№
| Школа или на-правление в менедж-менте
| Период
| Основные
представи¬-
тели
| Основные
достижения
| Основные
недостатки
| Степень использова¬ния науч¬ных дос-тижений прошлых лет в со¬временных условиях
|
1
| Школа научного управления
| 1885 – 1920
| Тейлор, Гантт, Ф. и Л. Гилберты, Х. Эмерсон, Форд
| -
Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
-
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
-
Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения их задач.
-
Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
-
Отделение планирования и обдумывания от самой работы
-
Рациональная организация труда, разработка формальной структуры организации и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими
-
Выделение управленцев из производственного персонала
| -
Чрезмерное нормирование труда.
-
Персонал – всего лишь рабочая сила.
-
Недооценка человеческого фактора.
-
Не исследовала социальные аспекты человеческого поведения.
-
Тейлоризм- выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.
| -
Сдельно-премиальная оплата труда.
-
Отделение управления от производственной деятельности
|
2
| Административная школа
| 1920 – 1950
| Анри Файоль
Макс Вебер
Оливер Шелдон
Л. Урвик
Блюмфилд
Муни
Рейли
Черч
| -
Цель – создание универсальных принципов управления, следование которым должно привести организацию к успеху; выявление общих характеристик и закономерностей организаций.
-
Разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией).
-
Создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху).
-
Предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку.
-
Рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
-
Считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер).
-
Сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы.
-
Сформулировала общие функции управления.
-
Систематизированный подход к управлению всей организацией.
| -
Недооценка социальных аспектов управления.
-
Невнимание к человеческому фактору в организации.
-
Недостаточное внимание к научной разработке методов управления.
-
Организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
| -
Основали системный подход к управлению.
|
3
| Школа человеческих отношений
| 1930 – 1950
| Фоллетт, Лайкерт, Мэйо,
Мюнстерберг
| -
Определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей.
-
Обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности.
-
Объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями.
-
Вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.
-
Социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности значительно большее влияние чем физические (при условии, что сама организация уже в достаточной мере рациональна и эффективна).
| -
Эмпирический подход.
-
Отсутствие математических методов исследования.
| -
Штат компании – это не только рабочая сила, но и персонал, который с помощью правильного отношения приносит успех компании.
-
Учет особенностей конкретного индивидуума.
|
4
| Школа науки о поведении
| Конец 40-х – по наше время
| Дракер, Маслоу, Макгрегор,
Арджирис,
Фредерик Герцберг
| -
Необходимо изучать не сознание человека, а его поведение, которое представляет собой реакцию на стимулы.
-
Различные аспекты социального взаимодействия, мотивации.
-
Характер власти и авторитета.
-
Роль организационной структуры (организационное поведение человека).
-
Коммуникации в организации.
-
Лидерство.
-
Разработали иерархию потребностей(Маслоу)
-
Качества трудовой жизни человека и др.
| -
Эмпирический подход.
-
Отсутствие математических методов исследования.
| -
Иерархия потребностей.
-
Дали толчок развитию теорий лидерства.
-
Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
|
5
| Школа социальных систем
| 1940-по наше время
| Барнард, Саймон, Селзник,
Алвин Гоулднер и Амитай Этциони
| -
Формальная организация – система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества людей.
-
Разработали более сложные системы мотивации.
-
Двухстороннее понимание отношений персонала и организации: мотивация персонала зависит от характеристик организации, но и организация может стимулировать персонал.
-
Центральным методологическим понятием оказывается понятие связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным интегрирующим фактором организации считается цель.
| -
Верховенство целей организации над целями индивидуума.
| -
Социологические аспекты менеджмента.
-
Роль коммуникации.
|
6
| Количественная школа
| 1950 – по наше время
| Каунот, Дмитриев, Фельдман, Канторович, Слуцкий, Шумпеттер, Фишер, Калецкий, Тинберген
| -
Исследование операций и математические модели применительно к решению управленческих проблем.
-
Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.
| -
Недооценка человеческого фактора.
| -
Широко используется количественный подход, математика, статистика, инженерные науки и количественные методы особенно с появлением компьютеров.
-
Теория игр.
-
Теория решений.
-
Долгосрочное прогнозирование.
|
7
| Процессный подход
| 1930-по наше время
| Файоль,
Т. Конти
| -
Управление - процесс, состоящий из ряда функций.
-
Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.
| -
Иногда сложно разделить процесс управления на составные функции.
-
Не достаточное внимание функциональному разделению.
| -
Выделение основных и вспомогательных функций.
-
Разделение бизнеса на бизнес единицы.
|
8
| Системный подход
| 1950-по настоящее время
| Парсонс,
Мертон,
Барнард,
Бенталанфи,
Винер, П. Друккер
| -
Постановка целей.
-
Проектирование организационных систем.
-
Организация- открытая система.
-
Системное мышление.
-
Организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую).
-
Обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды.
-
Теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
| -
Не уделяли внимание составным частям организации, имеющим свои собственные цели.
| -
Организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.
|
9
| Ситуационный подход
| 1960-по настоящее время
| Бернс,
Столкер,
Вудворд,
Порш,
Р. Дэвис, Ньюмен
| -
Динамическое окружение.
-
Внешняя среда.
-
Матричные структуры.
-
Информационные системы.
-
Стратегическое управление.
-
Социальная ответственность.
-
Дают рекомендации, как следует управлять в конкретных ситуациях.
| -
Стремление приблизить теоретические исследования к практике.
-
Сложно разработать общие принципы и критерии.
| -
Опыт управления и теоретические исследования позволяют выделить основные ситуационные переменные. Их установление явилось наиболее значимым вкладом в теорию и практику управления.
-
Теория «7-S»
|
1. За последнее время результаты работы руководимого вами коллектива ухудшились по причинам как объективного, так и субъективного характера.
2. В связи с сокращением объема производства необходимо сократить штат работников.
3. Вас назначили руководителем коллектива и поставили задачу повысить эффективность деятельности данного коллектива.