Файл: Основными задачами бухгалтерского учета являются.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В любом обществе существует необходимость совершенствования управления экономикой государства. Без систематического, точного учета невозможным становится управление, так как учет является важнейшей функцией экономики.

К функциям управления относятся: планирование; бухгалтерский учет; анализ хозяйственной деятельности; принятие решений; контроль над исполнением принятых решений.

Бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ранее определение бухгалтерского учета звучало как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам и кредиторам, налоговым и статистическим органам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Предметом бухгалтерского учета является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность, выраженная в денежном измерении экономического субъекта.

Методом бухгалтерского учета является совокупность приемов и способов отражения объектов бухгалтерского учета, которые позволяют осуществлять контрольные функции и управление хозяйственной деятельностью организации.


К элементам метода бухгалтерского учета относятся:

– документация и инвентаризация как способ первичного наблюдения. Все факты хозяйственной жизни должны оформляться документами.

Документ — это письменное свидетельство, подтверждающее факт совершения хозяйственной операции.

Инвентаризация — это сверка фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета.

– оценка и калькуляция как стоимостное измерение. Каждый объект учета должен иметь оценку — способ его денежного измерения. Например, основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной, остаточной стоимости; готовая продукция оценивается по стоимости фактических затрат, которую необходимо скалькулировать.

– счета и двойная запись как способ группировки и отражения информации по счетам. Счета в государственном учете делятся на активные, отражающие имущество учреждений, и пассивные, отражающие обязательства и финансовый результат. В активных счетах Дебет означает увеличение, Кредит — уменьшение. В пассивных счетах Дебет означает уменьшение, Кредит — увеличение. Активно-пассивных счетов в государственном бухгалтерском учете не бывает;

– баланс и отчетность как способ экономической группировки и периодического обобщения информации по составу и размещению, а также по источникам его формирования в денежной оценке на определенную дату.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. К этим особенностям относятся:

– организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

– контроль за целевым использованием выделенных средств;

– отражение отраслевых особенностей учета в учреждениях бюджетной сферы;

– строгая государственная учетная политика;

– тесное переплетение классификатора доходов и расходов с новым планом счетов;

– применение единой формы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях (журналы операций).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ Минфина России № 157н) устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях.



Субъектами бухгалтерского учета в учреждениях являются:

– органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– органы управления государственными внебюджетными фондами;

– государственные академии наук;

– государственные (муниципальные) учреждения;

– финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

– органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

– органы Федерального казначейства;

– главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств. К объектам бюджетного учета относятся:

– нефинансовые активы;

– финансовые активы;

– обязательства;

– операции, изменяющие активы и обязательства;

– финансовый результат.

Единый план счетов состоит из 5 разделов:

Раздел 1. Нефинансовые активы;

Раздел 2. Финансовые активы;

Раздел 3. Обязательства;

Раздел 4. Финансовый результат;

Раздел 5. Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта.

Также в Едином плане счетов приводятся забалансовые счета. На основе Единого плана счетов для ведения бухгалтерского учета применяются:

– казенными учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание — план счетов бюджетного учета и инструкция по применению плана счетов бюджетного учета;

– бюджетными учреждениями и автономными учреждениями — план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.

На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению, учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета (Рабочий план счетов).

Рабочий план счетов имеет структуру и кодировку счетов. Нумерация счетов построена с использованием бюджетной классификации. Поэтому в инструкции предусмотрены 26-разрядные счета бюджетного учета. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

в разрядах 1–17 — аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий; в разряде 18 — код вида финансового обеспечения (деятельности):

1 — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);


2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений;

7 — средства по обязательному медицинскому страхованию:

– для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса;

– в части операций с собственными средствами учреждения (организации), средствами во временном распоряжении и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываемых на лицевом счете учреждения (организации).

8 — средства некоммерческих организаций на лицевых счетах – в части операций с субсидиями на иные цели и бюджетными инвестициями, учитываемых на отдельном лицевом счете;

9 — средства некоммерческих организаций на отдельных лицевых счетах.

разряд 19–21 — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

разряд 22–23 — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета:

Разряд 22 — аналитический код группы объектов учета;

разряд 23 — аналитический код вида объектов учета;

разрядах 24–26 — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (КОСГУ).

Разряды 18–26 номера счета Плана счетов (Рабочего плана счетов) образуют код счета бухгалтерского учета. В разрядах 1–17 номера счета Рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

– учреждениями — с 4 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;

– финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — с 1 по 17 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета.

В 24–26 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражаются:

– казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);


– автономными учреждениями — аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. По счетам финансового результата экономического субъекта, затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, внутриведомственных расчетов в разрядах 24–26 номера счета Рабочего плана счетов отражаются коды КОСГУ;

– финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, — с 18 по 20 разряд кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция по исполнению бюджета.

В табл. 1.12 показана структура счета бухгалтерского учета в бюджетном учреждении.

Таблица 1.12

Структура счета бухгалтерского учета согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации

В Приказе Минфина России № 157н предлагается несколько иная структура счета (табл. 1.13).

В бюджетном процессе участвуют много субъектов, и контролирующие органы требуют указания главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС). В таком случае казенные и бюджетные учреждения на практике применяют уже не 26 разрядов, а 29.

Корреспонденция по начислению заработной платы будет выглядеть: – начислена заработная плата персоналу Дт (074) 0706 02101 90059 111 4 401 20 211 Кт (074) 0706 02101 90059 111 4 302 11 730.

Таблица 1.13

Структура счета бухгалтерского учета
Как отмечалось ранее рабочими кодами являются 9 разрядов (с 18 по 26), и корреспонденция будет отражаться:

– для казенных учреждений

Дт 1 401 20 211 Кт 1 302 11 730;

– для бюджетных учреждений

Дт 4 401 20 211 Кт 4 302 11 730

и для бюджетных учреждений по деятельности, приносящей доход

Дт 2 401 20 211 Кт 2 302 11 730;

– для автономных учреждений разрешено вместо КОСГУ ставить нули, тогда корреспонденция будет отражаться:

Дт 4 401 20 000 Кт 4 302 11 000

и для автономных учреждений по деятельности приносящей доход

Дт 1 401 20 000 Кт 1 302 11 000.

Таблица 1.14 Особенности учета в учреждениях разных правовых форм

Имущество казенных, бюджетных, автономных учреждений образуется из переданных в соответствии с актом приема-передачи или по иным основаниям имуществом, находящимся в собственности государства, а также денежных и материальных средств, приобретенных в ходе его хозяйственной деятельности.

Имущество используется в соответствии с целями и функциями, определенными Положением, и в пределах, установленных законодательством РФ.