ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
-
как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценивание по отношению к золоту; -
как любое обесценивание бумажных денег; -
как повышение общего уровня цен; -
как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Виды и формы инфляции | |||
1) по степени проявления | 2) по способам возникновения | 3)по формам проявления | |
| -административная; -инфляция издержек; -инфляция спроса; -инфляция предложения; -импортируемая инфляция; -кредитная инфляция. | -открытая -скрытая(подавленная). | |
Особенностью российской инфляции являлось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке.
Существует два типа инфляции: открытая и подавленная. Открытая инфляция разворачивается на рынках, где действуют свободные цены .При подавленной инфляции ситуация складывается иначе.
Основными формами стабилизации денежного обращения, зависящими от состояния инфляционных процессов, являются денежные реформы и антиинфляционная политика.
Денежные реформы. Они проводились в условиях металлического денежного обращения — при серебряном или золотом стандарте, а также после Второй мировой войны, когда действовал золотодевизный, или золотодолларовый, стандарт.
Реставрация — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.
Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны — официального валютного курса к доллару США.
Деноминация — метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.
Дефляционная политика — это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т.п.
Тема 1.2. Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.
-
Социально-экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов. Денежные отношения и финансовые отношения -
Финансовая система. Ее структура -
Управление финансами -
Финансовая политика -
Финансовый контроль. Сущность, виды, формы, методы
2.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов. Денежные отношения и финансовые отношения
Финансы зародились с появлением государства. Термин «finansia» возник 13-15 вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и гос. фондом денежных средств.
Возникновение финансов обусловлено тремя причинами:
-
становление государства и отделение казны монарха от казны государства; -
формирование и исполнение бюджета на постоянной основе; -
переход к денежной форме взимания налогов.
Финансы– это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных доходов в форме фондов денежных средств у государства, населения, субъектов хозяйствования.
Признаки финансов:
-
субъекты финансовых отношений обладают разными правами в процессе этих отношений: одни из них (гос-во) имеет особые полномочия; -
в процессе отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет; -
денежный характер отношений. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам и сборам, и другим платежам принудительного характера.
Роль финансов состоит в распределении и перераспределении стоимости созданного продукта в денежной форме между субъектами хозяйствования и распоряжении данными средствами.
Функции финансов:
1. Распределительная – распределение национального дохода между субъектами экономики, т.е. формирование первичных доходов. К ним относятся: заработная плата работников сферы материального производства, доходы предприятий сферы материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода:
2. Контрольная функция – заключается в контроле над распределением ВНП по соответствующим фондам и расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, проверке соблюдения норм и законов в финансовой среде.
3. Стимулирующая – государство оказывает влияние путем финансовых рычагов (бюджета, льгот, цен и т.д.)
Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Экономические субъекты вступают друг с другом в финансовые отношения:
-
с органами гос. управления по платежам (пошлины, сборы); -
с органами налоговой службы; -
с органами муниципального управления (приватизация, аренда); -
со страховыми компаниями; -
с негосударственными пенсионными фондами; -
с финансовыми и финансово-кредитными хоз. субъектами (купля-продажа ц/б); -
с хоз. субъектами (выплата з/п, долевое участие в совместной деятельности); -
с другими гражданами (при купле-продаже имущества).
Основные связи в рамках выполнения финансами своих функций:
-
государством, населением и предприятиями (формирование внебюджетного фонда и части госбюджета); -
государство и населением (распределение национального дохода); -
отношения в рамках бюджетной системы между ее звеньями (формирование и распределение централизованных денежных средств и фондов накопления); -
отношения между государством, хоз. субъектом и гражданами (образование децентрализованных фондов денежных средств и доходов населения).
2.2Финансовая система. Ее структура
Финансовая система – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т.е. реализуются функции финансов.
Финансовая система | |||
Государственные и муниципальные финансы | Финансы хоз. субъектов | Финансы граждан | |
|
|
| |
2.3Управление финансами
Управление финансами - это совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение, развитие финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
Уровни управления финансами:
общегосударственный
федеральные
уровень субъектов федерации
местный уровень
негосударственный
уровень корпорации
уровень предприятия
внутрихозяйственный уровень
Методами и формами управления финансами служат:
-
финансовое планирование; -
прогнозирование; -
программирование; -
финансовое регулирование; -
финансовый контроль; -
принятие финансового законодательства; -
система методов мобилизации финансовых ресурсов.
Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:
-
Президент РФ; -
Парламент РФ; -
Правительство РФ; -
Министерство; -
Федеральная комиссия по ценным бумагам; -
Система Центрального банка; -
Счетная палата РФ.
2.4 Финансовая политика
Финансовая политика – это совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов. Направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Задачи ФП:
-
создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности; -
определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов; -
повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества.
2.5 Финансовый контроль. Сущность, виды, формы, методы
Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.
Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий.
Выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:
-
предварительный; -
текущий; -
последующий.
Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории.
Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля.
Выделяют 3 основные категории:
-
методы, которые связаны с проверкой документов; -
методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы; -
методы, которые связаны с проверкой компетенций.
Тема 1.3. Государственные финансы.
-
Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства -
Состав и структура расходов федерального бюджета -
Состав и структура доходов федерального бюджета -
Бюджетный дефицит и методы его финансирования -
Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. Управление государственным кредитом. Российская Федерация как заемщик, гарант и кредитор. -
Понятие бюджетного планирования, бюджетного процесса, основы и принципы его организации методы его финансирования в России -
Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований. Состав территориальных финансовых ресурсов. Законодательная основа территориальных финансов -
Внебюджетные фонды Российской Федерации. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов -
Экономические основы и принципы социального обеспечения -
Государственные пенсии, социальные пособия
Бюджет– это экономическая форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет – основной финансовый план государства.
Сущность бюджета проявляется в его функциях. Функции бюджета:
-
аккумуляция денежных средств физических и юридических лиц; -
финансирование основных функций государства; -
распределительная или регулирующая функция. Заключается в распределении и перераспределении финансовых ресурсов государства по отраслям экономики и сферам экономической деятельности государства.
Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней, основанная на экономических отношениях и принципах их единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.