Файл: Конструирование Цель изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цветовое

конструирование

Цель изучения темы

:

-

формирование навыков проектирования цветовых композиций в

различных областях дизайна, необходимых для практической профессиональной

деятельности;

-

закрепление и расширение студентами знаний основных терминов,

понятий в области науки о цвете;

-

формирование умения самостоятельно создавать композиции на основе

принципов цветовой комбинаторики.



формирование знаний о роли колористики

в комплексе научных знаний

о современном дизайне;



формирование знаний о методах применения цветовых решений в сфере

формообразования дизайна



формирование знаний о специфике колористической комбинаторики в

различных областях дизайна.

В результате изучен

ия данной темы вы будете

Знать:



методы составления цветовой композиции в гармонических сочетаниях,



моделирования формы и пространства при помощи цвета и света.



способы выражения эмоционального замысла в различных областях

дизайна средствами цвета.



принц

ипы цветовой комбинаторики.

Уметь:



представлять колористическую концепцию;



составлять цветовые композиции абстрактного характера с ярко

выраженной эмоциональной составляющей;



использовать лаконичные приемы при цветовом моделировании форм и

пространств;



и

спользовать методы колористической гармонизации и комбинаторики в

проектных задачах.

Владеть:



методами поиска колористических гармонических отношений, применяя

свои решения в проектной деятельности;



оптимальными прие

мами колористической комбинаторики с

пропорционально

-

цветовым построением;



инструментами и материалами по выполнению графических упражнений

в цвете.

Учебные вопросы темы:

1.

Роль цветовой гармонизации в дизайне.

2.

Качественные особенности и принципы

использования нейтральных

цветов в дизайне.

3.

Значение принципов цветовой комбинаторики в дизайне.

Теории цветовой гармонии. Дополнительные цвета. Теория цветовой

выразительности. Принципы цветовой гармонизации. Цветовая гармония

нейтральных цветов. Критери

и цветовой гармонии. Цветовая комбинаторика.

Приемы и средства комбинаторного построения гармоничных цветовых сочетаний.

Проблема цветных теней. Смешение цветов. Результаты исследования цветных


теней. Хроматический и ахроматический анализ. Колорит.

Вопро

с 1. Роль цветовой гармонизации в дизайне

Развитие науки о цвете, расширение сфер ее применения,

совершенствование цветовой культуры



все это вызывает необходимость поиска

алгоритмов создания гармоничных цветосочетаний в композициях. Формируется

инструментальный арсенал, который может обеспечить колористическую

гармонизацию.

Начало теоретических разработок в этом направлении было предпринято в

середине Х

I

Х века.

М.Э.

Шеврель

, французский исследователь в области органической

химии, делает первые

шаги в исследовании принципов цветовой гармонизации

промышленных изделий. Для использования в ткацкой промышленности он

разрабатывает

метод гармонизации цвета для окрашенной пряжи

.

Шеврель создал собственную модель цветового круга, состоящего из 72

сегмен

тов на базе трех первичных цветов



желтого, красного, синего. Оттенки

цвета определяются в этом круге числовыми значениями.

Цветовая модель Шевреля

представляет двунаправленный круг. Ось

полусферы указывает на определенный уровень шкалы. Нумерация означа

ет

цветовые пропорции, где первое число



количество черного, второе число



количество спектрального цвета. Значения круга определяют изменения цвета при

движении в направлении белого



с более высокой интенсивностью или в

направлении черного



с более ни

зкой интенсивностью.

В 1839 году Шеврель издает научный труд, к которому предлагается

цветовая система, представляющая собою

метод наблюдения цветов

.

Основная часть работы была посвящена явлению одновременного

контраста. В ней содержался

закон Шевреля

:

«Д

ва смежных цвета будут

казаться настолько несходными, насколько это возможно».

Иными словами



цвет предоставляет смежному с ним цвету дополнительный оттенок.

Эта работа повлияла на дальнейшее развитие живописи и возникновение и

развитие таких ее направлен

ий



импрессионизма, неоимпрессионизма и кубизма.

Вскоре этот метод был изучен и освоен художниками.

Первым автором, который сочетал интуитивный принцип поиска цветовой

гармонии с научным методом, был

Эжен Делакруа

.

В начале двадцатых годов ХХ века

Иоганн

ес Иттен

в курсе пропедевтики

,

разработанном им для студентов школы Баухауз, использует колористический

анализ классических произведений живописи.

Изначально принципы цветовой гармонии основывались на

систематизации, полученной при изучении цветовых тел.

В ХVШ веке Й.

Ламберт

изобретает цветовую пирамиду, а в начале XIXвека Ф-ОРунге

предлагает цветовую модель в виде шара, по аналогии с глобусом. А.Манселли

В.

Оствальд

разработали свои модели поиска цветовых гармоний на основе цветового тела Ф

-

О

Рунге.

Для поиска гармоничных цветосочетаний существуют принципы,

разработанные американскими учеными



Д.

Джаддом и Г.

Вышецки

.

Первое правило Джадда

-

Вышецки

: производить комбинации цветов на

основе упорядоченных схем, то есть цвета, лежащие на углах правильных

форм.

Рассмотрим наиболее употребительные варианты цветосочетаний,

получаемых подобным образом:



Классическая триада



цвета, получаемые при вращении

равностороннего треугольника, совмещенного с цветовым кругом. Таким образом,

формируется триада цветовых то

нов, равноудаленных в цветовом круге. В такой

цветовой комбинации один из трех цветов всегда будет главным, а другие будут

играть роль акцентов.



