Файл: Методические указания по выполнению практической работы 1 Раздел Раздел 2 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее Тема Понятие и основные свойства правосудия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Методические указания

по выполнению практической работы № 1

Раздел 2. Раздел 2 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее

Тема 2.2. Понятие и основные свойства правосудия
Наименование работы: Семинарское занятие по вопросам тем:

  1. Понятие и признаки судебной власти.

  2. Органы, осуществляющие судебную власть.

  3. Отличительные признаки и понятие правосудия.

4. Применение судом мер государственного принуждения.

Цель занятия: рассмотрение судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, подразумевающей возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Учебные задачи:

    1. рассмотреть основные признаки судебной власти;

    2. научиться распознавать основные отличительные признаки правосудия;

    3. научиться работать с нормативно – правовыми актами


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен:

Знать:

- Понятие и отличительные признаки судебной власти как вида государственной власти.

- Органы, осуществляющие судебную власть.

- Подзаконность и процессуальный порядок судебной деятельности.

- Отличительные признаки и понятие правосудия.

- Способы осуществления правосудия.

- Применение судом мер государственного принуждения.
Уметь:

- Определять понятие и признаки судебной власти;

- Определять органы, осуществляющие судебную власть;

- решать задачи с помощью НПА.
Владеть: юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
Задачи практического занятия:

- закрепление знания, полученные студентами на учебном занятии «Понятие и основные свойства правосудия»;

- воспитание уважения к праву;

- развитие осознания важности теоретических вопросов в практической деятельности, выработка у студентов практических навыков работы с юридической литературой;

- активизация взаимодействия между обучающимися, навыки групповой работы;

- обучение процедурам дискуссии: процессу представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне.

Материально – техническое оснащение рабочего места:

1.методические указания;

2. ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями на 2019 г )

Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практической работы

Норма времени: 2 часа

Контрольные вопросы при допуске к работе:

  1. Понятие и признаки судебной власти.

  2. Органы, осуществляющие судебную власть.

  3. Отличительные признаки и понятие правосудия.

4. Применение судом мер государственного принуждения.
Форма контроля знаний: фронтальный опрос
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1. Заполнить таблицу «Принципы правосудия»



Принципы правосудия

Характеристика

В каком НПА отражается

Принцип законности





Принцип, метод и режим строго, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. Законность – универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех госуд-ых органов.




15

Принцип осуществления правосудия только судом





Функциями осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный ПО не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Причём и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд.


Данный принцип закреплён в ст.118 Конституции РФ.

Принцип независимости судей





Судьи «в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны». Значение данного принципа состоит в то, что только независимый беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное обоснованное решение, приговор. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судей, присяжных, арбитражных заседателей они подлежат отводу.


В ст.1 Закона «О статусе судей в РФ»
Конституция 120

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом





Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Порядок судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное, административное) и является единым для всех дел данной категории.


Этот принцип закреплён в ст.19 Конституции РФ

Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту





Конституции РФ. А в соответствии со ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа заключается в признании правосудия наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения. Жалобы могу быть принесены и на решения судебных органов путём обращения в вышестоящий суд.


Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод предусмотрено ст.46, 47

Принцип презумпции невиновности





«Каждый обвиняемый в соответствии преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда». Обвинительный приговор не может быть основан на предположении.


ч.2 ст.49 Конституции РФ;

ч.3 ст.49 Конституции РФ.

Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту





Каждый имеет право на получение квалифицированной юрид. помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом.


Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст.48),

Принцип национального языка судопроизводства.





Судопроизводство может вестись на русском языке или на гос. языке республики, на территории которой находится суд.

Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избранном языке. Обеспечить участие переводчика. Все судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, переведенными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют.

Ведение процесса на гос.языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым условием обеспечения гласности судопроизводства.


Согласно Конституции РФ (ст.26), каждый гражданин РФ имеет право пользоваться родным языком.

Принцип свободы оценки доказательств





Этот принцип заключается в том, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Внутреннее убеждение-это свободное от мнения иных лиц устойчивое и нравственно обоснованное психическое отношение субъекта доказывания к качеству и количеству необходимых и достаточных элементов, составляющих содержание понятия доказательств, выступающие в качестве метода и результата оценки доказательств.

