Файл: I. Особенности дошкольного возраста (новообразования, процессы ведущая деятельность).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В мире проблема влияния гаджетов и интернета на эмоциональное состояние детей, становится все более актуальной. В связи с занятостью и быстрым темпом жизни, у родителей остается мало времени на детей. Взрослые не могут или не хотят уделять время своему ребенку, им проще дать телефон и заниматься своими делами. В результате ребенок привыкает проводить жизнь наедине с самим собой и своим гаджетом.

Цель: Выявить взаимосвязь использования гаджетов и эмоциональное состояние дошкольников

Задачи:

1.Изучить теоритический материал по данной теме.

2.Провести исследование.

3.Провести анализ полученных данных

4.Создать памятку для родителей «Интернет и ребенок»

Методы исследования: в нашей работе мы использовали общенаучные методы - анализ, синтез, сравнение, используемые для обработки информации, содержащейся в различных источниках.

Также мы использовали метод анкетирования и наблюдение.

Научная новизна: несмотря на то, что интернет-зависимость «молодеет», мало исследований касающихся влияния гаджетов и интернета на детей дошкольного возраста.

Гипотеза: постоянное использование гаджетов негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка (ребенок становится раздражительным, вспыльчивым, агрессивным).

Объект исследования: эмоциональное состояние детей от 3 до 6 лет.

Предмет исследования: влияние гаджетов и интернета на эмоциональное состояние детей


Глава I. Особенности дошкольного возраста (новообразования, процессы ведущая деятельность)

Для того чтобы понять влияние гаджетов и интернета на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста, мы провели анализ психологических особенностей (Приложение 1). 3-4 года

Стремление ребёнка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый.

Родители много времени проводят «в телефоне», получая положительные эмоции, и это приводит к тому, что ребенок начинает копировать поведение взрослого и гаджеты привлекают его внимание.

Происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребёнка становится «сам».


Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса 3 лет.

Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности.

В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.

В связи с занятостью родителей часто ребенок получает эту информацию из телефона.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение, нередко эти потребности удовлетворяют компьютерные игры, которые заменяют практическую игру.

Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно.

Однако его устойчивость проявляется по-разному.

Обычно малыш может заниматься в течение 10-15 мин, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. С этим связано желание ребенка длительное время проводить за гаджетом играя в различные игры и смотря видео, так как это для него увлекательное занятие.

5-6 лет

Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми.

Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.

Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.).

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

Появляется интерес к арифметике и чтению.

Основываясь на умении представлять что-либо, старший дошкольник может решать простые геометрические задачи.


Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. умение последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным.

Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.

Объём памяти изменяется не существенно.

Улучшается её устойчивость.

При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

Появляется интерес к сюжетно-ролевым и логическим играм.

Глава II.Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме «влияние гаджетов и интернета на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста»
В ходе проведения исследования нами были изучены отечественные и зарубежные статьи и публикации по этой теме.

Проблема влияния гаджетов и интернета постоянно исследуется учеными, психологами, физиологами, педагогами и другими специалистами.

По мнению ученого Николаса Кара Интернет не лучшая среда для развития в дошкольном возрасте.

С рождения до двух лет миром для ребёнка становятся его родители, он нуждается в постоянном контроле и заботе.

Ребёнок играет с предметами, в ходе игры он познаёт мир (часто на вкус).

Ближе к трём, ребёнок осваивает предметно – образную игру.

Простые предметы преображаются в желаемое: палка становится поездом, ложкой и лопаткой.

Приобщать таких маленьких детей к компьютеру нецелесообразно, это может ухудшить развитие мышления и воображения, повлиять на физическое здоровье.

Психологи Выготский Лев Семенович и Гальперин Петр Яковлевич считают, что в жизни дошкольника с пяти лет, первое место занимает сюжетно – ролевая игра, в ней дети придумывают и обыгрывают конкретную ситуацию, чаще социального характера.

Усваивая социальные нормы общества, дети готовятся к взрослой жизни.

Для ребенка, вовлечённого в реальную игру, компьютер и Интернет не представляют особого интереса.


