Файл: Проект "Организация развивающей предметнопространственной среды в группе доу в соответствии с фгос до".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПРОЕКТ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 75 комбинированного вида

Приморского района Санкт - Петербурга

Автор: Перова Елена Анатольевна

Тип проекта: информационно – исследовательский, практико – ориентированный, познавательно – творческий.

Вид проекта: внутренний, групповой

Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный
Этапы реализации проекта




Заключительный этап:

  • подведение итогов.

  • презентация проекта для демонстрации педагогам ДОУ.

Основной этап:

  • практическая реализация проекта;

  • создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы

Организационно подготовительный этап:

  • изучение методической литературы по данной теме;

  • обследование и оценка имеющейся РППС;

  • подготовка, формирование проблемы;

  • цели и задач проекта.



I этап Организационно – подготовительный
Актуальность проекта:
На сегодняшний день всё дошкольное образование перешло на работу по ФГОС. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. К таким требованиям относятся и требования к развивающей предметно – пространственной среде. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях требуется преобразование и обновление образовательного потенциала пространства не только в самом учреждении, но в первую очередь в группах. Развивающая предметно – пространственная среда, опирающаяся на основные принципы и обеспечивающая максимальную реализацию дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков развития, сможет в полной мере решить задачи, обозначенные в Стандарте.

Цель проекта:

Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению уникальности и самоценности детства с учётом индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей.

  2. Разработать модель РППС, отвечающую всем требованиям ФГОС.

  3. При создании модели РППС учитывать особенности развития и здоровья детей группы.

  4. Обеспечить сотрудничество детей и взрослых для создания комфортной РППС в группе.

  5. Развивать у родителей интерес к жизни детей в группе.


Планируемый результат

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст

окружающее пространство, способствующее гармоничному развитию и воспитанию детей, их интеллектуальному и социальному развитию.

Позволит организовать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Особенности общей организации РППС
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.


Важнейшим условием реализации основной адаптированной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей среды.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо обеспечить реализацию:

  • образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов,

оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и

укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;

  • двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

  • различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного

образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Адекватно организованная развивающая предметно – пространственная среда:

        • стимулирует у детей развитие уверенности в себе

        • обеспечивает успешную социализацию

  • обеспечивает полноценное и всестороннее развитие детей в соответствии с возрастом и их здоровьем, и коррекции недостатков их развития;


Принципы построения РППС
Предметно – пространственная развивающаяся среда в группе строится с учётом основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы и формирование познавательны интересов и действий в различных видах деятельности. А также организация РППС должна быть направлена на решение задач, обозначенных в ФГОС:

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.


ФГОС определил требования к развивающей предметно – пространственной среде.

ППРС должна быть

  • содержательно – насыщенной,

  • трансформируемой,

  • полифункциональной,

  • вариативной,

  • доступной

  • безопасной.


В соответствии с вышеперечисленными принципами и требованиями ФГОС развивающая предметно – пространственная среда, создаётся с учётом целостности образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях:


  • социально-коммуникативное развитие

  • познавательное развитие

  • речевое развитие

  • художественно-эстетическое развитие

  • физическое развитие

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Для этого всё пространство группы условно делится на три зоны:

  • Зона умеренной активности

  • «Центр познания»,

  • «Центр книги»,

  • «Центр речи»,

  • «Уголок уединения»,

  • «Центр природы»,

  • «Центр занимательной математики»,

  • «Центр патриотического воспитания».

  • Зона средней активности

  • «Центр конструирования»

  • «Центр экспериментирования»

  • «Центр социально – эмоционального развития»

  • «Центр творчества»

  • Центр безопасности»

  • Зона повышенной активности

  • «Физкультурно – оздоровительный центр»

  • «Центр музыки»

  • «Центр театра»

  • «Центр игры»

  • «Центр дежурства»

II этап: Основной

ЗОНА УМЕРЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи

«Центр познания»

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам учебного года

  • Фланелеграф

  • Магнитные доски

  • Научно – популярная литература (энциклопедии) для детей о предметах, о космосе.

