Файл: Методические указания по выполнению практической работы 1 Раздел Раздел 2 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее Тема Понятие и основные свойства правосудия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические указания
по выполнению практической работы № 1
Раздел 2. Раздел 2 Судебная власть и система органов, осуществляющих ее
Тема 2.2. Понятие и основные свойства правосудия
Наименование работы: Семинарское занятие по вопросам тем:
-
Понятие и признаки судебной власти. -
Органы, осуществляющие судебную власть. -
Отличительные признаки и понятие правосудия.
4. Применение судом мер государственного принуждения.
Цель занятия: рассмотрение судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, подразумевающей возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Учебные задачи:
-
рассмотреть основные признаки судебной власти; -
научиться распознавать основные отличительные признаки правосудия; -
научиться работать с нормативно – правовыми актами
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:
Студент должен:
Знать:
- Понятие и отличительные признаки судебной власти как вида государственной власти.
- Органы, осуществляющие судебную власть.
- Подзаконность и процессуальный порядок судебной деятельности.
- Отличительные признаки и понятие правосудия.
- Способы осуществления правосудия.
- Применение судом мер государственного принуждения.
Уметь:
- Определять понятие и признаки судебной власти;
- Определять органы, осуществляющие судебную власть;
- решать задачи с помощью НПА.
Владеть: юридической и научной терминологией, навыками работы с правовыми актами и научной литературой, навыками анализа изучаемых государственно-правовых, а также иных социальных явлений и процессов, правовых документов, методом сравнительного и системного анализа
Задачи практического занятия:
- закрепление знания, полученные студентами на учебном занятии «Понятие и основные свойства правосудия»;
- воспитание уважения к праву;
- развитие осознания важности теоретических вопросов в практической деятельности, выработка у студентов практических навыков работы с юридической литературой;
- активизация взаимодействия между обучающимися, навыки групповой работы;
- обучение процедурам дискуссии: процессу представления точек зрения, аргументации, взаимодействию участников на межличностном уровне.
Материально – техническое оснащение рабочего места:
1.методические указания;
2. ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями на 2019 г )
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практической работы
Норма времени: 2 часа
Контрольные вопросы при допуске к работе:
-
Понятие и признаки судебной власти. -
Органы, осуществляющие судебную власть. -
Отличительные признаки и понятие правосудия.
4. Применение судом мер государственного принуждения.
Форма контроля знаний: фронтальный опрос
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1. Заполнить таблицу «Принципы правосудия»
Принципы правосудия | Характеристика | В каком НПА отражается |
Принцип законности | Принцип, метод и режим строго, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. Законность – универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех госуд-ых органов. | 15 |
Принцип осуществления правосудия только судом | Функциями осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный ПО не обладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного решения по делу. Причём и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. | Данный принцип закреплён в ст.118 Конституции РФ. |
Принцип независимости судей | Судьи «в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны». Значение данного принципа состоит в то, что только независимый беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитражное дело, вынести по нему законное обоснованное решение, приговор. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судей, присяжных, арбитражных заседателей они подлежат отводу. | В ст.1 Закона «О статусе судей в РФ» Конституция 120 |
Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом | Согласно данной конституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Порядок судопроизводства различается только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арбитражное, административное) и является единым для всех дел данной категории. | Этот принцип закреплён в ст.19 Конституции РФ |
Принцип обеспечения каждому права на судебную защиту | Конституции РФ. А в соответствии со ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Сущность данного принципа заключается в признании правосудия наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения. Жалобы могу быть принесены и на решения судебных органов путём обращения в вышестоящий суд. | Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав и свобод предусмотрено ст.46, 47 |
Принцип презумпции невиновности | «Каждый обвиняемый в соответствии преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда». Обвинительный приговор не может быть основан на предположении. | ч.2 ст.49 Конституции РФ; ч.3 ст.49 Конституции РФ. |
Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту | Каждый имеет право на получение квалифицированной юрид. помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. | Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст.48), |
Принцип национального языка судопроизводства. | Судопроизводство может вестись на русском языке или на гос. языке республики, на территории которой находится суд. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать в суде на родном или другом избранном языке. Обеспечить участие переводчика. Все судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, переведенными на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Ведение процесса на гос.языке республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело, является необходимым условием обеспечения гласности судопроизводства. | Согласно Конституции РФ (ст.26), каждый гражданин РФ имеет право пользоваться родным языком. |
