмы
-
Книги
-
Настольные игры
-
Бумага для рисования
-
Раскраски
-
Цветные карандаши
-
Мягкая мебель
| -
Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка;
-
Поддержка индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
|
«Центр природы»
| -
Познавательное развитие
-
Социально – коммуникативное
-
Художественно –
-
эстетическое
| -
Книги и энциклопедии о животных, растениях, природных явлениях и т.п.
-
Комнатные растения с паспартами, соответствующие возрасту
-
Инвентарь для ухода за растениями
-
Схемы развития растений, ухода за растениями
-
Дидактический материал «Как растёт живое»
-
Календарь наблюдений за погодой
-
Календарь природы
-
Дневники наблюдений за природными объектами (для зарисовки наблюдений)
-
Открытки, картинки с объектами природы (живыми и неживыми)
-
Муляжи овощей и фруктов
-
Гербарий «Деревья нашего сада»
-
Дидактические и развивающие игры природоведческого характера
-
Дидактические игры о правилах поведения человека в природе
-
Картинки, отражающие текущее время года
-
Схемы, отражающие цепи питания
| -
Ознакомление с природой и природными явлениями.
-
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
-
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
-
Формирование элементарных экологических представлений.
-
Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано.
|
«Центр патриотического воспитания»
| -
Социально – коммуникативное развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
-
Речевое развитие
| -
Книги, картинки, альбомы с фотографиями об истории и достопримечательных местах города
-
Раскраски о городе и стране
-
Игры настольно – печатные, дидактические, развивающие, пазлы об истории и достопримечательностях родного города
-
Дидактический материал, картинки, альбомы о России
-
Карта России
-
Дидактический материал «народы России»
-
Книги, энциклопедии, о России, народах, населяющих нашу страну
-
Куклы в национальных костюмах
-
Глобус
-
Альбомы, картинки о народах и странах мира.
-
Альбом о ВО войне и героях войны
-
Альбом фотографий «История нашего района»
-
Изображения герба и флага России и Санкт – Петербурга
-
Аудиозапись гимна России и Санкт – Петербурга
-
Картотека игр разных народов
| -
Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
-
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
-
Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
-
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира
|
ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ
|
Название центра
| Интегрируемые образовательные области
| Содержание ППРС
(пособия, материалы, оборудование)
| Задачи
|
|
«Центр экспериментирования»
| -
Познавательное развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
| -
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
-
Картотеки с описанием опытов
-
Журнал опытов для зарисовки результатов
-
Книги познавательного характера
-
Тематические альбомы
-
Коллекции
-
Лупы, магниты, песочные часы
-
Предметы из различных материалов для игры с песком и водой
-
Наборы форм, колбы, стаканчики
-
Бросовый и природный материал
-
Увеличительные стёкла
-
Различные материалы для знакомства со свойствами (дерево, металл, ткань, пластмасса, бумага, песок, земля, глина, камни и др.)
-
Фонарик
| -
Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета), восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;
-
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения;
-
Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной
|
|
«Центр конструирования»
| -
Познавательное развитие
-
Социально – коммуникативное
-
Физическое развитие
-
Речевое развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
| -
Наборы конструкторов настольных: лего, магнитные, юный конструктор и др.
-
Наборы конструкторов крупных напольных
-
Наборы строительные мелкие и крупные (деревянный, пластмассовый, мягкий)
-
Образцы построек
-
Наборы игрушек, машинок для обыгрывания построек
-
Природный материал
-
Бросовый материал
-
Альбомы с образцами поделок
-
Схемы для поделок оригами
| -
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
-
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
|
|
«Центр социально – эмоционального развития»
| -
Социально – коммуникативное развитие
-
Речевое развитие
-
Художественно – эстетическое развитие
| -
Дидактические игры на развитие коммуникативных навыков
-
Картинки, альбомы с картинками на нравственную тему
-
Книги по нравственному воспитанию
-
Правила группы
-
Правила поведения за столом
-
Альбомы с фотографиями детей группы, их игр;
-
Альбомы с семейными фотографиями, генеалогическими деревьями, герб и девиз семьи;
-
Название, герб и девиз группы
-
Картинки и альбомы о мужчинах и женщинах, мальчиках и девочках;
-
Альбом о профессиях взрослых для женщин и мужчин
-
Дидактический материал «Права ребёнка»
-
Уголок «Моё настроение»
-
Уголок «Наши успехи»
| -
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
-
воспитание моральных и нравственных качеств ребенка;
-
Формирование образа «Я»;
-
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
-
Формирование гендерной, семейной принадлежности;
|
|
«Центр безопасности»
| -
Социально – коммуникативное развитие
-
Познавательное развитие
-
Физическое развитие
| -
Дидактический материал о безопасности в природе, дома, на улице.
-
Книги и альбомы для самостоятельного рассматривания
-
Картинки по ПДД
-
Макет проезжей части
-
Образцы дорожных знаков
-
Настольные игры «Дорожный пазл» с набором маленьких машин
-
Дидактические и настольные игры по ПДД и ОБЖ
-
Дидактический материал по валеологии и оказанию первой помощи
-
Раскраски
-
Макет микрорайона, в котором расположен детский сад
| -
Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
-
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
-
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
|
|
«Центр творчества»
| -
Художественно – эстетическое развитие
-
Социально – коммуникативное развитие
-
Речевое развитие
-
Познавательное развитие
-
Физическое развитие
| -
Книги по искусству
-
Альбомы с репродукциями картин известных художников: И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.
-
Портреты художников
-
Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию
-
Предметы народных промыслов: матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда и др.
-
Альбомы с картинками предметов народного творчества
-
Альбом с образцами рисунков (предметных, сюжетных)
-
Краски
-
Кисточки
-
Стаканчики для воды
-
Карандаши цветные
-
Мелки восковые
-
Бумага для рисования
-
Книги по обучению рисованию
-
Обводки
-
Заготовки для рисования (вазы, листочки, предметы одежды и др.)
-
Готовые формы для выкладывания сюжетов, узоров.
-
Пластилин
-
Образцы для лепки
-
Дидактические игры
-
Ёмкости для рисования песком, манной крупой
-
Цветная бумага, картон
-
Клеевые карандаши
-
Ножницы
-
Лоскуты ткани
-
Место для выставки детских работ
| -
Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
-
Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения искусства, умение видеть красоту окружающего мира.
-
Приобщение детей к народному искусству.
-
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
|
|