  • Дидактические и развивающие игры:

  • на развитие психических процессов

  • по ознакомлению с окружающим миром

  • Разрезные картинки, пазлы, кубики

  • Игры «Домино», «Лото», «Мазайки»

  • Игры – головоломки

  • Вкладыши, пирамидки

  • Дидактические пособия «Неделя», «Части суток», «Круглый год»

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

  • Формирование познавательных действий;

  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

«Центр речи»

  • Речевое развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Физическое развитие

  • Дидактические и развивающие игры по:

  • ЗКР

  • формированию словаря,

  • грамматическому строю речи

  • связной речи

  • подготовке к обучению грамоте

  • Сюжетные картинки

  • Картинки с последовательно развивающимся действием

  • Картотека диалогов

  • Картотека рассказов для пересказа

  • Схемы для составления описательных рассказов

  • Алфавит

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,

  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

  • Практическое овладение нормами речи.

«Центр занимательной математики»

  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Дидактические и развивающие математические игры

  • Головоломки: Танграмм, Клумбово яйцо, Сложи узор, Уникуб

  • Логико – математические игры Воскобовича

  • Пирамидки

  • Блоки Дьеныша

  • Палочки Кюизенера

  • Счётный материал

  • Счётные палочки

  • Счёты

  • Песочные часы

  • Наборы цифр

  • Макеты часов

  • Числовые домики на состав числа

  • Формирование элементарных математических представлений;

  • Первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

«Центр книги»

  • Речевое развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Познавательное развитие

  • Художественная литература

  • Картотека стихов

  • Аудиозаписи сказок, рассказов

  • Портреты детских писателей

  • Портреты художников – иллюстраторов

  • Альбомы с репродукциями иллюстраций к сказкам

  • Картотеки пословиц, скороговорок, загадок, небылиц

  • Правила поведения в книжном уголке

  • Книжки – малышки, сделанные руками детей и взрослых

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.




«Уголок уединения»

  • Социально - коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Физическое развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Ширмы

  • Книги

  • Настольные игры

  • Бумага для рисования

  • Раскраски

  • Цветные карандаши

  • Мягкая мебель

  • Обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия ребёнка;

  • Поддержка индивидуальных потребностей ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

«Центр природы»


  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное

  • Художественно –

  • эстетическое

  • Книги и энциклопедии о животных, растениях, природных явлениях и т.п.

  • Комнатные растения с паспартами, соответствующие возрасту

  • Инвентарь для ухода за растениями

  • Схемы развития растений, ухода за растениями

  • Дидактический материал «Как растёт живое»

  • Календарь наблюдений за погодой

  • Календарь природы

  • Дневники наблюдений за природными объектами (для зарисовки наблюдений)

  • Открытки, картинки с объектами природы (живыми и неживыми)

  • Муляжи овощей и фруктов

  • Гербарий «Деревья нашего сада»

  • Дидактические и развивающие игры природоведческого характера

  • Дидактические игры о правилах поведения человека в природе

  • Картинки, отражающие текущее время года

  • Схемы, отражающие цепи питания

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.

  • Формирование элементарных экологических представлений.

  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано.

«Центр патриотического воспитания»

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Речевое развитие




  • Книги, картинки, альбомы с фотографиями об истории и достопримечательных местах города

  • Раскраски о городе и стране

  • Игры настольно – печатные, дидактические, развивающие, пазлы об истории и достопримечательностях родного города

  • Дидактический материал, картинки, альбомы о России

  • Карта России

  • Дидактический материал «народы России»

  • Книги, энциклопедии, о России, народах, населяющих нашу страну

  • Куклы в национальных костюмах

  • Глобус

  • Альбомы, картинки о народах и странах мира.