Факторы, влияющие на внутр.убеждение при оценке доказательств:

- нравственно-этические ценности

- уровень квалификации субъекта доказывания и его опыт работы по юр.специальности

- психологические характ-ки субъекта доказывания, его способность отстаивать свою точку зрения.




Принцип состязательности и равноправия сторон





Состязательность уголовного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, при чём функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая.

Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию её законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона. Суд исполняет роль независимого арбитра между спорящими сторонами.


Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч.3. ст.123 Конституции РФ

Принцип гласности судопроизводства.





Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел (кроме случаев, предусмотренных законом, когда судебное разбирательство проходит в закрытом заседании) доступ в зал свободен для всех граждан (за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями), представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в СМИ.

Количество лиц на процессе – вместимость зала.

Данный принцип – один из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, СМИ на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти. Гласность судебного разбирательства – важное условие вынесение справедливого и обоснованного решения по делу.

Закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

- разбирательства дела в суде может привести к разглашению охраняемой федеральным законом тайны;

- рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;

- рассматриваются уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц.


Этот принцип закреплен в ч.1 ст.123 Конституции РФ.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия.





Суды присяжных вводятся на территории всей РФ, по одному в каждом из субъектов федерации для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьёй. Перечень категорий дел определяется председателем арбитражного суда.

Этот принцип закреплен в ч.5 ст.32 Конституции РФ Закон «О судебной системе РФ» установил, что правосудие осуществляется арбитражными и присяжными заседателями (ст.1).

Конституция РФ (ст.2) провозгласила человека, его права.

Правосудие должно защищать человека, его права и свободы. В каком бы тяжком преступлении ни обвинялся гражданин, отношение, унижающее его достоинство, не допустимо.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях,а также по другим делам,в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц,может быть назначена закрытое судебное заседание.

Ст.21 Конст. РФ указывает, что гос-во охраняет достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умоления.

Ст.23 Конст. РФ гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени.

.181 УПК, не допускается производство следственного эксперимента, если создаётся опасность для здоровья участвующих в нем лиц.

Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства.




Принцип непосредственности означает, что суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании.

Устность судебного разбирательства заключается в том, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса.

Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождают суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон.

Прямо в Конституции РФ не зафиксирован .














Задание 2. Решите задачи

Задача №1.

Во время судебного разбирательства по делу Барабанова, обвиняемого в совершении хулиганства, подсудимый заявил ходатайство о рассмотрении его дела в закрытом судебном заседании, поскольку ему стыдно за совершенные им в состоянии алкогольного опьянения хулиганские действия.

Какое решение должно быть принято по заявленному ходатайству? В чем заключается гласность судебного разбирательства?
Задача №2.

Сидоркин и Малютенков, совершившие в соучастии преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 158 УК РФ, были привлечены в качестве обвиняемых. В отношении Сидоркина была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, Малютенков же был отпущен под подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Решение следователя о применении различных мер пресечения было основано на характеристике личности Сидоркина и Малютенкова. В отличие от Сидоркина, Малютенков раскаивался, хотя степень и роль каждого из них в совершении кражи была одинаковой. Адвокат Сидоркина подал жалобу, в которой указал на нарушение

принципа равенства всех перед законом и судом, подчеркивая, что все граждане равны перед законодательством и судом независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и субъективных характеристик личности.

Оцените доводы жалобы. В чем заключается принцип равенства всех перед законом и судом?
Задание 2. Анализ статьи

Форма контроля выполнения практического занятия: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических занятий.



Критерии оценки знаний по семинарскому занятию:

Оценка «отлично» выставляется, если подготовлены вопросы самостоятельной работы, обстоятельно изучены вопросы плана семинарского занятия, выполнены на должном уровне условия занятий в интерактивной форме.

Оценка «хорошо» выставляется, если не было достаточной стабильности по отдельным вопросам, отсутствие достаточной их обоснованности.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если вопросы раскрыты фрагментарно, пассивным было участие в занятиях интерактивной формы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не показаны необходимые знания по теме в целом.