Файл: Метод круговой тренировки на урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Время отдыха между подходами к станции при определении МП устанавливает преподаватель, оно должно быть достаточным для отдыха занимающихся. Индивидуальное количество повторений упражнения на станции в круговой тренировки устанавливают в долях от МП в зависимости от решаемых задач, метода тренировки, подготовленности занимающихся, трудности упражнения и других факторов. Оно может быть равным 3*МП; 4*МП/3;МП/2 и т.д. В соответствии с формулой, которая написана на табличке, расположенной на станции, каждый занимающийся рассчитывает свою меру нагрузки и заносит ее в свою карточку достижений.

На следующем занятии занимающиеся выполняют на каждой станции установленное количество повторений или упражняются определенное время. Так продолжается до смены комплекса. При соответствующем подборе упражнений, установленном времени работы, интенсивности, количества подходов к каждой станции, длительности и характере отдыха можно добиться развития физических качеств занимающихся с учетом требований программы и специфике вида спорта. Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующими ее, как отдельно самостоятельную форму организационно - методическую форму, являются: ·

- Регламентация работы и отдыха на каждой станции; ·Индивидуализация тренировочной нагрузки;

-·Систематическое и постоянное повышение тренировочных требований; ·

-Периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;

-·Использование хорошо изученных упражнений;
2.3. Физические упражнения при моделировании круговой тренировки

Физическое воспитание является многосторонним, длительным процессом, органически взаимосвязанным с воспитанием физических качеств, к которым, прежде всего, относят силу, быстроту, ловкость, выносливость. Дополнительно различают, так называемые, комплексные качества: прыгучесть, силовую или скоростную выносливость и др. Практически ни одно физическое качество не существует в чистом виде. Необходимость преимущественного развития двигательных качеств в тесной связи с формированием двигательных навыков. Вводя в комплексы круговой тренировки упражнения на силу, можно добиться ее существенного прироста и увеличения за счет рационального моделирования выполнения работы силового характера.


Задачи укрепления мышечного аппарата решаются путем развития способностей. К выполнению усилий в основных режимах работы: динамическом, статическом, собственно-силовом, скоростно-силовом.

На ряду с силой на станциях круговой тренировки, можно также с успехом запрограммировать развитие выносливости, которая вырабатывается в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и утомления. Длительное поддержание работоспособности при выполнении комплексов физических упражнений круговой тренировки, направленных на развитие выносливости, находятся в прямой зависимости от высокой общефизической подготовленности: тренированности нервной системы к стойкому развитию процессов возбуждения; большой работоспособности органов кровообращения и дыхания; экономичности ресурсов высоких волевых усилий, способных противостоять наступающему утомлению.

Не менее важное качество - быстрота движений, которая также может быть введена в модель и успешно совершенствоваться на станциях круговой тренировки. Быстрота движений имеет большое прикладное значение. В качестве средств развития быстроты на станциях круговой тренировки используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью.

Широко применяется метод повторного упражнения, суть которого состоит в стремлении занимающегося на каждом последующем занятии достигать своей максимальной скорости выполнения упражнения. Этому подчиняются все компоненты нагрузки в скоростных упражнениях, а именно: длина дистанции, интенсивность выполнения, интервал отдыха, число повторений.

Моделирование развития способности, во-первых, осваивать координационно-сложные двигательные действия, во-вторых, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Существенное значение при этом имеет избирательное совершенствование способности поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжения и расслабления.

Одним из основных путей воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. При программировании комплекса упражнений, направленных на развитие физических качеств, важно помнить, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы.


Для развития выносливости и силы в юношеском возрасте хороших результатов можно ожидать от чередования станций круговой тренировки, направленных на развитие силовой выносливости, со станциями, развивающими ловкость, быстроту и гибкость. При этом полезно знать, что для успешного развития скоростно-силовых качеств величина применяемого отягощения должна быть не менее 30-70% 4 максимальных силовых возможностей, проявляемых в упражнениях комплекса круговой тренировки. Подбирая и составляя комплекс физических упражнений для круговой тренировки, следует учитывать различия функциональных возможностей организма девушек и юношей, которые уже в подростковом возрасте весьма ощутимы и становятся особенно существенными в юношеский период. Физические нагрузки для девушек должны быть меньшими, как по объему, так и по интенсивности, по сравнению с нагрузками, используемыми на занятиях круговой тренировки с юношами5.
2.4. Виды круговой тренировки

Круговую тренировку подразделяют на несколько видов, рассчитанных на комплексное воспитание различных физических качеств.

К основным видам относятся:

- круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения;

- круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха;

- круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными интервалами отдыха;

- круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения. Этот вариант круговой тренировки применяют в занятиях подготовительного отделения и отделения спортивного совершенствования. При круговой тренировке по методу длительного непрерывного упражнения, работа на станциях выполняется без строго установленных пауз отдыха, хотя они имеют место, при переходе со станции на станцию.

