Файл: 3 Глава Правовые аспекты охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Правовые аспекты охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных в России.................................6

1.1 Понятие и регламентация охраны животного мира.............................6

1.2 Меры охраны животных в России и ответственность за правонарушения и преступления в этой сфере..................................................10

Глава 2 Правовой режим охраны редких и вымирающих животных..............................................................................................................15

2.1 Обеспечение охраны  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.............................................................................15

2.2 Незаконная охота на животных, занесенных в Красную книгу РФ............................................................................................................................20

Заключение.................................................................................................25

Список использованной литературы и источников..........................28

Введение

Долгое время наша природа страдала от воздействий человеческой деятельности. Реальный ущерб был причинен в результате загрязнения окружающей среды, браконьерства, усиленной хозяйственной деятельности человека, ловля и использование в коммерческой цели диких и редких животных и многое другое. В настоящее время люди стали с большей любовью и трепетом относиться к процессам, происходящим в живой природе. Организуются мероприятия по сбору мусора в лесах, множество заповедников, протесты против цирков с животными и так далее. Активно происходит понимание того, что животный мир это одна из самых важных составляющих природной среды. Ведь именно он влияет на формирование растительного покрова и естественного плодородия почв, на биологические свойства воды, участвует в различных взаимосвязях в живой природе.

Животный мир является главным природным ресурсом, который используется для получения продуктов питания, пушнины, технического и лекарственного сырья, необходимого для удовлетворения нужд хозяйства и населения. Немаловажен тот факт, что животный мир в нашей стране очень многообразен. В стране обитает несколько сот видов млекопитающих, огромное количество видов птиц, рыб, пресмыкающихся и т. д. Именно поэтому государство уделяет не малое внимание правовому аспекту по охране фаунистического мира. Чаще всего, в научной литературе право, которое изучает понятие, принципы, задачи и основные функции деятельности органов власти по охране, использованию и воспроизводству животного мира, называется фаунистическим. Исходя из этого формируются положения правовой охраны животного мира, которые используются государственными органами исполнительной власти. Регулирование отношений, связанных с животным миром и обеспечением его охраны, подразумевается понимать в качестве подотрасли экологического права.


Основу правового регулирования правоотношений в области охраны и использования животного мира составляют международные правовые акты, Федеральные законы о животном мире, об охоте, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. На региональном уровне правовое регулирование данной сферы осуществляется субъектами Российской Федерации. Правоотношения в области охраны и использования животного мира регулируются также актами ведомственного характера, принятыми уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации (Минприроды России, Росрыболовство)1.

В настоящее время проблема охраны животного мира привлекает всех ученых-экологов и специалистов по изучению фауны России. Ей придается большое значение, потому что даже за последнее десятилетие во многих странах мира полностью исчезли некоторые виды животных, а некоторые представители животного мира практически оказались на грани исчезновения. Такое положение прежде всего объясняется тем, что потребности в товарах, получаемых от использования диких животных с каждым годом возрастают. Их ресурсы хоть и большие, но совсем не безграничны.

Неоднократно в средствах массовой информации отмечалась необходимость повышения значения животного мира для экономики страны. Не секрет, что охота в России интересна и привлекательна не только для российских, но и для иностранных охотников. Охоту можно рассматривать как одну из наиболее выгодных и перспективных направлений туризма в Российской Федерации. Именно поэтому отдельной проблемой можно выделить соотношение государственных и общественных начал в установлении и реализации правоотношений в сфере охраны и использования объектов животного мира.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена наличием большого количества проблем и спорных моментов касаемо регулирования сферы охраны животного мира. Вопреки тому факту, что фауна России разнообразна и многочисленна, существует огромное количество редких и почти исчезающих видов, нуждающихся в постоянной защите и регламентации их оборота. До сих пор существующие проблемы не нашли своего решения, хотя и требуют незамедлительных действий, чтобы не допустить непоправимых ошибок.

