Файл: 1. Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция. Экономическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция.
Экономическая теория – это фундаментальная общественная наука о законах развития экономики и, прежде всего, системы экономических отношений. Экономическая теория тесно взаимодействует с другими общественными науками, что обусловливается сложностью и противоречиями развития личности и общества
Предметом экономической теории является часть отмеченных существенных связей и отношений, которая заключается в сложной и противоречивой системе экономических отношений, возникающих между хозяйственными субъектами всех уровней, стремящимися к наиболее рациональному использованию своих ограниченных ресурсов. Поскольку предмет экономической теории связан с деятельностью людей, то экономическая теория является общественной наукой.
Основные направления:
-
Меркантилизм -
Классическая политическая экономия (физиократы; рыночная школа) -
Марксистская политическая экономия -
Экономикс (неоклассики; кейнианцы)
2. Методы познания экономической науки. Научная абстракция.
Методы познания эконом. науки:
1. Научная абстракция
2. Анализ
3. Синтез
4. Дедукция
5. Индукция
6. Исторический метод
7. Логический метод
8. Экономический эксперимент
9. Экономико – математическое моделирование
Научная абстракция - выделение главного в объекте исследования и отвлечение (абстрагирование) от несущественного, случайного, временного, непостоянного
3.Потребности, ресурсы, выбор. Экономические интересы и потребности. Закон повышения потребностей.
Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Экономические потребности
– внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Виды потребностей :
1) физиологические (в еде, питье, сне и т.д.);
2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);
3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);
4) самоуважения (достижения цели, признания, одобрения);
5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Выбор в экономике
-
Экономический выбор – это «выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.
Если говорить просто, то выбор в экономике – это поиск наиболее эффективного пути, при котором при ограниченности ресурсов можно достичь максимального удовлетворения экономических потребностей.
Экономические ресурсы – это природные, людские и произведенные человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства.
Все экономические ресурсы подразделяются на материальные – земля и капитал, и людские – труд и предпринимательская способность как особый человеческий ресурс.
Экономические потребности - это отношения людей к экономическим условиям их жизнедеятельности, характеризующиеся ощущением недостатка определенных благ и услуг, желанием владеть ими, чтобы преодолеть это ощущение. Таким образом, потребности имеют объективно-субъективный характер. Разнообразные потребности можно определенным образом классифицировать, прежде всего по субъектам и объектам.
По субъектам потребности подразделяются на:
а) индивидуальные, коллективные и общественные. К индивидуальным потребностям можно отнести потребности в еде, одежде, жилье, которые у каждого человека имеют свои качественные и количественные особенности, удовлетворяются специфическим набором товаров и услуг. Примером коллективных потребностей могут быть потребности определенного трудового коллектива в квалифицированном руководстве, благоприятном психологическом климате, соответствующих условиях труда. Общественные -- это потребности в снижении уровня инфляции и безработицы, в обеспечении конвертируемости национальной валюты, экономическом подъеме и др.
б) потребности домохозяйств, предприятий и государства как особых субъектов экономики. Как собственники экономических ресурсов домохозяйства имеют потребность в том, чтобы наиболее выгодно ими распорядиться (продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно), как потребители они имеют определенные потребности в материальных и нематериальных благах и услугах. Предприниматели имеют потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции, снижении издержек производства, увеличении прибылей. К потребностям государства можно отнести потребности в увеличении поступлений в государственный бюджет, в неприкосновенности государственных границ, сохранении государства как единого целого и др.
Закон Повышения Потребностей - экономический закон, определяющий причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и обогащения потребностей общества. С развитием производительных сил общества происходит исчезновение одних и возникновение других, более широких и качественных потребностей. Всеобщий экономический закон возрастания потребностей отражает внутренне необходимые, существенные и постоянные взаимосвязи между производством и потреблением, потребностями и существующими возможностями их удовлетворения. Согласно этому закону непрерывное развитие потребностей является движущей силой экономического и духовного прогресса человечества, что, в свою очередь, стимулирует возникновение все новых и новых потребностей.
Экономический интерес — термин, категория, используемая в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение.
4.Товар и его свойства.
Товар — это экономическое благо, которое удовлетворяет какую-либо потребность человека и используется для обмена, купли-продажи на рынке. Товары могут носить как материальный, так и не материальный характер.
Товаром называют те блага, которые изначально производились с расчетом дальнейшей продажи либо по завершению создания стали объектом купли-продажи или обмена. Продукт, который был произведен для собственного потребления, не может называться товаром!!Услуги также попадают под описание товара, несмотря на то, что они нематериальны и их нельзя накопить. Услуги, которые приносят пользу клиенту, могут стать товаром. Получение услуги, как правило, связано с обменом навыками и знаниями между людьми и завершается оплатой заказчиком выполненной работы.
Первое свойство товара – полезность, или потребительная стоимость, т.е. способность товара удовлетворять какую-либо потребность человека (независимо от того, пользу (хлеб, пальто, машины) или вред (наркотики, табак) оно приносит людям.). Поскольку товар удовлетворяет потребности не самого производителя, а другого лица, то он имеет не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, т.е. является потребительной стоимостью для других
Вторым свойством товара является стоимость, или затраты ресурсов на производство и реализацию продукции. Различают два вида стоимости: индивидуальную и отраслевую. Индивидуальная – это затраты отдельного производителя, а отраслевая – средние затраты всех предприятий, производящих одинаковую продукцию.
Третьим свойством товара является меновая стоимость, или цена. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться на другие товары или на деньги в определенных количественных пропорциях. Объективной основой соизмеримости товаров является меновая стоимость, являющаяся выражением общественного труда.
«Стоимость» и «меновая стоимость» — разные экономические категории. Они соотносятся как внутреннее (стоимость) и внешнее (меновая стоимость) свойство товаров. Другими словами, меновая стоимость есть форма выражения стоимости.
5. Функции денег.
1 Мера стоимости. Деньги позволяют оценивать стоимость товаров путем установления цен.
2 Средство обращения. Деньги играют роль посредника в процессе обмена.
3 Средство платежа. Деньги используются в качестве долгового обязательства.
4 Средство накопления и сбережения (сохранения ценности). Способность денег участвовать в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
5 Функция мировых денег. Проявляется во взаимоотношениях между экономическими субъектами: государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.
6.Экономическое содержание категории собственность.
В экономическом смысле собственность – это отношения между людьми, фактически сложившиеся по вопросу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. Собственность - это система экономических отношений по поводу того, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.
Экономическое содержание собственности раскрывается через её функциональные характеристики: владение, управление и контроль. Причем главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.
7.Теория прав собственности
Теория прав собственности (— это одна из наиболее известных теорий неоинституционализма в экономической теории.
У истоков этой теории стояли известные американские экономисты – Рональд Коуз и Армен Алчиан. В последующем развитии и использовании данной теории принимали участие такие экономисты неоинституциональной теории как Г. Демсец, Й. Барцель, Д. Норт, Р. Познер и др.
Особенностью подхода авторов данной теории в трактовке собственности, а также ее использование в качестве общетеоретической и методологической основы анализа в экономике является то, что в своих исследованиях они используют не привычное для всех нас понятие «собственность», а термин «право собственности». Т.е. ресурс сам по себе не является собственностью, а, напротив, «набор или доля прав на использование ресурса» — то, что составляет собственность.
Полный набор прав, названный в честь английского юриста А. Оноре, который предложил его в 1961 г. «перечнем Оноре», состоит из 11 пунктов:
1. Право владения, т.е. право абсолютного физического контроля над определенными благами;
2. Право использования, т.е. право применения имеющихся полезных свойств благ для себя;
3. Право управления, т.е. право всегда решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4. Право на доход, т.е. право обладать полученными результатами от использования благ;
5. Право суверена, т.е. право потребление, изменение, отчуждение или уничтожение блага;
6. Право на безопасность, т.е право на защиту от экспроприации благ, а также от вреда со стороны внешней среды;
7. Право на передачу благ в наследство;
8. Право на бессрочность обладания благом;
9. Запрет вредного использования, т.е. запрет использования блага таким способом, который наносит вред имуществу других экономических агентов;
10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. существование возможности на взыскание блага в счет уплаты долга;
11. Право на остаточный характер