Файл: Финансовая система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Эта служба представляет собой совершенно особый элемент в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении Председателя Правительства РФ. Новому регулятору были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Министерства финансов РФ к ФСФР перешли функции по контролю и надзору за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, от ликвидированного Министерства по антимонопольной политике РФ – контроль за товарными биржами и срочным рынком, от Министерства труда и социального развития РФ – надзор за негосударственными пенсионными фондами.

ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Для этого службе переданы территориальные органы упраздненной ФКЦБ.

Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», от 30 июня 2004 г. № 317 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» и редакция от 29 июня 2004 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг» содержит краткий перечень функций регулятора финансового рынка, к которым относятся следующие:

1) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

2) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;

3) осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов.


До предполагаемого внесения изменений в действующее законодательство на Федеральную службу по финансовым рынкам возлагаются также функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Дополнительно ФСФР обеспечивает:

– обобщение практики применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и внесение в Правительство РФ предложений по его совершенствованию;

– разработку в установленном порядке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

– организацию исследований по вопросам развития финансовых рынков. Создание в России системы регулирования рынка, основанной на идее мегарегулирования, является закономерным итогом формирования финансового рынка, имеющего высокую степень централизации. В данном случае введение единого контролирующего органа видится специалистами как оправданный шаг. Если говорить о мировом опыте, то мы не найдем единого подхода к построению системы регулирования финансового рынка. Например, в шести странах ЕС (во Франции, в Испании, Португалии, Италии, Ереции и Нидерландах) регулирование осуществляет независимый орган, занимающийся исключительно надзором за биржами и действующий по модели американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC – Securities and Exchange Commission). В восьми странах (Великобритании, Бельгии, Люксембурге, Еермании, Австрии, Дании, Швеции и Финляндии) эту функцию выполняет мегарегулятор.

Раздел 3. Финансирование и кредитование капитальных вложений


Тема 3.1. Капитальные вложения









      1. Основные понятия финансирования и кредитования капитальных вложений.

      2. Структура капитальных вложений

      3. Источники формирования средств на капитальные вложения

      4. Принципы краткосрочного и долгосрочного кредитования. Виды долгосрочных кредитов. Обязательные условия долгосрочного кредитования.

Капитальные вложения затраты труда, материально-технических ресурсов, денежных средств на воспроизводство основных фондов.

Капитальные вложения — одна из важнейших форм накопления капитала. От динамики и структуры капиталовложений зависят темпы развития страны, ход экономического цикла и т.д.

Капитальные вложения осуществляются за счёт фонда накопления национального дохода и части амортизационных отчислений (более 40% общей суммы), планируются и учитываются в сметных ценах.

Капитальные вложения и ввод в действие основных фондов обеспечивают поддержание действующих мощностей и возмещение выбывающих основных фондов (простое воспроизводство) и их прирост (расширенное воспроизводство).

Расширенное воспроизводство основных фондов производственного назначения осуществляется в форме строительства новых, реконструкции и расширения действующих предприятий и их технического перевооружения.

Путем капитальных вложений создаются основные фонды. Их размер, структура и размещение создают базу, которая существенно влияет на объем продукции, ее качество и ассортимент, на возможности дальнейшего развития производства.

Освоенные капитальные вложения, как правило, используются в течение длительного времени: здания служат 20—100 лет, машины и оборудование — 3—10 и более лет. Таким образом, основные фонды в значительной степени характеризуют состояние техники и технологии на момент осуществления капитальных вложений. Непродуманное осуществление капитальных вложений может неблагоприятно сказаться на техническом развитии и совершенствовании технологии, поскольку в будущем могут потребоваться значительные средства на реконструкцию и модернизацию основных фондов.

Часть вновь полученных средств (чистого дохода) общество не использует непосредственно на потребление, а расходует на создание новых сооружений, машин и оборудования, которые окупятся и станут приносить пользу обществу лишь в будущем. Чтобы капитальные вложения были эффективными, вложенные средства должны вернуться в большем объеме. С этой точки зрения капитальные вложения должны обеспечивать все более полное удовлетворение потребностей общества и создавать условия для получения общественного продукта с приемлемой потребителю стоимостью при наименьших затратах общественного труда. Эти требования в полной мере справедливы как для всего народного хозяйства, так и для отдельных предприятий.


