Файл: На основании лекций заполнить таблицу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. На основании лекций заполнить таблицу:

Автор

Период творчества

Основные темы и мотивы

Произведения

И. Бунин

1890-1950гг

природа, любовь и смерть.

«Гос­подин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грам­матика любви», «Легкое дыха­ние»; повести «Суходол», «Деревня»

М. Горький

1892—1936гг

В творчестве Горького очень ярко проступают черты романтизма, – автор разграничивает добро и зло, положительного героя и отрицательного, и эти герои чаще всего перенесены в условия фантастического мира.

"Макар Чудра", "Челкаш", "Старуха Изергиль" и пьеса "На дне", «Мещане», «Детство».

А. Блок

1897-1921гг

Темы любви (стихи о Прекрасной Даме), Родины (цикл "Родина"), стихий природы (цикл "Пузыри земли"), страшного мира  (цикл "Страшный мир"), грядущего возмездия (циклы "Возмездие", "Ямбы").

«Стихи о Прекрасной Даме», «Город», «Страшный мир», «Соловьиный сад», «Двена­дцать», «Вхожу я в темные храмы…»



  1. Анализ рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

- Познакомьтесь с историей создания рассказа. Подумайте, почему И.А. Бунин заменяет название «Смерть на Капри» на последнее? Как смещаются акценты в понимании произведения?

Сначала Бунин хотел назвать свой рассказ «Смерть на Капри» по аналогии с вдохновившим его названием «Смерть в Венеции» (книгу эту писатель прочел позже и оценивал как «неприятную»). Но уже после написания первой строчки это заглавие он зачеркнул и назвал произведение по «имени» героя.

С первой страницы понятно отношение писателя к Господину, он для него безликий, бесцветный и бездушный, поэтому не получил даже имени. Он — господин, верхушка общественной иерархии. Но вся эта власть быстротечна и зыбка, напоминает автор. Бесполезный для социума герой, не сделавший ни одного доброго дела за 58 лет и думающий только о себе, остается после смерти лишь неизвестным господином, о котором знают только то, что он богатый американец.


- Как создан образ героя? Найдите упоминание об истории его жизни, портретные характеристики.

Писатель специально не указывает имя главного героя, так как его персонаж является вымышленным лицом. Но все-таки о нем можно многое узнать из всего повествования:

пожилой американец;

ему 58 лет;

богатый;

у него есть жена;

есть у героя и взрослая дочь.

Дает Бунин дает описание его внешнего вида: «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, расчищенный до глянца и в меру оживленный». Но писатель потом переходит и на более подробное описание героя: « Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова».

- Как представлена семья господина? Можно ли назвать счастливыми дочь и жену?

Жена главного героя не отличалась впечатлительностью, но имела страсть к путешествиям, как и все американки её возраста. У дочери были сильные проблемы со здоровьем, и потому она так и не вышла замуж. В поездке она планировала не только улучшить здоровье, но и подыскать спутника жизни.

- Выделите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» этапы развития сюжета, составьте его план.

  • Путешествие на остров Капри.

  • Атлантида” отправляется в путь.

  • Размеренная жизнь на корабле.

  • Прибытие в Неаполь.

  • Дожди.

  • Посещение острова Капри.

  • Смерть господина из Сан-Франциско.

  • Возвращение семьи на пароход.

- Почему  писатель  прибегает  к  такому  детальному  описанию  плана  путешествия?  Каковы  причины,  побудившие  господина собраться в путешествие? Соответствуют ли ожидания господина реальности?

- сформулируйте 3 наиболее важные, с вашей точки зрения, проблемы, поднятые писателем в рассказе. Сделайте вывод о проблематике произведения и её актуальности.

Смысл рассказа перекликается с евангельской притчей о безрассудном хозяине, который приобрёл большие богатства, а душу свою потерял. Картины того, что окружает господина из Сан-Франциско при жизни, призваны продемонстрировать, насколько порочна, грешна и бессмысленна жизнь городского человека, по мнению Бунина. Описание жизни своего героя Бунин производит отстранённо, холодно, господин представлен в сугубо негативном свете. Даже имя господина остаётся неизвестным: Бунин подчёркивает, что ни в одном из городов, где гостил герой, его имя не запомнили

.

Резко противопоставляется этому описание природы острова Капри и быта простых, небогатых людей – местных жителей: они обрисованы живыми красками, полными символов, сравнений, ярких эпитетов; видно, что этот мир близок самому писателю. Впрочем, весь человеческий мир, окружающий господина из Сан-Франциско, тоже оценивается автором негативно, что выражается в описании и корабля, и мест, в которых останавливался герой. Это вечный праздник жизни, в котором вообще не предусмотрено место для смерти. Поэтому от обнаруженного мёртвого тела хозяин гостиницы спешит избавиться, ради чего даже резко меняет свой тон от угодливого на резкий. То же самое делают и владельцы «Атлантиды», запрятавшие ящик с телом героя подальше от глаз людских.

В этом мире столько всего, что от этого изобилия становится тошно. Богатые люди, пассажиры «Атлантиды», предстают существами не только праздными, но и абсолютно беспомощными, как дети: их кормят, развлекают и всячески о них заботятся, а они наивно верят, что такое подобострастное отношение к ним совершенно искренне. Но автор как бы намекает, что неким «родоначальником» — точнее, заказчиком – этого мира является сам господин из Сан-Франциско.

Место, из которого он прибыл, почти напрямую именуется царством мёртвых: в финале сообщается, что господин возвращался «домой, в могилу». Судьба его мёртвого тела перед окончательной отправкой на родину напоминает посмертные мытарства грешной души. А сама «Атлантида» становится мифологической моделью мира, состоящего из трёх ярусов: на верхнем восседает капитан – божество этого мира, «языческий идол»; на среднем ярусе находится «мир земной», а на нижнем кипят котлы и гудят другие адские машины. И на этом же ярусе покоится гроб с телом господина из Сан-Франциско.

4. Заполните таблицу:

Характеристики

Символизм

Акмеизм

Футуризм

Возникновение, манифест

 Символизм возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, а также в ГерманииБельгии и России

 Термин «акмеизм» был предложен в 1912 году Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

 В 1909 году итальянский литератор Филиппо Маринетти в Парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир.

Представители

   Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр БлокФёдор СологубАндрей БелыйКонстантин БальмонтВячеслав ИвановЗинаида ГиппиусДмитрий МережковскийМаксимилиан ВолошинАлексей РемизовМихаил КузминАлександр Кондратьев 

 Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут

 Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Владимир Маяковский

Отличительные черты

 Символисты выступали за автономность поэзии

 Акмеисты рассматривали современность в свете прежнего культурного опыта, как бы помещая настоящее в прошлом;

 футуристы, пытались переместить настоящее в будущее.