Файл: Контрольная работа по дисциплине Технологии самоорганизации и саморазвития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Технологии самоорганизации и саморазвития»


Выполнила: студентка

группы ВП 113С ПР

Плесовских Елена

Владимировна

Проверила:

__________________

(оценка)

___________________

Горфинкель В.А.

«___»_________20__г.
Екатеринбург

2023
Задание 1.

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.

Науче́ние — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного  опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения.  В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

В зарубежной психологии понятие "научение" употребляется как эквивалент "учения". Если "обучение" и "учение" обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин "научение" описывает и сам процесс, и его результат.

   Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы


Таким образом, психологические понятия "научение", "обучение", "учение" охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является "научение".

Учебная деятельность – деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования, характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки. Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное).

Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответствующей деятельности.

Научение, изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта - знаний, навыков, умений - определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об учебной деятельности как о процессе).

Можно сделать вывод, что учебная деятельность это процесс усвоения новых знаний умений навыков, опыта, соответственно научение – это результат учебной деятельности.

Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным


1. Научение по механизму импринтинга. Представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. В его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок».

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении.

Научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Саморазвитие - человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института - образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Недаром «воспитание» и «саморазвитие» имеют один корень - выявление сути человека и создание его образа как человека через «питание» его духа. Идея саморазвития личности – объект пристального внимания таких наук как философия, педагогика, психология, социология и других наук «человеческого профиля». Интересным является рассмотрение термина «саморазвития» в контексте каждой из данных наук.

В психологической литературе понимание сущности саморазвития представлено разными авторами.

Согласно концепции Франкла, человеку присуща так называемая «третья сила» – движущая сила поведения и деятельности. Эта третья сила – стремление (воля) к смыслу своего существования: «Поиск человеком смысла является первичной движущей силой в его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных побуждений.


Концепция Франкла может быть интерпретирована как саморазвитие человека, как стремление к смыслу собственного существования. И решающее значение имеет ответственность самого человека в выборе возможностей самореализации.

Австрийский психиатр Альфред Адлер утверждал человека, как единую личность, которая не может быть разъята на элементы (сознание, бессознательное, мышление, таинственное, психическое, действие и т.д.). Для Адлера структура личности – это объединяющееся в своем взаимообусловленном взаимодействии жизненное целое – «стиль жизни». Понимание жизни человека как движение к жизненной цели – одна из основных посылок в изучении человека Адлером.

По Адлеру, сущность саморазвития есть стремление к превосходству, стремление к власти. Способом реализации в данном случае является цель как движение жизни в осуществлении социального интереса человека. Стремление к превосходству может нарушить гармонию отношений с другими «Я».

Таким образом, на основе данных высказываний можно сказать, что сущность процесса саморазвития есть выращивание в себе функциональных органов, представляющих собой духовный организм Человека. Самосозидание есть выращивание духовного организма, т.е. пробуждение человеческого в человеке.

Система современного образования направлена создание условий, оптимальных для самораскрытия человека, стремления к личностному и профессиональному совершенствованию. Процесс  профессионального обучения и становления современного конкурентоспособного студента вуза возможен при условии самоорганизации учебной деятельности.

Самоорганизация – термин, впервые был использован в научной публикации Уильяма Эшби (W. Ashby) в 1947 году. В 50-60-е годы И.Р. Пригожин использовал этот термин для описания процессов термодинамического равновесия. Обобщая, находим определение: самоорганизация – это «процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы» [2; 10].

В 60-е годы XX века новый термин стали использовать в синергетике (науке, занимающейся исследованием процессов, приводящих к образованию систем с наиболее упорядоченными структурами), а так же в естественнонаучных дисциплинах. [10].

С 70-х годов понятие самоорганизации было введено в педагогику. И под самоорганизацией понималась «
деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя» (К.К.Платонов); «организация человеком собственного труда, своего времени в процессе труда и отдыха» (Н.В.Кузьмина).

В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, В.М. Шепель и др.).

Рассматривая понятие «профессиональная конкурентоспособность студента», в исследовании С.Н. Ярошенко, самоорганизацию в контексте профессиональной подготовки, можно выделить как необходимую способность личности для мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств [11, С. 72].

Рассмотрим, как исследователи определяют самоорганизацию.
Понятие самоорганизации в психолого-педагогических исследованиях


Автор

Понятие

Копеина Н.С.

Самоорганизация – осознанная совокупность мотивационно-личностных свойств, согласующихся с индивидуальными (природными) особенностями субъекта, оптимально воплощаемыми в приемах и результатах деятельности [7]

Воробьева М. А.

Самоорганизация — это показатель личной зрелости человека, совокупность природных и социально приобретенных свойств личности, воплощенных в осознаваемые особенностях воли, интеллекта, в мотивах поведения и реализуемых в организации деятельности человека. [2, С. 185]

Кирилова А.В

Самоорганизация упорядоченная и динамическая структура личности, характеризующаяся интегративной совокупностью функциональных и личностных компонентов и проявляющуюся в осознанном построении деятельности по развитию «компетентности к обновлению компетенций                     [4, С. 32]

Логинова О.Н.

Самоорганизация рассматривается как система способов и умений мобилизации возможностей личности для достижения личностно или общественно значимой цели, которые позволяют учащемуся быть субъектом собственной учебной деятельности.

Сущность самоорганизации, как системы, раскрывается также через ее структурные компоненты: целеполагание, моделирование, планирование, рефлексию и волевую регуляцию [8, С. 36]

Ведмедев М.М.

Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга [1]

Михневич С.Н.

Под умениями самоорганизации понимается комплекс личностных действий (планирование, организация, контроль, оценка), основанных на учебных знаниях, специфике организационной деятельности и проявляющихся через саморегуляцию, позволяющих эффективно осуществлять социокультурное проектирование [9]