ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цветовое
конструирование
Цель изучения темы
:
-
формирование навыков проектирования цветовых композиций в
различных областях дизайна, необходимых для практической профессиональной
деятельности;
-
закрепление и расширение студентами знаний основных терминов,
понятий в области науки о цвете;
-
формирование умения самостоятельно создавать композиции на основе
принципов цветовой комбинаторики.
формирование знаний о роли колористики
в комплексе научных знаний
о современном дизайне;
формирование знаний о методах применения цветовых решений в сфере
формообразования дизайна
формирование знаний о специфике колористической комбинаторики в
различных областях дизайна.
В результате изучен
ия данной темы вы будете
Знать:
методы составления цветовой композиции в гармонических сочетаниях,
моделирования формы и пространства при помощи цвета и света.
способы выражения эмоционального замысла в различных областях
дизайна средствами цвета.
принц
ипы цветовой комбинаторики.
Уметь:
представлять колористическую концепцию;
составлять цветовые композиции абстрактного характера с ярко
выраженной эмоциональной составляющей;
использовать лаконичные приемы при цветовом моделировании форм и
пространств;
и
спользовать методы колористической гармонизации и комбинаторики в
проектных задачах.
Владеть:
методами поиска колористических гармонических отношений, применяя
свои решения в проектной деятельности;
оптимальными прие
мами колористической комбинаторики с
пропорционально
-
цветовым построением;
инструментами и материалами по выполнению графических упражнений
в цвете.
Учебные вопросы темы:
1.
Роль цветовой гармонизации в дизайне.
2.
Качественные особенности и принципы
использования нейтральных
цветов в дизайне.
3.
Значение принципов цветовой комбинаторики в дизайне.
Теории цветовой гармонии. Дополнительные цвета. Теория цветовой
выразительности. Принципы цветовой гармонизации. Цветовая гармония
нейтральных цветов. Критери
и цветовой гармонии. Цветовая комбинаторика.
Приемы и средства комбинаторного построения гармоничных цветовых сочетаний.
Проблема цветных теней. Смешение цветов. Результаты исследования цветных
теней. Хроматический и ахроматический анализ. Колорит.
Вопро
с 1. Роль цветовой гармонизации в дизайне
Развитие науки о цвете, расширение сфер ее применения,
совершенствование цветовой культуры
–
все это вызывает необходимость поиска
алгоритмов создания гармоничных цветосочетаний в композициях. Формируется
инструментальный арсенал, который может обеспечить колористическую
гармонизацию.
Начало теоретических разработок в этом направлении было предпринято в
середине Х
I
Х века.
М.Э.
Шеврель
, французский исследователь в области органической
химии, делает первые
шаги в исследовании принципов цветовой гармонизации
промышленных изделий. Для использования в ткацкой промышленности он
разрабатывает
метод гармонизации цвета для окрашенной пряжи
.
Шеврель создал собственную модель цветового круга, состоящего из 72
сегмен
тов на базе трех первичных цветов
–
желтого, красного, синего. Оттенки
цвета определяются в этом круге числовыми значениями.
Цветовая модель Шевреля
представляет двунаправленный круг. Ось
полусферы указывает на определенный уровень шкалы. Нумерация означа
ет
цветовые пропорции, где первое число
–
количество черного, второе число
–
количество спектрального цвета. Значения круга определяют изменения цвета при
движении в направлении белого
–
с более высокой интенсивностью или в
направлении черного
–
с более ни
зкой интенсивностью.
В 1839 году Шеврель издает научный труд, к которому предлагается
цветовая система, представляющая собою
метод наблюдения цветов
.
Основная часть работы была посвящена явлению одновременного
контраста. В ней содержался
закон Шевреля
:
«Д
ва смежных цвета будут
казаться настолько несходными, насколько это возможно».
Иными словами
–
цвет предоставляет смежному с ним цвету дополнительный оттенок.
Эта работа повлияла на дальнейшее развитие живописи и возникновение и
развитие таких ее направлен
ий
–
импрессионизма, неоимпрессионизма и кубизма.
Вскоре этот метод был изучен и освоен художниками.
Первым автором, который сочетал интуитивный принцип поиска цветовой
гармонии с научным методом, был
Эжен Делакруа
.
В начале двадцатых годов ХХ века
Иоганн
ес Иттен
в курсе пропедевтики
,
разработанном им для студентов школы Баухауз, использует колористический
анализ классических произведений живописи.
Изначально принципы цветовой гармонии основывались на
систематизации, полученной при изучении цветовых тел.
В ХVШ веке Й.
Ламберт
изобретает цветовую пирамиду, а в начале XIXвека Ф-ОРунге
предлагает цветовую модель в виде шара, по аналогии с глобусом. А.Манселли
В.
Оствальд
разработали свои модели поиска цветовых гармоний на основе цветового тела Ф
-
О
Рунге.
Для поиска гармоничных цветосочетаний существуют принципы,
разработанные американскими учеными
–
Д.
Джаддом и Г.
Вышецки
.
Первое правило Джадда
-
Вышецки
: производить комбинации цветов на
основе упорядоченных схем, то есть цвета, лежащие на углах правильных
форм.
Рассмотрим наиболее употребительные варианты цветосочетаний,
получаемых подобным образом:
Классическая триада
–
цвета, получаемые при вращении
равностороннего треугольника, совмещенного с цветовым кругом. Таким образом,
формируется триада цветовых то
нов, равноудаленных в цветовом круге. В такой
цветовой комбинации один из трех цветов всегда будет главным, а другие будут
играть роль акцентов.