Аналоговая триада

формируется из трех цветов, расположенных в одной

четверти цветового круга. В таких комбинаци

ях всегда будет один цвет

-

доминанта,

второй цвет будет поддерживающим, а третий



дополняющим.



Контрастная триада

по принципу гармонизации напоминает

комплементарную схему цветовых пар. Но в этом случае, вместо пары взаимно

-

дополнительных цветов, образуетс

я триада, образующая вытянутый по вертикали

треугольник с двумя сближенными (но не соседними) цветами на одном из

полюсов в основании треугольника и контрастным с ним цветом в вершине

треугольника.

Цвета, составляющие гармонию:



Прямоугольная схема

(двойная комплементарная). В это цветосочетание

входят две пары взаимно

-

дополнительных цветов. Получается при помощи

совмещения цветового круга и прямоугольника. Эта схема позволяет получить

самое большое количество вариантов. При этом из полученных четыр

ех цветов

необходимо выбрать один в качестве цветовой доминанты. Остальные в этом

цветосочетании выполняют вспомогательную роль.




Квадратная схема



является вариантом двойной комплементарной

схемы. Четыре цвета, получающиеся в результате поиска цветосочета

ний,

посредством совмещения квадрата и цветового круга, представляют собой

равноудаленные в пределах цветового круга оттенки. И, как и в предшествующих

случаях, один цвет выступает в роли доминанты, а другие



дополняют,

поддерживают композицию.



Шестиуголь

ная схема



представляет достаточно большие трудности в

использовании, тем не менее широко применяется в различных видах дизайна. В

ней используются три пары взаимодополнительных цветов. В процессе

составления такого рода гармоний можно воспользоваться при

емом совмещения

шестиугольной формы и цветового круга, а можно заранее определить, какой цвет

непременно должен доминировать в цветовом решении, и, начав с этого цвета,

выбирать значения с пропуском в один элемент в двенадцатичастном цветовом

круге.

Также

для создания гармоничных цветосочетаний можно использовать

любые три цвета, лежащие на любой правильной траектории (например, эллипс

или окружность), а также на отдельной поверхности (конус, сфера, цилиндр) в

цветовом теле.

Второе правило Джадда

-

Вышецки

:

из цветовых последовательностей

цветов более гармоничными будут те, которые в большей части привычны

зрителю. Если система выбора цветосочетаний не считывается наблюдателем, она

лишена смысла. Лучший консультант художника и дизайнера



природа.

Гармоничные

цветосочетания можно найти на вертикальных сечениях цветового

тела. Сечения должны проходить через полюса. Такие гармонии называются



естественный порядок цветов.

Третье правило Джадда

-

Вышецки

: единство в разнообразии. Слишком

большое количество оттенков

в композиции вызывает визуальный хаос,

недостаточное их количество вызывает чувство монотонности. Если цвета,

входящие в композицию, не вызывают чувства гармонии, необходимо добавить в

композицию гармонизирующие ахроматические цвета (например, варианты

се


рого). Гармония может быть также достигнута сближением всех цветов по

светлоте. Однако светлота не должна быть одной и той же, поскольку это

уничтожит выразительность цветосочетания.

Четвертое правило

Джадда

-

Вышецки

состоит в обязательности

достижения ясно

сти считывания системы отбора цветосочетаний. Если ввести

ахроматические цвета на фоне ярких цветов, через определенный промежуток

времени ахроматические цвета начинают восприниматься дополнительными к

фону. Различия между оттенками, составляющими композиц

ию, должно быть

принципиально и очевидно, чтобы у зрителя не возникало ощущение

двусмысленности и ошибки автора.

Еще одним инструментом цветовой гармонизации является

система

Колороид

с цветовым телом в виде цилиндра, при этом хроматические цвета

находятся

внутри цилиндра, а ахроматические



на его оси. Плоскости,

перпендикулярные оси цилиндра, содержат цвета одинаковой светлоты. Чем ближе

от оси к границе формы, тем большую интенсивность приобретает цвет. Значения

насыщенности и светлоты образуют арифметич

еские или геометрические

прогрессии.

Дополнительные цвета

играют важную роль в составлении цветовых

гармоний, образуя контрастные пары.

Это цвета, максимально удаленные друг от друга в цветовом круге.

Гармоничное сочетание в композиции при использовании контрастных пар

строится таким образом, что какой

-

то из цветов этой пары будет доминантным,

другой же будет присутствовать в композиции в меньшем количестве, но все же в

таком, при котором его парность с основным цветом будет очевидна.

В подобных композици

ях допускаются вариации двух основных цветов



по

степени насыщенности, светлоте, чистоте цвета. В интерьере и экстерьере широко

применяется принцип цветовых пар. В подобных композициях возможно

присутствие других цветов, однако все они носят строго подчин

енный характер.

Физиологическим, химическим, электромагнитным и оптическим

процессам восприятия человеческого глаза сопутствуют не менее значимые

психологически обусловленные процессы, связанные с восприятием цвета. Эта

вторая категория процессов влияет на

эмоциональное и душевное состояние.

Иоганн Вольфганг Гете

впервые высказал

концепцию чувственно

-

нравственного воздействия цвета.

Голубые дали, горные вершины, синева бесконечного моря оказывает