Файл: Биография А. Г. Столетова 1 Основные сведения 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако Столетов оставил свой след не только как великий физик, но и в истории отечественной и мировой науки. Он также был выдающимся пропагандистом, популяризатором и просветителем научных знаний.

Столетов был известен как прекрасный лектор. Профессор Б. М. Житков, посещавший его лекции, позже вспоминал, что «если вы застегнете его лекции, вам не понадобится редакторская правка от начала до конца». У слушателей сложилось впечатление, что Столетов преподавал по очень хорошему учебнику. Чем пожертвовал Столетов ради этой отшлифованной и совершенной лекции, они не знают. Свет в офисе горел до поздней ночи. Александр Григорьевич изучал последние научные журналы и книги, делал доклады и планировал будущие лекции. Он должен был держать свою аудиторию в курсе событий.

Как популяризатор науки, Столетов действовал «не как научная машина, а как зачинатель науки в России», по словам Тимирязева. Это тем более верно, что ученый не только занимается исследованиями и преподает в университете, но и является членом «Общества любителей естествознания» и активно участвует в распространении научных знаний, читая публичные лекции в Политехническом университете и публикуя научные статьи в популярных журналах. Он хотел вовлечь как можно больше людей в мир науки. За эту просветительскую деятельность ученый был награжден Обществом золотой медалью.

Столетов всегда был чувствителен к своей аудитории и мог адаптироваться к ее уровню. Его лекции отличались по содержанию и языку в зависимости от образовательного и профессионального уровня аудитории. Студенты читали академически, и его лекции часто были абстрактными, общими и терминологическими, но когда он выступал перед большой аудиторией, он часто использовал образы, интересные цитаты, необычные сравнения и аналогии.

Лекции Столетова удивляли слушателей своей глубиной, логикой и последовательностью, а также были ясны и просты в своей организации. Ученый осознавал, что лекция построена как художественная литература. Ему нужен был поворот, развитие, кульминация, развязка. Типичный пример - лекция, которую он прочитал в Ассоциации любителей искусства в Москве на тему «Леонардо да Винчи как натуралист». Вся лекция включала сравнение двух гениев - Леонардо да Винчи и Гете. Сравнение жизни и творчества этих двух великих мыслителей, чьи работы Столетов отстаивал, Леонардо да Винчи, было в центре внимания лекции.


Глава 2. ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ

2.1 Фотоэффект- великое открытие А.Г.Столетова
125 лет назад он создал первый в мире фотоэлемент.

В 1888 году Александр Григорьевич Столетов начал работать над фотоэлектрическим эффектом, который Герц открыл годом ранее. Эта работа сделала Столетова всемирно известным - на два года, с февраля 1888 по июль 1890 года. Интересно, как много он сделал за этот период, занимаясь почти исключительно преподаванием.

Что было известно до работы Столетова: в 1887 году Герц обнаружил, что прохождение искр между электродами ускоряется (расстояние между ними увеличивается), когда электроды подвергаются воздействию ультрафиолетового излучения. В том же году Видеманн и Эберт показали, что этот эффект возникает не на обоих электродах, а только на катоде. Поэтому Гальвакс упростил эксперимент, используя «тихий разряд», при котором предварительно заряженные электроды разряжались, а не искрили. Подключив к этому электроду электроскоп и облучив его ультрафиолетовым светом, Гальвакс обнаружил, что заряд на электроде уменьшается. Используя электроскоп, подключенный к незаряженному объекту, Гальвакс показал, что воздействие на него ультрафиолетового света вызывает разряд заряда на отрицательном электроде, который передает заряд окружающему объекту.

Столетов начал изучать явление, известное как фотоэлектрический эффект, открытый Герцем, и повторил эксперименты Герца, Видемана, Эберта и Гальвакса, а затем разработал новый метод, позволивший ему установить количественную теорию фотоэлектрического эффекта.

В рукописях Столетова сохранилась схема аппарата, который он использовал для проведения своих экспериментов (Рисунок 1): «Два металлических диска диаметром 22 см («арматура» или «электроды») были установлены вертикально перед электрическим фонарем Дюбоске со снятым стеклом. Ближайший к фонарю диск представляет собой тонкую металлическую сетку из латуни или железа, иногда покрытую другими металлами, вытянутую в круглую форму, а другой диск - сплошной (металлическая пластина)".


Рисунок 1- Схема установки
Измерения проводятся с помощью зеркального гальванометра G. Источник тока B представляет собой гальваническую батарею с различным числом элементов. Знак заряда на металлической пластине меняется с отрицательного на положительный, а на пути светового луча помещается непрозрачный экран (например, картон, металл) или стеклянная пластина. Был проведен ряд таких исследований, но фотоэлектрического эффекта не наблюдалось. Кварцевые или ледяные экраны, которые поглощают длинноволновое излучение, лишь ослабили наблюдаемый эффект. Другими словами, был сделан вывод, что основной причиной фотоэлектрического эффекта является ультрафиолетовое излучение. В тех же условиях фототок увеличивался при сглаживании поверхности анода и повышении его температуры. Для исследования зависимости фотоэлектрического эффекта от облучения поверхности электрода Столетов использовал метод прерывистого облучения. К экспериментальной установке, описанной ранее, был добавлен круглый кусок картона с окошком. Между источником света S и конденсатором G был помещен круг. Площадь окна и пространство между окнами были равны. Когда круг вращается (скорость вращения можно менять), количество света, падающего на конденсатор, уменьшается вдвое, когда круг неподвижен. Интенсивность фототока также уменьшается вдвое. В результате фототок прямо пропорционален величине светового потока. Тот же эффект получается при изменении поверхности освещенной части негативной пластины. Кроме того, этот эксперимент доказывает, что луч света действует мгновенно. Фототок возникает и прекращается почти одновременно с началом и окончанием облучения конденсатора. При увеличении напряжения фототок увеличивается до определенного значения (ток насыщения), а затем остается постоянным.