Объектом курсовой работы выступает совокупность общественных отношений, связанных с формированием и реализацией возможностей обеспечения охраны животных в Российской Федерации.


Предметом курсовой работы являются правовых норм, регламентирующих деятельность государственных органов исполнительной власти, предприятий и частных лиц в отношении охраны животного мира.

Цель работы заключается в анализе правового регулирования деятельности института правовой охраны животного мира в России, выявлении проблем в данной сфере, поиск возможных путей их решений.

Структура обусловлена целью курсовой работы и состоит из 2 глав, объединяющих 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.



Глава 1. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции животных

1.1 Понятие и регламентация правового режима охраны животного мира

Согласно статье 1 Федерального закона "О животном мире"2 животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Соответственно к диким животным относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также насекомые, моллюски и другие беспозвоночные.

Кроме того, в данной статье определяется понятие "правовой режим охраны животного мира" - это закрепленная законом система мер, которые направлены на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира.

Обязательными условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и обеспечение реализации федеральных и региональных государственных программ по охране животного мира и его среды обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира, а так же обязательная законодательная регламентация в рассматриваемой сфере.

На сегодняшний день существует ряд нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность, связанную с охраной животных. Данный список достаточно обширный, рассмотрим наиболее используемые. В первую очередь в Конституции Российской Федерации
3, а именно в статье 58, говорится о том, что каждый обязан сохранять природу. Животный мир является неотъемлемым элементом окру­жающей среды и биологического разнообразия Земли, возоб­новляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы. Невозможно разделять животный мир от природы. Они непосредственно связаны друг с другом, поскольку главной экологической функцией животных является  участие в биотическом круговороте веществ и энергии. Кроме Конституции РФ рассматриваемая сфера регламентируется Федеральным законом "Об охране окружающей среды"4, Федеральным законом "О животном мире" и другие, а ответственность за нарушение правовых норм определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях5 и Уголовным кодексом Российской Федерации6.

Так же существует множество международных конвенций о защите животных, поскольку на Западе необходимость охраны окружающей природной среды была осознана еще в прошлом веке. И Россия подписала несколько десятков международных договоров в области сохранения и устойчивого использования животного мира и биологического разнообразия в целом.  Например, принятая в Париже в 1972 г., это Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия7, которая была ратифицирована указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988г. В этой Конвенции было отмечено, что культурному и природному наследию угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более опасными вредоносными и разрушительными явлениями. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения,8 от 1973 года была подписана в результате резолюции Международного союза охраны природы в Вашингтоне. Её цель состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию; соглашение представляет различные степени защиты для более чем 33 000 видов животных и растений. Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных9,  заключённая в 1979 году в рамках Программы ООН по окружающей среде, направленный на сохранение живой природы и ареалов животных в глобальном масштабе. Ее целью так же является защита животных, которые мигрируют через национальные границы или вне этих границ. В данной конвенции содержится перечень исчезающих видов животных, которые являются предметом соглашения государств, направленного на восстановление мигрирующего вида
10.

Что касается практики применения судами норм российского законодательства в сфере охраны животного мира, существует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"11. В нем отмечается, что гарантированное статьей 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9,  частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции РФ, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Соответственно для правильной квалификации экологических правонарушений и преступлений в сфере охраны животного мира необходима единая практика, которая регламентируется и поясняется в данном постановлении. Не маловажную роль играет Красная книга Российской федерации. Согласно Приказу Минприроды России от 23.05.2016 N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации"12 она ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Субъекты РФ в рамках своей компетенции также принимают законодательные и подзаконные правовые акты, регулирующие вопросы охраны и использования объектов животного мира с учетом региональной специфики. 

Таким образом, мы рассмотрели понятие животного мира, его охраны и определили довольно обширный перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые регламентируют любую деятельность, связанную с оборотом животных, а так же международные договоры и соглашения об охране и защите животного мира и сохранения всемирного природного наследия.

1.2 Меры охраны животных и ответственность за правонарушения и преступления в этой сфере

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения