Файл: Контрольная работа по дисциплине Лингвистические технологии в правовой деятельности тема коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Из этого следует, что специалисты юридической профессии, которые способны в процессе взаимодействия демонстрировать такие качества сформированной коммуникативной компетентности, относятся к носителям высокого типа речевой культуры5.
Юристы высокой речевой культуры много знают о языке, активно пользуются речевыми знаниями, грамотно и доступно излагают свои мысли, проверяют свои знания по словарям, справочникам, осуществляют профессиональное и общекультурное самосовершенствование.
Другой автор, исследующий структуру и содержание коммуникативной компетентности, предполагает, что «коммуникативная компетентность может содержать такие качества личности или компетенции как, умение специалиста организовать контакт с клиентом – умение межличностной коммуникации; умение поддержки уже установленного межличностного взаимодействия, сюда же можно отнести умение устанавливать с клиентами обратную связь». Из чего следует, что коммуникативная компетентность должна иметь в наличии такие критерии, как желание личности к общению с окружающими, умение правильно и верно оценивать создавшуюся профессиональную ситуацию общения, уметь организовывать коммуникативный процесс общения, проявлять соучастие и эмпатию в разговоре с клиентом, а также рефлексивное поведение. Человек, способный к эффективной коммуникации, должен уметь поставить себя на место другого и открыто проявлять свое сопереживание и сочувствие.
Согласно многочисленным психолого-педагогическим исследованиям, коммуникативная компетентность может включать такие составляющие: эмоциональный компонент, предполагающий эмоциональную отзывчивость в коммуникации, эмпатию, чувствительность, чуткость к другому человеку, умение сопереживать, сострадать другим людям, и активное внимание и слушание к действиям собеседника. Эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности способна стимулировать студентов проявлять инициативу, расширять зону эмоциональных переживаний и сочувствий. Наряду с эмоциями, можно назвать и когнитивный компонент, предполагающий активное желание познать другого, предполагает умение прогноза действий другого человека, старание решать проблемы и конфликтные ситуации, которые возникают людьми6. Непременным в составе коммуникативного компетентности считается включение и деятельностного компонента, поведенческий (отражает способность человека к партнерству, совместной деятельности, а также организаторские умения и желание контактировать.
С целью определить перечень структурных компонентов коммуникативной компетентности, мы должны были оттолкнуться от ее определения сути ее содержания. Психологическая и социологическая научная литература оба понятия – «общение» и «коммуникация» представляют как похожие термины, пересекающиеся, но не как идентичные. Термин «общение» представ лен как межличностное взаимодействие людей, взаимообмен мыслями, чувствами, представлениями, идеями в человеческом общении, а коммуникация представлена как процесс передачи информации от человека к человеку, как обмен информацией более когнитивного характера и познавательного смысла.
Как следует из представленной научной литературы, не нужно путать понятия «коммуникация» и «общение»: понятие «коммуникация» чаще используется для определения технолого-информационного аспекта общения, а термин «общение» уместно использовать для социально-психологической стороны взаимодействия людей, имеющее более сближенный, эмоциональный характер. Общение, как правило, возникает лишь между двумя коммуникантами, а коммуникация, напротив, возможна между большим количеством человек, а также между техническими устройствами и людьми.
Выделяются следующие составляющие компоненты коммуникативной компетентности: мотивационно-организационный, этико-поведенческий, языково-дискурсивный и эмоционально-рефлексивный.
Мотивационно-организационный компонент предполагает умение специалиста организовать контакт с клиентом, способность к межличностной коммуникации; способности дальнейшей поддержки уже установленного межличностного взаимодействия с клиентами, умение устанавливать с клиентами обратную связь; систему умений по организации и реализации процесса эффективного профессионального общения; устанавливать контакты с различными участниками общения; способность понимать внутренний мир другого, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; гибкое владение как вербальными, так и невербальными средствами общения; способность к сотрудничеству, достижению общих компромиссов; способность личности демонстрировать высокую культуру общения и обеспечивать воспитательную эффективность общения, юристу необходимо прогнозировать негативное развитие коммуникации, конфликтное развитие событий7. При этом специалисту, осуществляющему коммуникацию, необходимо предварительно спланировать собственную линию своего поведения, выбрать правильную позицию в диалоге и т. д.
Этико-поведенческий компонент учитывает то, что профессиональной деятельности юриста этика и право всегда выполняют общую социальную функцию – регулируют поведение людей, поэтому этика лежит в основе права, а право не работает без этики, без морали. В связи с этим, огромное значение в профессиональной деятельности юриста играет профессиональная этика, которая наполнена нравственными качествами и требованиями, предъявляемыми к личности, связанных со спецификой профессиональной деятельности юриста. Этика и сформированные нравственные качества помогают юристу устанавливать этические принципы и нравственные нормы коммуникации между работниками организации и с организациями, с которыми происходит взаимодействие. К профессиональной этике можно отнести такие нравственные качества юриста как ответственность, проявление уважения к клиентам, гражданственность, активность. У юриста должна быть сформирована четкая нравственная позиция не только по отношению к клиенту, но и по отношению к суду, ни клиентов, ни суд нельзя вводить в заблуждение, обманывать, предоставлять заведомо ложную информацию. К нравственно-этическим качествам юриста относим – честность, порядочность, уважительное отношение к личности, целым сообществам или группам, их взглядам, даже если они не совпадают с собственными взглядами. Наравне с нравственными качествами, определяющими профессию юриста, нужно отметить также и общеэтические качества, как гражданственность, ответственность, толерантность, терпимость к людям разных национальностей и этнических групп.
Языково-дискурсивный отвечает за характер специфики и индивидуальности речевой коммуникации и речевого поведения юриста, которые напрямую связаны с его воспитанием, полученным образованием, а также социальной позицией, которую он занимает в обществе. Речь юриста в процессе профессиональной коммуникации часто наполнена профессиональными понятиями и терминологией, включает речевые обороты и конструкции, которые соответствуют принципам и нормам речевого этикета, влияющим на установление и поддержание психологического климата в процессе взаимодействия и коммуникации с клиентами, а также взаимопонимание всех сторон коммуникации. Важно для юриста привлекать к речевой коммуникации разнообразные средства и невербальной коммуникации, к которым относится разные позы, жесты, мимика, определенный выбор нахождения в диалоге относительно служебного и внеслужебного пространства
8. Юридической специальности и людям, которым выбрали профессию юриста, постоянно приходится использовать различные речевые обороты и формы, но, не менее важно, самому оценивать особенности речевого поведения лиц, с которыми он вступил в коммуникацию. Для начала, юрист относится к чужой речи, как к источнику получаемой нужной информации, как источнику каких-либо доказательств расследуемого дела. Плохо поставленная речь и язык юриста, неумение правильно излагать услышанное в диалоге, может пагубно повлиять на весь ход общения, игнорирование которых может стать причиной для признания недействительными результатов, которые юрист получил в ходе общения. А возможно и повлечь за собой и другие правовые санкции к тому специалисту, кто неграмотно вел коммуникацию – диалог. Слова юриста могут оказать решающее значение на судьбу человека: или обеспечить его невиновность или констатировать виновность.
Эмоционально-рефлексивный компонент предполагает эмпатийно-рефлексивное развитие личности студента, будущего юриста. Эмпатия, если ее сравнивать с идентификацией, демонстрирует некоторый иной эмоциональный отзыв, сочувствие, соучастие к тому, что переживает человек, сочувственное отношение к тому, с кем общаешься9. Наравне с эмпатией, такое же значение имеет владение рефлексией, которая проявляется в процессе коммуникации, общения, взаимного восприятия коммуникантов во время общения имеет рефлексия, который представляет собой процесс понимания индивидом того, как он воспринимается другим коммуникантом по общению. Анализ содержания данного компонента предполагает понимание юристами собственной миссии, предназначения профессии юриста; наличие и внешних мотивов – интерес к материальному вознаграждению, но и внутренних стимулов – стремление к профессиональной самореализации; сформированность у юриста совокупности таких качеств, как сочувственность, эмпатию.
Таким образом, только сформированность всех компонентов коммуникативной компетентности юриста позволит ему эффективно организовывать взаимодействие с клиентами, представителями судебной системы. Тем самым при подготовке будущих юристов необходимо использовать различные методы, приёмы, способствующие этому процессу.
1.2. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
• знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
• умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
• владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
• владение стилем профессиональной речи;
• умение определять цель и понимать ситуацию общения;
• умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
• навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
• умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
• высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
• умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
•знание этикета и четкость выполнения его правил.
Особое место язык занимает в профессиональной деятельности юриста, независимо от того, где она протекает: составляет ли юрист законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений. Юрист – это правовед, специалист по юридическим наукам; практический деятель в области права. Он своей деятельностью охраняет нормы права, защищает различные права граждан, предупреждает правонарушения, восстанавливает социальную справедливость, разъясняет гражданам нормы права, регулирующие общественные отношения и выражающие волю государства. И все это делается посредством языка. Только посредством языка законодатель формулирует нормы права. Только через язык граждане воспринимают эти предписания .
Поэтому нарушение юристом языковых правил может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей; из-за неграмотной речи юриста пропадает уважение к нему, появляется неуверенность в его знаниях. Неточности в речи могут привести к неточному толкованию закона. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в многочисленных правовых документах, разъясняя гражданам, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.
Речевая деятельность является неотъемлемой частью профессии юриста, который должен уметь грамотно составить юридический документ, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии, правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами. Во всех этих случаях знание русского языка и умение успешно применять его в конкретных речевых ситуациях способствуют профессиональному самоопределению и карьерному росту.