Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Университет Дубна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Университет «Дубна»
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Аннотация программы дисциплины
!ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Направление подготовки
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль) образовательной программы
Муниципальное управление и бизнес
Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
г. Дубна,
2017

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» напрямую связана с общими целями образовательной программы (далее — ОПОП ВО) по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, в рамках которой преподается дисциплина. Это подготовка высококвалифицированных кадров для работы в органах государственного и муниципального управления различного уровня, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях, обладающих глубокими профессиональными знаниями, организаторскими, исследовательскими и аналитическими навыками, значительным интеллектуальным потенциалом, необходимыми для подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Изучение образовательной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» имеет целью сформировать у студентов целостное представление об этических аспектах управленческой деятельности, основных принципах и нормах административной этики как науки и профессиональной этической системе государственной и муниципальной службы. В объеме, необходимом для глубокой и всесторонней подготовки студента по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Задачи изучения дисциплины:
- дать будущим бакалаврам в сфере государственного управления знания основных принципов и норм управленческой этики, современных требований политической этики, норм и требований этики служебных отношений, содержания и элементов культуры управления;
- развить у будущих бакалавров творческое отношение к освоению отечественного и мирового опыта в решении этических проблем в сфере государственной и муниципальной службы и умение использовать его в конкретных условиях;
- сформировать у студентов знания и навыки культуры поведения и делового этикета.
2. Место дисциплины в структуре ОПОП бакалавриата
Дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы» относится к дисциплинам базовой части учебного плана ОПОП ВО подготовки бакалавров по направлению
38.03.04 Государственное и муниципальное управление (Б1.Б14).
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с
планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции
(код компетенции)
Планируемые результаты обучения
по дисциплине (модулю), характеризующие
этапы формирования компетенций
ОК-1 —способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
З1 (ОК-1) Знать: Основные понятия, цели и задачи этики. Историю возникновения этики, как философской науки. Предмет, цели и задачи курса. Мораль, нравственность. Основные функции морали. Этимология и взаимосвязь понятий «этика» и «мораль». Моральное измерение личности и общества. Основные проблемы теории морали. Структура, ценности и функции морали.
Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность.
Моральные требования, нормы, знания, убеждения, принципы и оценки как основные компоненты морального сознания. Значение их

реализации в жизни людей и, в частности, в сфере управленческой деятельности. Ведущий характер регулятивной функции морали. Особенности морального и правового регулирования. Понятие и иерархия моральных ценностей. Содержание и специфику основных этических категорий.Типы этических теорий. Понятие культуры, ее сущности и закономерности развития.
У1 (ОК-1) Уметь: Применять на практике правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
Внедрять этические ценности в деятельность государственного аппарата. Понимать значение и функции этической культуры организации, принципы моральной силы организации и проблема корпоративной этики. Использовать полученные знания в конкретных ситуациях морального выбора в управленческой
(служебной) практике.
Диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений.
В1 (ОК-1) Владеть: Навыками работы с этическим законодательством в системе государственной и муниципальной службы.
Способами формирования желаемых нравственных качеств: этическим обучением, тренингами, этическими деловыми играми, созданием комиссий по профессиональной этике, учетом этических характеристик при аттестации сотрудников.
Нравственное самосовершенствование. Основные методы работы над собой. Пониманием духовной культурой государственных и муниципальных служащих: гармония внутреннего и внешнего.
ОК-6 — способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
З1 (ОК-6) Знать: Понятие и признаки профессионализма. Сущность профессиональной этики.
Виды профессиональной этики: медицинскую, экономическую, политическую, предпринимательскую этику.
Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности. Этические нормы цивилизованного бизнеса. Формы внутренней и внешней регуляции в этике бизнеса. Этические кодексы фирм, практика их применения.
Современные концепции новой профессиональной этики в государственной и муниципальной службе
(профессионализм, качество услуг населению).
Специфика этико-моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам: принцип нейтральности или беспристрастности; принцип

обеспечения государственного интереса.
Значение принципов открытости, гласности и ответственности в деятельности государственной и муниципальной службы. Специфику этических принципов законности, справедливости, неподкупности и гуманизма в сфере государственного и муниципального управления.
Их роль в нравственной оценке деятельности государственных и муниципальных служащих.
Понятие и специфику административной этики.
Принципы современного этикета деловых отношений и их воплощение в нормах и правилах поведения государственного и муниципального служащего.
У1 (ОК-6) Уметь: Понимать социально- нравственные основы реализации деятельности государственного и муниципального служащего.
Разрабатывать этические кодексы государственной и муниципальной службы.
Решать проблему нравственного совершенствования управленческих кадров.
Различать понятие и сущность этики управления и деловых отношений, основные принципы этики управления государственных и муниципальных служащих. Применять этикет как элемент культуры. Регулировать внешнее поведение человека в служебной ситуации.
В1 (ОК-6) Владеть: Принципами открытости, гласности, ответственности, законности, справедливости, неподкупности и гуманизма в деятельности государственной и муниципальной службы. Принципами и ценностями современной административной этики.
Подбором управленческих кадров на основе учета нравственных характеристик. Навыками анализа, предупреждения и разрешения ситуаций, могущих привести к конфликту интересов на государственной и муниципальной службе, навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности. Видами современного этикета деловых отношений.
Этнокультурными особенности делового этикета на государственной службе.
4. Общая трудоемкость дисциплины
Объем дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единицы, всего 144 часа, из которых:
51 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем:
17 часов — лекционные занятия;
34 часа — семинарские занятия;

