Файл: Дисциплины Философская онтология Тема Философское учение о бытии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой представитель немецкой классической философии Г. Гегель считает бытие необходимым этапом развития мышления, а субстанцией и первоосновой мира называет Абсолютную идею. Бытие – исходная точка движения духа. Следующим этапом развития духа является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие при помощи отрицательных характеристик: неопределенное, лишенное качеств, неустойчивое и т.п. (см. 2.4).

Марксистская философия отождествила бытие с материей, или с объективной реальностью, которая существует вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии – то, что можно воспринять с помощью органов чувств (см. 2.5).

В конце XIX – начале XX в. классическое представление о бытии меняется до неузнаваемости. Теперь бытие понимается не как разум или природа, а как бесконечно изменчивая иррациональная жизнь. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер (см. 2.5).

Логическим продолжением философии жизни в середине XX в. стал экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле. Человек вопрошает о смысле, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое бытие, а только осознанное.

Развернутая концепция бытия предложена М. Хайдеггером. Немецкий философ проясняет и по-своему интерпретирует исходные посылки античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, подменив его понятием сущего. Сущее – это бытие, искаженное разумом человека, говорит М. Хайдеггер, но подлинное бытие не нуждается в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основу подлинного бытия можно увидеть и "услышать" в языке; по словам М. Хайдеггера, язык есть "дом бытия" (см. 2.7).

Постмодернизм отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистам, эта философская фикция отнимает смысл и ценность у реального мира, а у человека – свободу. В постмодернизме реальность представляет собой вселенную умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе, без дополнительных обоснований, и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселенной становится интерпретатором прежних смыслов и создателем новых, одним из которых является его собственная жизнь.


В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий в философии обсуждается проблема виртуального бытия или виртуальной реальности. Что это такое, как существует, можно ли считать виртуальную реальность подлинной или это фикция ума – все эти вопросы сейчас чрезвычайно актуальны, а ответы на них позволят современным философам сформулировать новую концепцию бытия.

Итак, в философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчивой или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на иной основе и в новой интерпретации.