Файл: Жизнь и творчество М. А. Врубеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Индивидуальный проект


по

История




название предмета



Тема:

Жизнь и творчество М. А. Врубеля
















тема работы




Выполнил(а) студент(ка)

1

курса, группы

2109-0900










Марченко Александра Александровна




фамилия имя отчество


Руководитель работы

не заполнять




ученая степень, звание, фамилия и инициалы руководителя
индивидуального проекта




Рецензия































актуальность, цели, достоинства и недостатки проекта, оценка в баллах
















Проверил













Оценка. Подпись руководителя работы







«____» ____________ 202___ г.



Пермь 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………………….…..

3

1 БИОГРАФИЯ И РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО……………….………….

4

1.1 Киевский период…………………………………………….………….

9

1.2 Мамонтовский период…………………………………….....................

10

2 ПОЗДНИЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА…………………………………….

13

2.1 Образ демона в творчестве М. А. Врубеля………………....................

13

2.2 Позднее творчество……………………………………………....……..

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……...

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………….…….

19

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….…..

21














ВВЕДЕНИЕ
«Если сравнивать живопись с музыкой, то Михаил Врубель, определенно, рок-звезда, человек, способный испытывать глубочайшие эмоции и выражать их в искусстве. Он был необыкновенным новатором и, можно сказать, открыл дверь таким явлениям, как «Черный квадрат» Малевича и кубизм»1. Пабло Пикассо был в свое время просто околдован картинами Врубеля и испытывал его огромное влияние. Это влияние в разной мере испытали и практически все крупные русские художники XX века2. Пожалуй, не существовало больше ни одного выдающегося художника рубежа XIX–XX столетия, отобразившего с такой же выразительностью и глубиной метафизические искания своего времени. Он, как никто другой, умел раскрывать суть и значимость изображаемого посредством необычайно утончённого и сложного пластического языка. Философские идеи и мировоззренческие концепции эпохи, последовавшей вслед за бурным периодом модернизации во всех сферах общественной жизни, чутко воспринимались художником и находили своё воплощение в его многогранном творчестве. Принято считать, что через такие талантливые и чувствительные натуры, как Врубель, историческое время говорит и свидетельствует о самом себе для других поколений. Для современников же эти свидетельства времени, записанные образным языком художественной метафоры, чаще всего, остаются невостребованными и непонятыми
3.

Подлинный выразитель чаяний своего времени, Михаил Врубель призывал деятелей культуры «будить… от мелочей будничного величавыми образами» из мира мечты, из светлой грёзы, из грядущего «завтра», исполненного, как тогда казалось, величественной красоты и гармонии. Это стало не только потребностью современника той сложной эпохи в переосмыслении своего места в меняющейся социокультурной среде, не только возможностью разобраться в себе и окружающем мире, а подчас и модой, поветрием времени, способом отчуждения от унылой повседневности и однообразия.

Актуальность данной работы заключается в том, что творчеству Врубеля свойственны столь напряженные усилия в области формообразования, в становлении структуры изобразительно-композиционного континуума, что исследователь оказывается перед нерешенными проблемами общетеоретического характера, перед необходимостью строить теоретические гипотезы, создавать методологические модели. В связи с этим, актуальность исследования не только в том, что ставится задача найти инновационные подходы к изучению творчества столь значимой в истории отечественного искусства личности, как Врубель, но и в том, что эти подходы основаны на концептуальных моделях исследования, которые, могут быть применены и для изучения творчества других мастеров, как отечественных, так и зарубежных.

Творчеству Врубеля посвящено значительное число отечественных работ, как монографического характера, так и рассматривающих его в контексте истории русского искусства. Но среди всех этих работ нет таких, которые бы были специально посвящены творческому методу Врубеля.

Объектом исследования является личность М. А. Врубеля и значимость его работ в русском искусстве

Предметом выступает биография и этапы творческого развития художника

Целью работы является анализ этапов становления М. А. Врубеля и развитие его индивидуального художественного языка

Для достижения данной цели поставлен следующий ряд задач:

  1. Рассказать о биографии Врубеля поэтапно.

  2. Исследовать творчество Врубеля и выявить особенности развития творчества и поиски индивидуального стиля

  3. Раскрыть тему Демона

  4. Рассмотреть позднее творчество Михаила Александровича Врубеля и выделить яркие моменты.


В данной научной работе используются следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ, аналогия

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованных источников и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается поэтапно биография М. А. Врубеля, а именно как происходило раннее становление великого художника и менялись взгляды на выражение оттенков и форм

Во второй главе проанализировано позднее творчество М. А. Врубеля и последние годы жизни, влияние на современников, поиск индивидуального стиля, детально рассмотрен образ Демона и других значимых работ.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
1 БИОГРАФИЯ И РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его отец был военным. Как и все семьи военных, они постоянно переезжали. Мать Михаила Врубеля умерла в 1859 году от чахотки, но Бог дал ему другую опору — вторая супруга отца сумела создать в семье атмосферу гармонии. У Михаила были душевные взаимоотношения с сестрой, которая оставалась его путеводной звездой на протяжении жизни.

Пятилетним ребенком он начал рисовать и не бросал карандаша и кисти в продолжение гимназических и университетских лет. Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В следующем году, живя с семьей в Саратове, маленький Врубель брал уроки рисования у преподавателя местной гимназии, затем посещал Одесскую школу рисования.

Повзрослев, Михаил уехал в Петербург учиться на юриста. Они с сестрой много переписывались. Врубель был безумно увлекающейся натурой, увлекался по щелчку — но иногда этот тумблер также внезапно поворачивался в сторону отключения.

Одно увлечение сменялось другим, пока его сердце не захватила живопись. В 24 года дипломированный юрист вдруг понял, что хочет писать картины. К нашей удаче, Врубель-старший принял выбор Михаила, и тот поступил в Академию художеств.

Уже на первом курсе студент стал писать работы огромной силы. Достаточно только взглянуть на их невероятные формы и колорит, чтобы сразу понять: это художник от Бога.


В Академии Врубель учился вместе с Валентином Серовым, и у них был прекрасный учитель: художник и педагог Павел Петрович Чистяков. Врубель говорил так о своем великом учителе: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено»1.

Чистяков учил, что все формы вокруг — это плоскости, которые соединяются под разным углом. Любой предмет, живой или неживой, можно разбить на них, чтобы создать некую граненую структуру. Затем на этот «скелет» нужно нарастить «мышцы»: скруглить углы и получить необходимую форму.

Врубель же решил ничего не сглаживать. Он стал рисовать словно бы обнаженный каркас, основу предмета. Так появился его собственный художественный язык. Врубель мог разделить на грани банальную композицию и сделать из скучного этюда феерию формы. Например, на картине «Натюрморт. Ткани» с помощью плоскостей все разделено так, что простая ткань выглядит как граненая кристаллообразная поверхность, усиленная тенью. Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса», которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвет. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто - трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это «Гамлет и Офелия».

В этой картине впервые в творчестве Врубеля возникает характерное для художника соотнесение себя и своего поколения с вечными образами мировой литературы.

В неоконченной акварели «Пирующие римляне» при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода.

В Академии художник пробыл 4 года, в течение которых его работы были отмечены несколькими медалями. Но широкой публике его работы стали известны гораздо позднее. Лишь после демонстрации в 1896 году больших панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» врубелевские полотна оказались в центре общественного внимания, причем внимания пристрастного.

1896 год, когда вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой. В наступающей тьме безумия художник верил в возвращение света, в новую зарю творчества.