Аналоговая триада
формируется из трех цветов, расположенных в одной
четверти цветового круга. В таких комбинаци
ях всегда будет один цвет
-
доминанта,
второй цвет будет поддерживающим, а третий
–
дополняющим.
Контрастная триада
по принципу гармонизации напоминает
комплементарную схему цветовых пар. Но в этом случае, вместо пары взаимно
-
дополнительных цветов, образуетс
я триада, образующая вытянутый по вертикали
треугольник с двумя сближенными (но не соседними) цветами на одном из
полюсов в основании треугольника и контрастным с ним цветом в вершине
треугольника.
Цвета, составляющие гармонию:
Прямоугольная схема
(двойная комплементарная). В это цветосочетание
входят две пары взаимно
-
дополнительных цветов. Получается при помощи
совмещения цветового круга и прямоугольника. Эта схема позволяет получить
самое большое количество вариантов. При этом из полученных четыр
ех цветов
необходимо выбрать один в качестве цветовой доминанты. Остальные в этом
цветосочетании выполняют вспомогательную роль.
Квадратная схема
–
является вариантом двойной комплементарной
схемы. Четыре цвета, получающиеся в результате поиска цветосочета
ний,
посредством совмещения квадрата и цветового круга, представляют собой
равноудаленные в пределах цветового круга оттенки. И, как и в предшествующих
случаях, один цвет выступает в роли доминанты, а другие
–
дополняют,
поддерживают композицию.
Шестиуголь
ная схема
–
представляет достаточно большие трудности в
использовании, тем не менее широко применяется в различных видах дизайна. В
ней используются три пары взаимодополнительных цветов. В процессе
составления такого рода гармоний можно воспользоваться при
емом совмещения
шестиугольной формы и цветового круга, а можно заранее определить, какой цвет
непременно должен доминировать в цветовом решении, и, начав с этого цвета,
выбирать значения с пропуском в один элемент в двенадцатичастном цветовом
круге.
Также
для создания гармоничных цветосочетаний можно использовать
любые три цвета, лежащие на любой правильной траектории (например, эллипс
или окружность), а также на отдельной поверхности (конус, сфера, цилиндр) в
цветовом теле.
Второе правило Джадда
-
Вышецки
:
из цветовых последовательностей
цветов более гармоничными будут те, которые в большей части привычны
зрителю. Если система выбора цветосочетаний не считывается наблюдателем, она
лишена смысла. Лучший консультант художника и дизайнера
–
природа.
Гармоничные
цветосочетания можно найти на вертикальных сечениях цветового
тела. Сечения должны проходить через полюса. Такие гармонии называются
–
естественный порядок цветов.
Третье правило Джадда
-
Вышецки
: единство в разнообразии. Слишком
большое количество оттенков
в композиции вызывает визуальный хаос,
недостаточное их количество вызывает чувство монотонности. Если цвета,
входящие в композицию, не вызывают чувства гармонии, необходимо добавить в
композицию гармонизирующие ахроматические цвета (например, варианты
се
рого). Гармония может быть также достигнута сближением всех цветов по
светлоте. Однако светлота не должна быть одной и той же, поскольку это
уничтожит выразительность цветосочетания.
Четвертое правило
Джадда
-
Вышецки
состоит в обязательности
достижения ясно
сти считывания системы отбора цветосочетаний. Если ввести
ахроматические цвета на фоне ярких цветов, через определенный промежуток
времени ахроматические цвета начинают восприниматься дополнительными к
фону. Различия между оттенками, составляющими композиц
ию, должно быть
принципиально и очевидно, чтобы у зрителя не возникало ощущение
двусмысленности и ошибки автора.
Еще одним инструментом цветовой гармонизации является
система
Колороид
с цветовым телом в виде цилиндра, при этом хроматические цвета
находятся
внутри цилиндра, а ахроматические
–
на его оси. Плоскости,
перпендикулярные оси цилиндра, содержат цвета одинаковой светлоты. Чем ближе
от оси к границе формы, тем большую интенсивность приобретает цвет. Значения
насыщенности и светлоты образуют арифметич
еские или геометрические
прогрессии.
Дополнительные цвета
играют важную роль в составлении цветовых
гармоний, образуя контрастные пары.
Это цвета, максимально удаленные друг от друга в цветовом круге.
Гармоничное сочетание в композиции при использовании контрастных пар
строится таким образом, что какой
-
то из цветов этой пары будет доминантным,
другой же будет присутствовать в композиции в меньшем количестве, но все же в
таком, при котором его парность с основным цветом будет очевидна.
В подобных композици
ях допускаются вариации двух основных цветов
–
по
степени насыщенности, светлоте, чистоте цвета. В интерьере и экстерьере широко
применяется принцип цветовых пар. В подобных композициях возможно
присутствие других цветов, однако все они носят строго подчин
енный характер.
Физиологическим, химическим, электромагнитным и оптическим
процессам восприятия человеческого глаза сопутствуют не менее значимые
психологически обусловленные процессы, связанные с восприятием цвета. Эта
вторая категория процессов влияет на
эмоциональное и душевное состояние.
Иоганн Вольфганг Гете
впервые высказал
концепцию чувственно
-
нравственного воздействия цвета.
Голубые дали, горные вершины, синева бесконечного моря оказывает