Средства, находящиеся в распоряжении общества, ограничены и могут быть использованы по-разному. Возможные варианты их использования, как правило, отличаются различной капиталоемкостью и дают различную прибыль. С экономической точки зрения предпочтение следует отдать тому варианту, который дает оптимальный требуемый эффект.

При осуществлении капитальных вложений экономические критерии являются важными, но не единственными. Например, капитальные вложения, направляемые на улучшение окружающей среды, служат сохранению определенных производственных факторов и т. п. В подобных случаях капитальные вложения следует оценивать в соответствии с внеэкономическими критериями.

Знание и анализ потребностей в ресурсах для производства отдельных видов продукции позволяют выбрать тот или иной вариант капитальных вложений и определить отрасли, в которых имеющиеся в распоряжении ресурсы можно использовать с наибольшей отдачей.

Экономические условия и природную среду изменить очень сложно. Относительно легко изменяемыми секторами являются прежде всего труд и средства производства. В качестве объектов капитальных вложений при расчете экономической эффективности рассматривают землю, труд и средства производства. Каждый из этих факторов можно рассматривать в отдельности или в комплексе.

 Цель использования капитальных вложений состоит в том, чтобы достигнуть (после их освоения) более полного удовлетворения потребностей общества. Это основное требование, из которого следует исходить при решении вопроса о целесообразности дополнительных капитальных вложений. В систему ранее использовавшихся средств производства вводят новые средства производства, для формирования которых были сделаны определенные затраты (труд, финансовые средства), и, естественно, выдвигается требование, чтобы эти затраты окупились в максимальной степени.

Капитальные вложения можно использовать по-разному. Можно направлять капитальные вложения на повышение плодородия земель, приобретение машин, оборудования, строительство зданий и пр.

В зависимости от функций, выполняемых в производственном процессе, капитальные вложения подразделяются на:

- направляемые на замену живого труда;

- направляемые на интенсификацию производства;

- направляемые на улучшение условий производства и труда.

Капитальные вложения, направленные на
замену живого труда, позволяют экономить последний. К этой группе можно отнести капитальные вложения на приобретение машин и оборудования. Машины заменяют живой труд, позволяют повышать производительность. В большинстве случаев объем производства не увеличивается, однако такие капиталовложения могут оказывать интенсифицирующее влияние (например, в результате снижения потерь, увеличения объема продукции за счет своевременного проведения необходимых операций и пр.).

Капитальные вложения, направленные на интенсификацию производства, непосредственно ведут к увеличению объема производства. Сюда можно отнести затраты на некоторые строительные работы, например на сооружение теплиц, приобретение емкостей для нефтепродуктов и т.п. Эти капитальные вложения с точки зрения современных требований весьма необходимы.

В третью группу относят капитальные вложения, результат применения которых по отношению к производству называют косвенным. Они необходимы в современном производственном процессе, но сами по себе не способствуют ни повышению объема производства, ни увеличению производительности труда. Сюда относятся, например, производственные помещения. Без них невозможно то или иное производство, хотя сами по себе постройки, как правило, не оказывают интенсифицирующего влияния на производственный процесс и не способствуют повышению производительности труда. И лишь внутреннее оснащение сооружений, их расположение и соответствующая подготовка могут способствовать повышению производительности труда.

Приведенное деление является относительным. Как правило, нельзя провести четкую линию между отдельными эффектами капитальных вложений.

Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции (капитальные вложения).

Прямые инвестиции представляют собой затраты на создание новых объектов основного капитала, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих. Соотношение затрат по этим направлениям называют воспроизводственной структурой прямых инвестиций.

К новому строительству относятся затраты по сооружению объектов на новых площадках.

Под расширением понимается строительство вторых и последующих очередей предприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, а также сооружение новых либо расширение существующих цехов основного назначения.