Файл: 3 Глава Правовые аспекты охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания13.

Согласно статье 22 ФЗ "О животном мире" при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.


При нарушении данных требований физическим лицом, то есть при совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, применяется санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, в случае совершения правонарушения должностным лицом - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, а на юридическим лицом - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в том числе состоянию окружающей среды, среде обитания животного мира, подлежит лицензированию14. Согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ15 в статье 12 содержатся критерии определения лицензируемых видов деятельности, а также перечень этих видов. Так, к ним относятся: проектирование взрыво- и пожароопасных, химически опасных и вредных производств; проектирование, строительство, эксплуатация, производство, монтаж, ремонт магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов; горных производств и объектов; бурового оборудования; нефтегазопромыслового оборудования; геолого - разведочного оборудования; горно - шахтного оборудования. То есть в законе указанны основные виды деятельности, которые могут повлечь возникновение негативных последствий для среды обитания животного мира. Например, это может быть промышленная деятельность, связанная с добычей, переработкой и транспортировкой полезных ископаемых, деятельности в сфере электроэнергетики, мелиорация, осуществление туризма и др. Определение ответственности при осуществлении данных видов деятельности урегулировано в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"16. В нем указано, что в обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов, входит соблюдение установленных правил вылова (добычи) живых ресурсов, лимитов на их вылов (добычу) и выполнение условий лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов, недопущение ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов и неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдение требований карантинного режима.

Также, обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных решений, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязательной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по охране животного мира
17.

В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.

Согласно статье 31 ФЗ "О животном мире" должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций. Например, проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия; привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке и др.

Кроме того, за преступления, направленные на нарушение правил охраны животного мира или повлекшие за собой причинение вреда животным или их среде обитания, применяется уголовная ответственность, предусмотренная главой 22 Уголовного кодекса РФ. Например, согласно статье 246 УК РФ нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей, либо обязательными работами, либо исправительными работами, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, мы видим, что российским законодательством предусмотрено большое количество мер по охране животного мира, и перечисленный выше список является не исчерпывающим. Более того, за правонарушения или преступления в рассматриваемой сфере государством предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.


Глава 2. Правовой режим охраны редких и вымирающих животных

2.1 Обеспечение охраны  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и ответственность за правонарушения и преступления в этой сфере

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу РФ или красные книги субъектов Федерации. Согласно статье 24 ФЗ "О животном мире" эти объекты животного мира подлежат особой охране.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона “Об охране окружающей среды” для охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения животных их повсеместно изымают из хозяйственного использования, также запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих животных и которая может ухудшить их среду обитания. Организации и предприятия, на территории которых имеются животные, относящиеся к этим видам, обязаны принимать меры по их охране и воспроизводству. Более того, законодательством России не допускаются действия, способные привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов.

Органы исполнительной власти субъектов обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира путем организации заповедников и питомников. Так, распоряжением Правительства утверждена стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации в период до 2030 года18. В нем определены основные направления государственной политики в данной сфере, основные мероприятия и их сроки и этапы реализации.

Для того, чтобы обеспечить оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ необходимо получить разрешение (лицензию), которое выдается специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды19. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются только в исключительных случаях, которые также определяются Правительством РФ.

Основа Красной книги РФ — систематически обновляемые данные о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов"
20. Данными правилами предусмотрено добывание таких объектов животного мира, только в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. Добывание производится только на основании разрешения, выдаваемого Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден Приказ Минприроды России от 18.02.2013 N 60 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"21, и осуществляется за определенную установленную плату. Лица, получившие разрешения, должны зарегистрироваться в территориальном органе по охране окружающей среды. По факту каждого добывания на месте составляется акт, в котором указывается количество добытых объектов животного мира, время, место, орудия добывания, фамилии лиц, ответственных и привлеченных для добывания. Разрешение с отметкой территориального органа по охране окружающей среды и отчет о результатах добывания возвращаются в Минприроды России в двухмесячный срок после окончания срока действия разрешения. Неиспользованные разрешения по окончании срока их действия также возвращаются в Министерство с объяснением причин.

Сроки и способы добывания объектов животного мира определяются в соответствии с целями добывания и не должны наносить ущерб естественным популяциям этих видов животных и местам их обитания. Орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм животным.

В разрешении могут быть также определены условия содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, порядок их выпуска в естественную природную среду и иные условия в соответствии с требованиями по охране указанных видов животных. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных разрешением, осуществляет Минприроды России и его территориальные органы.