36 часов — мероприятия промежуточной аттестации (экзамен).
57 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.
Промежуточный контроль: экзамен.
5. Перечень разделов (тем) дисциплины
Введение. Основные понятия этики.
Тема 1. Место курса в системе гуманитарной подготовки специалистов по управлению.
Структура курса, проблемный принцип его построения. Источники и литература. Этика: предмет, определение. История возникновения этики, как философской науки. Содержание и специфика основных этических категорий. Предмет, цели и задачи курса.
Раздел 1. Теоретические основы этики как науки о морали. Основные проблемы теории
морали
Тема 1. Мораль и нравственность. Основные функции морали. Структура, ценности и функции морали.
Мораль и право. Особенности морального и правового регулирования.
Тема 2. Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. Мораль и нравы.
Специфика национальных нравов и их роль в сфере управления.
Раздел 2. Основные этические теории и их значение в жизни человека и общества
Тема 1. Виды этических теорий. Особенности гуманистической и авторитарной этики.
Тема 2. Понятие индивидуальной и социальной этики.
Раздел 3. Профессиональная этика
Тема 1. Понятие профессионализма. Сущность профессиональной этики. Дилеммы профессиональной морали. Медицинская этика как пример профессио¬нальной этики.
Тема 2. Предмет политической этики. Проблемы нравственного обоснования политической деятельности.
Тема 3. Проблемы предмета и сферы действия экономической этики. Экономическая и предпринимательская этика
Раздел 4. Этика государственного и муниципального управления как регулятор
взаимоотношения власти и населения
Тема 1. Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики. Основные этические принципы управленческой деятельности.
Тема 2. Предмет, задачи и структура административной этики. Понятие и специфика административной этики
Тема 3. Правовое и моральное регулирование в управлении. Проблемы этики государственного и муниципального управления на современном этапе: основные подходы и решения.
Раздел 5. Принципы и нормы этики государственной службы
Тема 1. Специфика этико-моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам: принцип нейтральности или беспристрастности; принцип обеспечения государственного интереса.
Тема 2. Специфика этических принципов законности, справедливости, неподкупности и гуманизма в сфере государственного и муниципальном управления.
Тема 3. Значение принципов открытости, гласности и ответственности в деятельности государственной и муниципальной службы
Раздел 6. Социально-нравственные основы реализации деятельности государственных и
муниципальных служащих. Проблема соотношения профессиональных и моральных
качеств
Тема 1. Трудности и противоречия реализации этических ценностей и норм в государственной и муниципальной службе. Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе.
Тема 2. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы: общие черты и национальные особенности. Проблема проявления духовно-нравственного кризиса современного общества и

ослабления престижа коллективных ценностей в профессиональной деформации государственных и муниципальных служащих.
Тема 3. Конфликт интересов как основная проблема государственной и муниципальной службы.
Современные способы и механизмы регулирования конфликта интересов.
Тема 4. Этика оказания влияния и проблема регулирования лоббистской деятельности
Раздел 7. Этические требования к государственному и муниципальному служащему и
проблемы внедрения этических ценностей в деятельность органов власти и управления
Тема 1. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств.
Тема 2. Специфика этико-моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам
Тема 3. Мотивирующие факторы профессиональной деятельности в системе государственной службы.
Тема 4. Проблема внедрения этических ценностей в деятельность государственного аппарата.
Значение и функции этической культуры организации. Разработка этических кодексов государственных и муниципальных служащих РФ.
Раздел 8. Управленческая культура и этика служебных отношений на государственной и
муниципальной службе
Тема 1. Понятие культуры, ее сущности и закономерности развития. Понятие и сущность этики управления и деловых отношений. Сущность этики управления государственных и муниципальных служащих.
Тема 2. Общие закономерности межличностных отношений. Управленческое общение и поведение: специфика и характерные черты.
Тема 3. Этикет как элемент культуры: нравственная основа, функции. Нравственный смысл регуляции внешнего поведения человека в служебной ситуации. Виды современного этикета деловых отношений. Функции делового этикета.
Раздел 9. Служебная этика руководителя
Тема 1. Место и роль руководителя в системе государственного и муниципального управления. Проблема ответственности руководителя: основные подходы и концепции. Понятие
«органических функций» руководителя.
Тема 2. Общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя.
Руководитель и лидер: соотношение понятий, типология, методика развития профессионально- важных качеств.
Тема 3. Служебная этика руководителя. Руководитель и подчиненный: этика поручения, поощрения, взыскания, увольнения