Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

В Стихотворении озвучивается ряд многих проблем: Зависимость человека и природы. Начало осени безупречно, но впереди морозная зима. Период развитости в жизни людей тоже безупречен, но ранние годы остались за спиной, а впереди непреклонно приближение старости.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно обнаружить по интонациям в строках, по словам и даже по знакам препинания.

  • Автор закладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это окончание года, то время, когда человек подводит результаты и назначает новые планы, определяет пройденные, безвозвратно ушедшие дни.

  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это старение не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Молодость вместе с летом осталась позади, теперь наступает зрелость, а дальше старость – зима.

  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говорит о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла прирост и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда трудящиеся могут передохнуть, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся в одиночестве с небом.

Средства выразительности


Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно обозначить немало сравнений, которые производят ту созвучную гармонию природы, которую хотел передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».

  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».

  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».

  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».

  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».

  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе говорит о том, что о природе можно излагать бесконечно. Помимо того, в многоточии улавливается, как будто бы автор говорит определенно с читателем об преображении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, смотря на поле, о котором он говорил в последней строке своего стихотворения.


Задание 6

Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?

2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?

4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?

Ответ на вопросы:

    1. Характер Васи и его отношение к действительности после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился быть терпимее. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася выдержано сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика появилось сострадание и навык уменьшить чужую боль. Он понял глубину социальных неравенства и узнал, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася углядел трудность и запутанность жизни, начал задумываться над понятиями правды, верности и человеческой любви. Перестал быть барчуком в отрицательном понимании этого слова научился сочувствовать, не предавать друзей, даже под угрозой наказания, наладились отношения с отцом.

    2. Осенью девочке стало хуже, болезнь поражала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка была рада, ведь она никогда не играла такими красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше, и близкие посчитали, что она победит болезнь. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные дни, которые подарил Вася, подаривши куклу, щадили страдания ребенка.

    3. История с куклой изменила многое в жизни героев. Маруся наконец-то почувствовала себя счастливой. Вася помирился со своим отцом и открыл в себе лучшие человеческие качества. Тыбурций перестал бояться того, что их раскроют, и пришел в дом судьи, чтобы рассказать правду.

    4. Автор касается вечных тем дружбы, любви, добра; убеждает сопереживать, сочувствовать юным героям, их тяжелой жизни, полной лишений..
      Основная мысль этого рассказа состоит из того, чтобы показать/обратить внимание читателя на то, что у детей тоже имеются проблемы, и что эти проблемы, иногда, бывают более серьёзными и сложными, нежели у взрослых, и они также требуют решения... В повести "Дети подземелья" рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, переплетаются с мудростью, опытом много увидевшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.


Задание 7

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Мартышка и очки басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме представляет не проницательность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже старающейся определить запах очков. В конце концов уверенной, что ее обманули, Мартышка в злости избавляется от никчемного бесполезного предмета, разбивает очки об пол, так и не поняв способ их применения. Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда предложения, представляющих бесполезность действий Мартышки, а также при помощи включения в басню форм диалога, представляющих легкость и увлекательность произведения. Очки в басни являются символом обладания знаний, которые, по мнению автора, должны использоваться разумно и правильно, иначе знания не приводят к положительному результату. Образ Мартышки используется автором в качестве изображения неграмотных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какого-либо дела, суть который для них неизвестна и непонятна, при этом предъявляют себя в виде знающих представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать плохие оценки человеческим действиям и поступкам. Моралью басни является авторское утверждение о потребности получения знаний, образования, постоянной цели к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных стремлений, в нехватке которых человеческое сосуществование становится бесполезным. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.