Файл: Первооткрывателем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще во времена Шумера высоко ценились ароматические свойства растений, а археологи располагают фактами, что и ранее жители Междуречья умели изготавливать масла для притираний. Местные врачи обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов. Именно от народов Древнего Междуречья египтяне впоследствии заимствовали рецепты своих драгоценных благовоний.


Шумеры применяли экстракты, отвары кедровой хвои в виде компрессов и припарок.
Целебные свойства ароматов считались сверхъестественными и открывались только посвященным, то есть жрецам. Широко практиковался массаж с употреблением различных масел и их смесей. Использование притираний стало признаком цивилизованного человека.

Также шумеры считали целебной нефть и принимали в ней ванны. Сегодня такой способ лечения вызывает недоумение, но не стоит спешить с выводами. Лечебные свойства нефти, с древних времен добываемой в районе города Нафталан (на территории современного Азербайджана), высоко ценятся и в наши дни.

Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Их обожествляли, им поклонялись, с их помощью лечили болезни и отводили беду… То, что сейчас называют стоунотерапией – лечением камнями, на самом деле является очень древним методом врачевания. По мнению народов, населявших Двуречье, сила камня исцеляла тело и укрепляла дух, помогала в делах и очищала помыслы…

При помощи драгоценных камней лечилась преимущественно шумерская знать. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому – снять нервное напряжение, третьему – укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому — улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний. Это вело к общему омоложению и оздоровлению организма.

В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица женщин, назывались косметами. Однако повторимся, что косметика — это не только декоративные, но и лечебные средства. Отец медицины Гиппократ (V-IV в. до н. э.) сообщает заслуживающие внимания сведения о восстановлении женской красоты растениями-целителями. Его ученик и последователь Диокл рекомендовал всевозможные маски и мази для смягчения кожи. Им был написан труд по косметике в четырех томах, где давались советы по уходу за кожей лица, глазами, зубами, ногтями, волосами с помощью косметических средств, полученных главным образом на основе растительного сырья. Однако наибольший расцвет косметика получила в Древнем Риме. Римляне со свойственной им обстоятельностью занялись косметическими средствами всерьез в I веке н. э. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога. В частности, он писал: «Маленькие улитки, высушенные на солнце на черепицах, затем истолченные в порошок и разведенные отваром из бобов, представляют собой превосходное косметическое средство, которое делает кожу белой и нежной». О косметических тайнах римских женщин писали римские поэты Овидий и Гораций.


Овидий составил целую поэму, посвященную косметике, от нее сохранился только фрагмент приблизительно в 100 стихов. Вот взятый оттуда рецепт одного снадобья для улучшения цвета лица: «чищеного ячменя 2 фунта, чечевичной муки 2 фунта, оленьего рога 1/6 фунта, камеди 2 унции, тосканской полбы 2 унции, меду 18 унций, 10 яиц, 12 толченых луковиц нарцисса». Он приводит еще два других очень сложных рецепта — один для выведения пятен с лица, другой для окраски лица. Этот отрывок заканчивается следующими двумя стихами: «Я видел женщину, которая макала мак в холодную воду, толкла его и мазала им щеки». Римлянки широко пользовались мазями, притираниями, масками. У древних римлянок были модны белокурые волосы. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. В знаменитых римских банях употреблялись самые различные эссенции и масла. Вторая жена Нерона Поппея Сабина, стремясь сохранить красоту тела, ежедневно принимала ванну из ослиного молока. Она же первая в истории женщина — автор косметических рецептов, которые сохранились до наших дней. Известный римский врач Гален (около 130–200 г. н. э.) оставил потомкам научные труды, посвященные косметике. Он автор первого систематизированного учебника по косметике. В своих работах Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков (т. е. грим) и косметику для сохранения естественной красоты, подчеркивая связь между косметикой и медициной. Галеном была предложена рецептура охлаждающей мази, которая стала прототипом кольд-крема. Многочисленные косметические рецепты приводятся в труде «Канон врачебной науки», написанном знаменитым врачом и ученым древности Авиценной. Он не только разработал диагностику и методику лечения косметических заболеваний кожи, но и предложил профилактические меры по их предупреждению.