  • Альбом о ВО войне и героях войны

  • Альбом фотографий «История нашего района»

  • Изображения герба и флага России и Санкт – Петербурга

  • Аудиозапись гимна России и Санкт – Петербурга

  • Картотека игр разных народов

  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

  • Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира




ЗОНА СРЕДНЕЙ АКТИВНОСТИ

Название центра

Интегрируемые образовательные области

Содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

Задачи




«Центр экспериментирования»


  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

  • Картотеки с описанием опытов

  • Журнал опытов для зарисовки результатов

  • Книги познавательного характера

  • Тематические альбомы

  • Коллекции

  • Лупы, магниты, песочные часы

  • Предметы из различных материалов для игры с песком и водой

  • Наборы форм, колбы, стаканчики

  • Бросовый и природный материал

  • Увеличительные стёкла

  • Различные материалы для знакомства со свойствами (дерево, металл, ткань, пластмасса, бумага, песок, земля, глина, камни и др.)

  • Фонарик




  • Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета), восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда;

  • Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения;

  • Формирование первичных представлений о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной




«Центр конструирования»

  • Познавательное развитие

  • Социально – коммуникативное

  • Физическое развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Наборы конструкторов настольных: лего, магнитные, юный конструктор и др.

  • Наборы конструкторов крупных напольных

  • Наборы строительные мелкие и крупные (деревянный, пластмассовый, мягкий)

  • Образцы построек

  • Наборы игрушек, машинок для обыгрывания построек

  • Природный материал

  • Бросовый материал

  • Альбомы с образцами поделок

  • Схемы для поделок оригами




  • Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;

  • Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;







«Центр социально – эмоционального развития»


  • Социально – коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Дидактические игры на развитие коммуникативных навыков

  • Картинки, альбомы с картинками на нравственную тему

  • Книги по нравственному воспитанию

  • Правила группы

  • Правила поведения за столом

  • Альбомы с фотографиями детей группы, их игр;

  • Альбомы с семейными фотографиями, генеалогическими деревьями, герб и девиз семьи;

  • Название, герб и девиз группы

  • Картинки и альбомы о мужчинах и женщинах, мальчиках и девочках;

  • Альбом о профессиях взрослых для женщин и мужчин

  • Дидактический материал «Права ребёнка»

  • Уголок «Моё настроение»

  • Уголок «Наши успехи»

  • Ус­воение норм и ценностей, принятых в обществе;

  • воспитание моральных и нравственных качеств ребенка;

  • Формирование образа «Я»;

  • Формирование уважитель­ного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

  • Формирование гендерной, семейной принадлежности;




«Центр безопасности»

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Познавательное развитие

  • Физическое развитие

  • Дидактический материал о безопасности в природе, дома, на улице.

  • Книги и альбомы для самостоятельного рассматривания

  • Картинки по ПДД

  • Макет проезжей части

  • Образцы дорожных знаков

  • Настольные игры «Дорожный пазл» с набором маленьких машин

  • Дидактические и настольные игры по ПДД и ОБЖ

  • Дидактический материал по валеологии и оказанию первой помощи

  • Раскраски

  • Макет микрорайона, в котором расположен детский сад

  • Формирование первичных пред­ставлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;

  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;




«Центр творчества»

  • Художественно – эстетическое развитие

  • Социально – коммуникативное развитие

  • Речевое развитие

  • Познавательное развитие

  • Физическое развитие

  • Книги по искусству

  • Альбомы с репродукциями картин известных художников: И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.

  • Портреты художников

  • Дидактические игры по художественно – эстетическому развитию

  • Предметы народных промыслов: матрёшки, дымковские игрушки, хохломская посуда и др.

  • Альбомы с картинками предметов народного творчества

  • Альбом с образцами рисунков (предметных, сюжетных)

  • Краски

  • Кисточки

  • Стаканчики для воды

  • Карандаши цветные

  • Мелки восковые

  • Бумага для рисования

  • Книги по обучению рисованию

  • Обводки

  • Заготовки для рисования (вазы, листочки, предметы одежды и др.)

  • Готовые формы для выкладывания сюжетов, узоров.

  • Пластилин

  • Образцы для лепки

  • Дидактические игры

  • Ёмкости для рисования песком, манной крупой

  • Цветная бумага, картон

  • Клеевые карандаши

  • Ножницы

  • Лоскуты ткани

  • Место для выставки детских работ




  • Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

  • Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения искусства, умение видеть красоту окружающего мира.

  • Приобщение детей к народному искусству.

  • Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.