Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Бричик Любовь Владимировна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затем, когда педагог задает следующий вопрос викторины, он, как и обещал, должен первым обратиться к Владимиру. Если мальчик долго будет думать, но в его взгляде будет желание участвовать, то педагогу нужно напутствующими вопросами подтолкнуть Володю к правильному ответу. Если же Владимир все же не сможет ответить верно, то нужно обратиться к другим детям.

В этом случае нужно обратить внимание на то, как отреагирует Владимир: если он примет тот факт, что он не смог правильно ответить, то можно спокойно продолжить игру. Если же Владимир расстроился, то нужно похвалить его за участие и сказать, что в следующий раз у него все обязательно получится.

  • Если же у мальчика нет абсолютно никакого желания участвовать в викторине, он не стремится отвечать на вопросы, сидит тихо, не поднимает руку, если ему задать вопрос, то он не захочет отвечать на него, то в таком случае лучше не трогать Владимира, не заставлять его участвовать в том, в чем он не хочет.

В данных вариантах стоит посмотреть на реакцию детей: Если перед викториной они жаловались на Владимира, то им может быть некомфортно играть вместе с ним. Поэтому, нужно внимательно смотреть за ними, чтобы они случайно не обидели мальчика.

если педагог не возьмет Владимира участвовать в викторине:

  • Педагог может посадить ребят, участвующих в игре, за один стол, а Владимира отсадить за другой. В таком случае, ребята будут активно принимать участие в викторине, а медлительный Володя не сможет им помешать.В этой ситуации присутствуют определенные риски.

Если взять во внимание тот факт, что Владимир хочет участвовать в викторине, но вместо этого сидит отдельно от всех, то в последствии он может перестать доверять учителю и перестать общаться с ребятами.

Чтобы этого не произошло, педагогу нужно спокойно объяснить Владимиру, что из-за некоторых факторов он не подходит для викторины и дать ему другое занятие, которое не наскучит Владимиру и поможет ему развиться.

Также можно предложить мальчику важную работу: Он может помогать преподавателю во время викторины. Тогда он не будет чувствовать себя не нужным.

Задание 6.

Возраст обучающегося

Особенности памяти, воображения, мышления

Особенности взаимодействия со сверстниками и педагогом

Специфика в работе педагога дополнительного образования

Дошкольный

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность.

Особенности взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста влияют на психо-эмоциональное и личностное развитие ребенка, тип отношений к детям и стиль руководства ими определяют взаимоотношения в детском обществе, его структуру, обеспечивают состояние удовлетворенности и психологического комфорта детей.

Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.

Младший школьный

Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в слове и слова в предложении. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

У школьников в данный период возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Данные потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все вместе, делать то, что делают другие.

Социализация младшего школьника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Средний школьный

У детей в среднем школьном возрасте продолжается развитие теоретического мышления. В подростковом возрасте ребенок способен с помощью небольшой подсказки взрослого выдвинуть гипотезу, проверить, подтвердить или опровергнуть ее. На основе этого нового умения у детей среднего школьного начинает развиваться логическое мышление.

В условиях увеличения объема информации в средней школе ребенок вынужден преобразовывать учебный материал таким образом, чтобы его было легче запомнить.

Физическое, умственное, нравственное и социальное начала являются основным содержанием взаимодействия с внешним миром. Подросток социально активен, строит отношения со взрослыми, товарищами, но также особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации. Дети данного возраста хотят чувствовать себя взрослыми, стремятся быть ими.

Средний школьный возраст- дети и подростки получают полную информацию о своих личных способностях, оценивают свои возможности и сопоставляют с интересами и профессиональными предпочтениями (обучающие и практические занятия, тренинги, профориентационные игры)

Старший школьный

У старших подростков происходит развитие абстрактного и гипотетического мышления. Ребенок, оперируя накопленными знаниями и мыслительным опытом, начинает проявлять интерес к разнообразным философским проблемам, он с блеском в глазах строит планы на будущее, приобретает более глубокий взгляд на окружающий мир

 Одной из важнейших особенностей юношеского возраста становится развитие самосознания, открытие собственного «Я», а также потребность «найти себя», «стать самим собой». В результате этого в ранней юности быстро расширяется и перестраивается сфера общения.

В отношениях учителя с учениками особенно выразительным способом осуществляется роль взрослого как образца, фактора постоянной помощи, поддерживающего высокий уровень мотивации в трудной психической деятельности, фактора формирования ближайшей зоны дальнейшего развития ученика во всем ее мотивационном ориентирующем воздействии.

Старший школьный возраст - это формирование представлений о современном мире профессий о собственных возможностях, склонностях и интересах, а так же знакомство с рынком труда и учебными заведениями.


Задание 7.

План -конспект открытого занятия педагога дополнительного образования 

хореографического объединения.
Тема занятия: Роль танцев в жизни человека.
Дети возрастом 13-14 лет
Дети в этом возрасте уже могут легко запоминать связки, движения. Так же они более внимательны, что очень важно для танцев. Дети особое значение уделяет собственной личности, проектируя себя на будущее, ставя в центр свои задачи, цели, рассматривая пути их реализации.
Уже могут оценить свои возможности, увидеть рост, сделать какие-то выводы о том, что нужно улучшить, на чем стоит сосредоточить внимание.

Диалог начнется с того, что руководитель спрашивает у детей, что они знают о танцах, нравится ли им это, может они уже как-то с этим связаны.
Далее руководитель рассказывает о особенностях данной деятельности, почему сам руководитель начал этим заниматься, для чего нужны танцы.
Руководитель сразу увидит кто заинтересован, а кому не сильно интересно.
Так же нужно показать несколько танцевальных связок, чтобы дети посмотрели, может, именно в этот момент они вдохновятся и увидят себя в будущем.
Далее следует попробовать позаниматься с детьми, начать стоит с разминки под зажигательную музыку.
Так, дети смогут расслабиться, отвлечься и не волноваться.
Далее следует показать самые простые элементы танца, уделив каждому ребенку особое внимание.
В конце урока стоит узнать у детей о их впечатлениях.

ЗАДАНИЕ 8.

Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество
обучающихся и педагогов в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:



  • диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

  • мотивационную (поощряет обучающихся и педагогов к взаимодействию и достижению положительных результатов);

  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, и обучения);

  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).


Педагогическая идея портфолио предполагает:



  • смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценок;

  • доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.


Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:



  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку;

  • содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения


Для обучающихся портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности:



  • обучающиеся вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;

  • обучающиеся собирает материал;

  • в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.


Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Обучающиеся должны научиться:



  • отбирать и оценивать информацию,

  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь,

  • планировать свою деятельность,

  • давать оценки и самооценки,

  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.


Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
ЗАДАНИЕ 9.

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, позволяет сделать урок современным.

Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют учителю быстро, а главное, качественно подготовить интересный урок по любому предмету и теме.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудиосопровождения – все это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске или на флэш-карте.

Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1- 4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:



  1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

  2. Как сопровождение объяснения учителя (могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации).

  3. Как информационно-обучающее пособие (учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку).

  4. Для контроля знаний (использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учеников). Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.


Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1.Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране.
2. С помощью доски и мела трудно и нелепо объяснять механизм работы с различными инструментами.
3. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено.

4.Повышение уровня использования наглядности на уроке.
5.Повышение производительности урока.
6.Установление межпредметных связей.
7.Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
8. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, изобразительного искусства.

Пример: В классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов.