Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Бричик Любовь Владимировна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАНИЕ 10.

Планирование занятия осуществляется для того, чтобы придать деятельности некоторую упорядоченность. Сущность его заключается в том, что оно помогает наилучшим образом согласовать усилия педагога на достижение поставленных целей. Кроме того, планирование обеспечивает согласование действий в реализации дополнительной образовательной программы. У этого согласования два основных аспекта: планирование по содержанию и времени.

Основой для разработки плана является программа. Планирование позволяет разбить содержание программы по направлениям деятельности, основным делам и времени их реализации.

В общем представлении план — это документ, содержащий направления деятельности, основные действия, а также порядок, объем, время их реализации. Основные действия чаще всего выражаются в формах работы педагога с детским коллективом.

Процесс планирования занятия может осуществляться в несколько этапов:

1. Осмысление темы — уточнение и ограничение конкретной области знаний, которая может быть освещена в данном занятии.

2. Определение целевой группы — оценка особенностей интересов и мотивации участников занятия, их подготовки и профессиональной ориентации, ожиданий от конкретного занятия, изучения темы.

3. Постановка цели — определение результатов, которые могут быть достигнуты в результате занятия.

4. Упорядочение материалов — структуризация содержания, разбиение его на подтемы, блоки, установка связи между ними, формализация содержания в виде отдельных схем.

5. Отбор материалов для занятия — в соответствии с существенными критериями оценки значимости материала. Среди критериев выделяют время, интересы участников, практическую значимость занятия.

6. Выбор формы и методов — в рамках этого этапа необходимо подобрать те способы работы педагога и группы, которые будут наиболее эффективны.

7. Подбор и изготовление педагогом методических материалов — схемы, графики, рисунки, таблицы, слайды, и т. д. и учебных материалов для студентов (учащихся) — дидактический раздаточный материал, карточки, задания, практические ситуации для разбора и т. д.

8. Организационная и материально-техническая подготовка — рассмотрение конкретных вопросов по предстоящему занятию (схема помещения для занятия, крепления для таблиц, схем и графиков, распределение времени).



Для повышения эффективности занятий в последнее время многие опытные преподаватели стали использовать наряду с обычными конспектами по теме специально разработанные сценарии занятия (план занятия). Это структурирует занятие, позволяет лучше следить за временем, освобождает память от технических вопросов.

План занятия, составленный в форме сценария служит памяткой, является основой для организации материалов и учебных средств, помогает при контроле данного занятия и при планировании следующего.

Подготовка плана занятия основывается на соблюдении следующих требований:



  •  Целенаправленности, т.е. обеспечения направленности содержания и форм работы, предусмотренных в плане, на реализацию целей социально-педагогической деятельности;

  •  Конкретности, т.е. конкретности, четкости и ясности формулировок, используемых в плане с указанием конкретных цифр, дат, ответственных.

  • Достижимости, т.е. реальности выполнения всех дел плана для всех участников его реализации.

  • Комплексности, т.е. использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

  • Вариативности, т.е. использование набора вариантов для детей разного возраста, способностей, интересов.

  • Коллективной ответственности, т.е. составление и принятие плана сообща с максимальным учетом высказываний и замечаний, прозвучавших на этапе подготовки и обсуждения плана.

  • Персональной ответственности, т.е. определение ответственности каждого члена деятельности за выполнение отдельных разделов плана и формирование чувства личной ответственности за выполнение плана в целом.


Кроме того, план должен быть написан, т.е. зафиксирован на бумаге. Что не написано, то не является планом, так как нет документально подтвержденных дел. Можно забыть, что наметили сделать, неправильно друг друга понять. Не написанный на бумаге план невозможно контролировать.

Для того чтобы занятие стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия.
В плане-конспекте должны быть отражены:



  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

  • ведущие виды деятельности участников занятия;

  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • формы и способы взаимодействия с детьми, общение;

  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

  • образцы корректирующих упражнений;

  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.



Факторы, способствующие успешному проведению учебного занятия:



  • хорошее знание материала;

  • бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии;

  • продуманный план занятия;

  • правильный выбор и разнообразие методов обучения;

  • занимательность изложения, ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция;

  • выраженная заинтересованность педагога в успехе учеников.


В системе дополнительного образования главное на занятии это не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

ЗАДАНИЕ 11.

В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи обучения и воспитания, охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и затем снова вернуться за свои парты и работать с учителем дальше.
За последнее десятилетие выпущено огромное количество нормативных документов и научно-методических материалов, которые задают общие стратегические принципы формирования предметно-развивающей среды. Но они не отвечают на вопросы педагогов-практиков:

Каким образом сформировать среду?

Чем конкретно наполнить определенное пространство ребенка?
Исходя из этого, учителя создают «свою» предметно-развивающую среду, основываясь в основном на свое мнение и анализ проектов других учителей.
Поэтому в кабинетах начальных классов предметно-развивающая среда либо отсутствует, либо она сделана на свой вкус.
Основная идея проекта заключается в организации предметно-развивающей среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОСи базируются на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и развития всех участников образовательного процесса.

Цель проекта: организация предметно-развивающей среды в 1 классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи проекта:

  1. Организация предметно-развивающей среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода.

  2. Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

  4. Создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Принципы конструирования предметно-развивающей среды.

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

  • Принцип активности, самостоятельности, творчества.

  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

  • Принцип эстетической организации среды, сочетание первичных и неординарных элементов.

  • Принцип открытости- закрытости. Может быть представлен в нескольких аспектах

  • Принцип учета половых и возрастных отличий детей.


Новизна проекта.
Реализация предметно-развивающей среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуально, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.

Этапы проекта.

  1. ЭТАП – Организационный


А) Изучение материала по предметно-развивающей среде в целом.

Б) Поиск определенных услуг
, по благоустройству зон.

В) Изучение опыта педагогов-практиков по созданию предметно-развивающей среды.

Г) Подбор информации из интернета и других источников

Д) изучение нормативных документов.


  1. ЭТАП – Содержательный

1. Разработка подходов к организации среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.

2. Проведение опроса среди учителей, учащихся, родителей.

3. Выяснение материально-технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т.п.

4.Разработка дизайн - проекта.

5.Экономическое обоснование.

6. Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне.

7.Практическая деятельность по реализации дизайн - проекта (приобретение, расстановка, монтирование, оформление)


  1. ЭТАП – Анализ деятельности

Анализ и проработка идеи.

В начальной школе предусматриваются пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:

  • Предназначенные для общения, уединения

  • Предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения

  • Предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений

Из опыта многих педагогов следует, что лучше создавать предметно-развивающую среду совместно с детьми. Это дает ребенку опыт творческого преобразования действительности.

Положительным для учителя является умение организовать в своем классе несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.
Вывод:

На основе вышесказанного следует, что правильно организованная ПРС позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели в организации образовательной среды в начальной школе в целях создания единого образовательного пространства.



Пермь - 2023