Но если дома он наблюдает за тем, как его родители часами сидят за компьютером, а ребёнок стремиться подражать им, он хочет стать взрослее и тем самым повторяет действие родителей.

Появляется желание освоить компьютерный мир.

Еще одно негативное воздействие на дошкольника: ограничение его подвижности.

Сидя за компьютером, он мало двигается, не развивает мелкую моторику, лишён общения со сверстниками.

Всё это не лучшим способом отразится на дальнейшем развитии

Профессиональные психологи считают, что мобильные игры полезны для ребёнка, если они являются развивающими, интерактивными, дают малышу возможность сформировать новые умения и навыки.

При адекватном подборе содержания планшет становится образовательным инструментом.

По мнению экспертов, которые проводят исследования в Институте современных медиа (MOMRI), попытка оградить ребёнка от новых устройств может иметь негативные последствия: игры тормозят развитие воображения, образного мышления: картинки, движущиеся объекты, натуральное изображение препятствуют полету фантазии. К.Керделлан, Г.Грезийон приводят в этой связи высказывание специалиста по компьютерным играм Ж.-П.Канторне: «Виртуальный мир изменяет жизнь детей, но он также меняет их психологию.

Сообразительность, поиск результата, потребность учиться и выигрывать берут верх над образной стороной, которая предлагается детям в структурированном и упакованном виде». «Иначе говоря, – резюмируют К.Керделлан, Г.Грезийон, – ребенок программируется на то, чтобы играть и выигрывать, но не мечтать!» .

Таким образом, по мнению ученых, Интернет может оказывать как негативные последствия, так и позитивное влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Негативные последствия влияния сети Интернет:

-детская агрессивность, возникающая в результате чрезмерного увлечения жестокими играми: «стрелялками», «убивалками»;

-неправильное или неточное восприятие картины мира. Было проведено исследование «Рисунок нашего мира».

Дети, у которых не было зависимости от компьютера, изобразили красочный мир, в котором было солнце, деревья, люди.

В рисунках детей, которые все время просиживали в гаджетах, прослеживались четкие признаки агрессии, беспокойства, жестокости и страха.


На таких рисунках было оружие и даже мертвецы.

-проблемы социализации.

Вместо того, чтобы искать друзей в реальном мире, ребенок предпочитает погрузиться в виртуальный мир;

-снижение концентрации;

-особое переутомление.

Многие говорят о том, что после длительного пребывания в сети Интернет, они чувствуют себя опустошенными, раздражительными и часто ошибаются в чем-

Не смотря на негативные последствия сети Интернет, существует и целый спектр положительных сторон:

-повышение внимательности.

Благодаря поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы;

-рост IQ человека.

Новые технологии развивают ум не хуже, чем головоломки или изучение новых языков;

-развитие мозга.

За счёт того, что мозг приспосабливается к быстрой обработке новой информации, у многих появляются особые нейронные сети, которые ухватывают нужную информацию на лету;

-существует огромное количество компьютерных игр, которые направлены на развитие памяти, мышления, логики, координации, с помощью которых можно научить ребенка чтению, познакомить со счетом или иностранными языками;

-не выходя из дома, ребенок может ознакомиться с достопримечательностями мира, любыми историческими событиями или документальными фильмами;

-интернет развивает функцию многозадачности, позволяя выполнять несколько заданий одновременно. Можно одновременно играть и слушать спокойную музыку .


Глава III. Проведение исследования (анкетирования) и анализ результатов

В рамках исследовательской работы мы провели анкетирование родителей дошкольников МДОУ №13.

В анкетировании приняли участие 29 родителей (Приложение 2).

Анализ результатов анкеты показал:

На вопрос, как меняется поведение вашего ребенка после игры или видео на телефоне родители отвечают следующим образом:

15 % родителей отмечают, что настроение ребенка после игры или просмотра видео на телефоне ухудшается;76% родителей отмечают улучшение настроения;

На вопрос, сколько времени ребенок проводит «в телефоне» в течение дня:

52% родителей разрешают проводить времени «в телефоне» от 30 до 60 минут в день;

32% - менее 30 минут в день;

16% - более 60 минут в день;

На вопрос, как реагирует ребенок на то, что вы не даете ему телефон: