ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27 15. Предоставление права первоочередного выкупа арендуемых объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств.
3.3. Профилактика банкротства в управлении
предприятием
Для успешной реализации профилактических мер на предприятии необходимо соблюдение следующих условий:
1. формирование у руководящего звена определенного уровня знаний и практических навыков финансового менеджмента;
2. разработка эффективных стратегических и бизнес-планов развития предприятий, объединенных в комплексную программу экономического развития региона;
3. создание регионального центра обучения, экспертизы и консультирования;
4. оснащение ведущих предприятий региона передовыми программными продуктами.
Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.
Все профилактические меры по степени их важности и в зависимости от требуемой поспешности их проведения можно объединить в три группы: косметические,
экстренные и чрезвычайные. Среди таких мер могут быть следующие:

инновационное реформирование, т.е. повышение восприимчивости деятельности предприятия к использованию инноваций и привлечение инвестиций под прибыльные проекты;

умелое проведение стратегического и финансового менеджмента, включающего, во-первых, управление финансовыми потоками, оптимизацию расчетов с поставщиками, переход к предоплате расчетов с покупателями, а во- вторых, эмиссию ценных бумаг, уменьшение или полный отказ выплат доходов участникам;

факторинг — уступка банку или факторинговой компании права на истребование дебиторской задолженности; договор-цессия, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита;

лизинг;

сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта или передача их в муниципальную собственность;

прекращение убыточных видов деятельности;

создание эффективной системы управления предприятием;

внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих
технологий, использование вторичного сырья;

непрерывное обучение руководящего состава предприятия;

реструктуризация предприятия — это его структурная перестройка, заключающаяся в выделении бизнеса на основе разделения, присоединения и


28 ликвидации структурных подразделений предприятия, а также смены собственников; различают добровольную и принудительную реструктуризацию;

консолидация как период постреструктуризации — объединение разобщенных самостоятельных и полусамостоятельных структур в холдинг, который сможет аккумулировать товарные и финансовые потоки, упорядочить ценообразование, повысить имидж осуществляемой деятельности; разумное объединение добывающих и перерабатывающих; формирование комплексной информационной системы;

повышение конкурентоспособности продукции;

разработка методик по диагностированию деятельности предприятия;

управление запасами при минимуме оборотных средств;

распространение передового опыта;

развитие форм экономического сотрудничества в деловом мире, создание технополисов;

сокращение производственного цикла и цикла обращения;

электронизация ведения бизнеса, обеспечивающая возможность напрямую общаться со своими экономическими партнерами независимо от их местонахождения, оптимизировать политику в области цен, управлять запасами и затратами, проводить активный маркетинг, оперативно перестраивать стратегию развития.
3.4. Негативные последствия банкротства
Безработица
Как известно, следствием любого структурного преобразования предприятия является высвобождение работников. Для смягчения социальных последствий банкротства предприятий разрабатываются федеральные, региональные отраслевые и, муниципальные государственные программы занятости, которые предусматривают разнообразные меры.

Сохранение экономически целесообразных рабочих мест на предприятиях, испытывающих временные трудности из-за разрыва хозяйственных связей.

Обеспечение условий для желающих работать в свободное от основной работы время — для совместительства и совмещения обязанностей или вторичной занятости.

Субсидирование занятости, осуществляемое в двух формах — прямые
субсидии, выплачиваемые непосредственно предприятиям, и косвенные, т.е. в виде льготирования налогообложения или освобождения от налогов.

Создание новых рабочих мест, которые включают выделение льготных кредитов, льготное налогообложение, упрощение процедуры регистрации малых предприятий и индивидуальной деятельности, использование режимов неполного рабочего дня.

Переобучение безработных.

Организация общественных работ: сезонных сельскохозяйственных, на стройке, по благоустройству города и т.п.

Организация ярмарок вакансий.

Создание многофункциональных бирж труда.

Расширение охвата профессиональной работой всех социально- профессиональных и демографических групп работников, высвобождаемых из


29 производства.
Неподготовленность работников к проведению процедур банкротства
Очень важно вести разъяснительную работу в трудовых коллективах несостоятельных предприятий о возможностях и последствиях процедур банкротства. Информированность людей делает их участие в проведении реорганизационных процедур более осознанным и эффективным. ФСФО России оказывает методическую помощь в проведении просветительской работы с персоналом неплатежеспособных предприятий, консультирует профсоюзные и общественные организации в данной области. При отделе социальной защиты создана группа социального мониторинга, наблюдающая социальное состояние предприятий-банкротов и разрабатывающая предложения по его улучшению.
Хроническая задолженность по заработной плате
В условиях финансовой нестабильности, инфляции и кризиса платежей несоблюдение сроков выплаты заработной платы стало нормой, а социальные последствия такого положения наиболее остры. Государство принимает меры по охране заработной платы.
Принят специальный закон. Повышена ответственность руководителей (вплоть до уголовной), допускающих подобные нарушения.
Недееспособность социальной сферы
Объекты социально-культурной сферы в наибольшей степени отягощают финансовое состояние предприятий. Поэтому те предпочитают передать их в муниципальную собственность. Как известно, если такое имущество все же имеется на балансе предприятия-банкрота, то оно не включается в конкурсную массу. Однако в чьи руки попадают эти объекты после ликвидации предприятия? Происходит сворачивание деятельности социально-культурной сферы. Все меньше становится детских садов, лагерей, профилакториев и т.д., так как после продажи они меняют свой профиль, превращаясь в офисы и торговые фирмы.
Анализ действующего законодательства в части банкротства показывает, что социальный аспект присутствует в нем пока слабо. В настоящее время ведется работа по совершенствованию законодательства с учетом опыта развитых стран. Например, полезной для снижения социальной напряженности могла бы стать практика предоставления так называемых отпусков по банкротству, или введение страхования фонда оплаты труда предприятий на добровольной основе, или создание специализированного государственного фонда социальной поддержки, осуществляющего компенсационные выплаты работникам за задержку расчетов по заработной плате ввиду проведения процедур банкротства.
Все перечисленные меры носят защитный характер от влияния свершившегося негативного обстоятельства. Наиболее действенны профилактические меры. Работник, обладающей конкурентоспособной рабочей силой, не нуждается в защите. Он сможет найти работу независимо от судьбы предприятия. Поэтому максимальной социальной гарантией из всех рассмотренных мер обладает обучение персонала.
Выводы по теме
Явление финансовой несостоятельности предприятий присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией отношений. Институт несостоятельности (банкротства)


30 был включен в российское право в 1992 г.
Среди должников принято различать обычных и несостоятельных. Для первых характерна практическая (временная) неплатежеспособность. В Федеральном законе РФ
«О несостоятельности (банкротстве)» под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»
(гл.1, ст.2).
К профилактическим мерам по предупреждению банкротства относятся антикризисные процедуры по улучшению правовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятий, стимулирующих их деятельность в направлении, важном и полезном для социально-экономического развития региона и страны в целом.
Бескризисное функционирование предприятия в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры требует мгновенной реакции руководителя при появлении любого негативного симптома в состоянии подведомственного ему хозяйствующего субъекта. С этой целью разумно иметь банк профилактических мер, рекомендуемых к применению в конкретных обстоятельствах.
Для смягчения социальных последствий банкротства предприятий разрабатываются федеральные, региональные отраслевые и, муниципальные государственные программы занятости, которые предусматривают разнообразные меры, направленные на преодоления данных последствий.
Вопросы для самопроверки
1. Как взаимосвязаны банкротство предприятий и рыночная экономика?
2. Как отличить состояние банкротства у предприятий от состояния временной неплатежеспособности?
3. Какие принято различать виды неплатежеспособности предприятий?
4. Явление банкротства у предприятия — случайность или закономерность? Можно ли избежать состояния банкротства у предприятий?
5. Какие различают виды банкротства предприятия?
6. Какими признаками определяется глубина банкротства предприятия?
7. Какие существуют внешние признаки предприятия-банкрота?
8. Как определена в законодательстве суть несостоятельности предприятия?
9. В чем состоит практическое значение банкротства предприятий для общественного развития?

31
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Тема 4. Юридические процедуры банкротства
4.1.
Законодательная база банкротства
4.2.
Меры, применяемые к предприятиям-банкротам
4.3.
Пессимистический путь решения судьбы предприятия
4.4.
Оптимистический путь решения проблемы преодоления кризисного состояния предприятия
Тезисы: Какие акты имеет законодательство о банкротстве? Какие существуют проблемы
применения законодательства о банкротстве? На кого распространяется действие
Федерального закона о несостоятельности (банкротстве)? Каковы основания для
возбуждения дела о банкротстве? Что такое досудебная санация, наблюдение, финансовое
оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение?
Существуют ли особенности банкротства отдельных категорий предприятий?
4.1. Законодательная база банкротства
Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ.
Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Но в ней есть нормы, положенные в основу Закона о банкротстве. Например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.
Гражданский кодекс РФ — основной правовой акт отраслевого законодательства, содержащий общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. В частности, в ч. 4 ст. 61 ГК РФ банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликвидации. Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, связанные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данные статьи предусматривают принятие специального закона о несостоятельности (банкротстве).
Закон о несостоятельности (банкротстве) — основной нормативный правовой акт, направленный на комплексное нормативное Регулирование института несостоятельности
(банкротства) в РФ.
Существуют подзаконные нормативные правовые акты, в частности постановления
Правительства РФ и его исполнительных подразделений.
Развитие законодательства о банкротстве в России. Закон 1992 г. легко критиковать. Он имел явную направленность на сохранение должника