Принцип свободы оценки доказательств | Этот принцип заключается в том, что судья, присяжные заседатели, а также прокурор, следователь, дознаватель оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Внутреннее убеждение-это свободное от мнения иных лиц устойчивое и нравственно обоснованное психическое отношение субъекта доказывания к качеству и количеству необходимых и достаточных элементов, составляющих содержание понятия доказательств, выступающие в качестве метода и результата оценки доказательств. Факторы, влияющие на внутр.убеждение при оценке доказательств: - нравственно-этические ценности - уровень квалификации субъекта доказывания и его опыт работы по юр.специальности - психологические характ-ки субъекта доказывания, его способность отстаивать свою точку зрения. | |
Принцип состязательности и равноправия сторон | Состязательность уголовного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, при чём функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты – другая. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию её законных прав, проследить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона. Суд исполняет роль независимого арбитра между спорящими сторонами. | Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч.3. ст.123 Конституции РФ |
Принцип гласности судопроизводства. | Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел (кроме случаев, предусмотренных законом, когда судебное разбирательство проходит в закрытом заседании) доступ в зал свободен для всех граждан (за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями), представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в СМИ. Количество лиц на процессе – вместимость зала. Данный принцип – один из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, СМИ на судебное разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти. Гласность судебного разбирательства – важное условие вынесение справедливого и обоснованного решения по делу. Закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда: - разбирательства дела в суде может привести к разглашению охраняемой федеральным законом тайны; - рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; - рассматриваются уголовные дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности; - этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц. | Этот принцип закреплен в ч.1 ст.123 Конституции РФ. |
Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. | Суды присяжных вводятся на территории всей РФ, по одному в каждом из субъектов федерации для рассмотрения уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или экономической деятельности. При рассмотрении дела арбитражные заседатели (в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитражным судьёй. Перечень категорий дел определяется председателем арбитражного суда. | Этот принцип закреплен в ч.5 ст.32 Конституции РФ Закон «О судебной системе РФ» установил, что правосудие осуществляется арбитражными и присяжными заседателями (ст.1). |
Конституция РФ (ст.2) провозгласила человека, его права. | Правосудие должно защищать человека, его права и свободы. В каком бы тяжком преступлении ни обвинялся гражданин, отношение, унижающее его достоинство, не допустимо. Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству по делам о половых преступлениях,а также по другим делам,в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц,может быть назначена закрытое судебное заседание. | Ст.21 Конст. РФ указывает, что гос-во охраняет достоинство личности, ничто не может быть основанием для его умоления. Ст.23 Конст. РФ гарантирует гражданам неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своего доброго имени. .181 УПК, не допускается производство следственного эксперимента, если создаётся опасность для здоровья участвующих в нем лиц. |
Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. | Принцип непосредственности означает, что суд все свои выводы, содержащиеся в решении или приговоре, обязан делать только на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Устность судебного разбирательства заключается в том, что все доказательства должны быть восприняты судом устно и должны устно обсуждаться участниками процесса. Просьба подсудимого приобщить его письменные показания к делу не освобождают суд от обязанности допросить его. Все содержащиеся в деле документы оглашаются председательствующим вслух. В устной форме осуществляются и прения сторон. | Прямо в Конституции РФ не зафиксирован . |
| | |
Задание 2. Решите задачи
Задача №1.
Во время судебного разбирательства по делу Барабанова, обвиняемого в совершении хулиганства, подсудимый заявил ходатайство о рассмотрении его дела в закрытом судебном заседании, поскольку ему стыдно за совершенные им в состоянии алкогольного опьянения хулиганские действия.
Какое решение должно быть принято по заявленному ходатайству? В чем заключается гласность судебного разбирательства?
Задача №2.
Сидоркин и Малютенков, совершившие в соучастии преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 158 УК РФ, были привлечены в качестве обвиняемых. В отношении Сидоркина была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, Малютенков же был отпущен под подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Решение следователя о применении различных мер пресечения было основано на характеристике личности Сидоркина и Малютенкова. В отличие от Сидоркина, Малютенков раскаивался, хотя степень и роль каждого из них в совершении кражи была одинаковой. Адвокат Сидоркина подал жалобу, в которой указал на нарушение
принципа равенства всех перед законом и судом, подчеркивая, что все граждане равны перед законодательством и судом независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и субъективных характеристик личности.
Оцените доводы жалобы. В чем заключается принцип равенства всех перед законом и судом?
Задание 2. Анализ статьи
Форма контроля выполнения практического занятия: Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради для выполнения практических занятий.
Критерии оценки знаний по семинарскому занятию: |
Оценка «отлично» выставляется, если подготовлены вопросы самостоятельной работы, обстоятельно изучены вопросы плана семинарского занятия, выполнены на должном уровне условия занятий в интерактивной форме. |
Оценка «хорошо» выставляется, если не было достаточной стабильности по отдельным вопросам, отсутствие достаточной их обоснованности. |
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если вопросы раскрыты фрагментарно, пассивным было участие в занятиях интерактивной формы. |
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не показаны необходимые знания по теме в целом. |