Паузы отдыха, как правило, непродолжительности, поэтому нагрузка в круговой тренировке воспринимается как непрерывная. По физической направленности, по одному из методов непрерывного упражнения, способствует повышению потребления кислорода, совершенствованию обменных процессов в мышечной ткани.

Это приводит к повышению так называемой общей локальной выносливости. В спорте, круговую тренировку по методу непрерывного упражнения, применяют для решения задач как общей, так и специальной физической подготовки.


Нагрузку в круговой тренировке повышают путем увеличения объема или интенсивности работы. В этом методе наиболее часто применяют два методических приема увеличения объема.

Согласно первому из них, увеличивают общее время работы на каждом занятий, например, на 1 минуту.

Согласно второму - увеличивает количество проходимых станций, не изменяя дозировку упражнений на каждой из них. В этих случаях повышением объема упражнений добиваются увеличения длительности воздействия нагрузки.

Следствием этого являются более стойкие и выраженные изменения работоспособности. Соотношения длительности и интенсивности должно таким, чтобы для занимающегося выполнение комплекса круговой тренировки в заданном объеме представляло определенную трудность и заставляло его мобилизовать волевые усилия для выполнения задания. Увеличение интенсивности может быть достигнуто путем увеличения количества повторений упражнений на каждой станции при неизменном времени выполнения круговой тренировки. Для повышения нагрузки может быть использован методический прием «целевого времени» занятия.

В этом случае необходимо следующая методическая последовательность: на первом занятии занимающихся знакомят с упражнениями, на втором - проводят тестирование, определяют МП и рассчитывают тренировочную норму нагрузки ГН.

На третьем занятии, не торопясь, проходят весь круг, чтобы «почувствовать» нагрузку.

На четвертом занятии каждому занимающемуся дают задание пройти круг с установленной ГН в силу своих возможностей. Время прохождения круга фиксируется в карточке достижений. Это время умножают на количество кругов, планируемого для выполнения (обычно это 3 круга), от произведения вычитают 3-4 минуты. Полученная разность есть целевое время.

При составлении комплексов круговой тренировки следует руководствоваться, чем больше совпадут друг с другом функциональные системы, осуществляющие тренировочные и соревновательные упражнения и действия.

Круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха. Этот вид круговой тренировки, как и предыдущий, применяют в физическом воспитании. При круговой тренировке по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха работа на станциях выполняется на фоне не довосстановления.

Основными компонентами нагрузки в этом варианте круговой тренировки являются длительность и темп выполнения упражнения, величина отягощения, количество подходов к станции и проходимых кругов, длительность интервалов отдыха между подходами на станции, станциями и кругами. Повышение нагрузки достигается путем увеличения объема и интенсивности.


В первом случае увеличивают время работы на станциях, количество станций в круге, количество проходимых кругов или походов на каждой станции, во втором - темп выполнения упражнения и величину отягощения.

Повышение интенсивности может быть достигнуто также путем увеличения длительности работы и другими вариантами сочетания работы и отдыха. В физическом воспитании получили распространение только некоторые из этих вариантов, сложившиеся, в основном, на электрической основе.

Сущность их сводится к тому, что на станциях выполняют не очень продолжительную, но достаточно интенсивную работу, прерываемую небольшим интервалом отдыха.

Работу подбирают так, чтобы к ее окончанию частота сердечных сокращений достигала 170-180 уд \ мин. Устанавливают такой интервал отдыха, который позволил бы к следующему подходу снизить ЧСС до 130-140 уд \ мин. В отдельных разновидностях круговой тренировки по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха в зависимости от темпа и величины отягощения рекомендуют работать от10-30 секунд, а отдыхать 30-90секунд.

Грубо схематизируя многообразие сложных физиологических механизмов, приводящих к комплексному повышению основных физических качеств, отметим следующие возможности круговой тренировки по методу интервального движения с жесткими интервалами работы и отдыха.

При характерном пульсовом режиме работы на станциях во время отдыха наблюдается значительное увеличение систолическое объема крови. Интервалом отдыха при этом методе круговой тренировки являются близкими по длительности к так называемым «действенным» паузам. Выполнение повторной работы при таких паузах в фазе повышенного систематического объема сердца приводит в процессе тренировки к увеличению ударного объема сердца.

Повышается максимальное потребление кислорода и работоспособность при выполнении работы анаэробного характера. В зависимости от преимущественной направленности упражнений комплексы и работы мышц в анаэробных условиях способствует развитию силовой выносливости.

Для воспитания этих физических качеств в подготовительном отделении могут быть успешно использованы упражнения с отягощениями - весом собственного тела. Особенно это относится к учащимся, имеющим относительно низкий уровень силовой подготовленности.