ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы построения бюджетной системы:
-
единства; -
полноты; -
реальности; -
гласности; -
самостоятельности.
В бюджетную систему РФ входят: федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ, 55 бюджетов краев и областей, 2 бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга и множество муниципальных бюджетов.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.
К межбюджетным отношения относят предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии, и др.)
Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны. В Росси федеративное (объединенное, союзное) государство - бюджетная система которого состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Бюджетный процесс-это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики государства.
Участники бюджетного процесса:
-
представительные органы власти; -
исполнительные органы власти; -
Банк России совместно с Правительством России; -
главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств; -
распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями; -
бюджетополучатель (бюджетное учреждение); -
контрольно-счетные органы;
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.
Доходы федерального бюджета | Налоговые доходы | Неналоговые доходы |
|
|
|
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами – с другой стороны в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:
-
содержание органов государственной власти РФ; -
осуществление экономической деятельности РФ; -
оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; -
обустройство государственной границы; -
финансирование фундаментальной науки; -
образование государственных материальных и финансовых резервов; -
регулирование финансового потенциала субъектов РФ; -
погашение и обслуживание государственного долга и др. расходы, предусмотренные в федеральном бюджете на год.
За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:
-
на социально-культурные мероприятия и науку; -
развитие экономики; -
правоохранительную деятельность; и другие мероприятия.
Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и ссуды (внутренние - бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям, инвестиционные кредиты и внешние – государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам).
Роль расходов в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей хозяйства и социальной сферы.
Текущие затраты:
-
содержание органов государственной власти и управления; -
содержание правоохранительных органов; -
текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; -
бюджетные ссуды на текущие расходы и др.
Расходы капитального характера:
-
новое строительство -
развитие объектов государственной и муниципальной собственности -
реконструкция и др.
Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами.
Профицит - наоборот превышение доходами бюджета над расходами.
Сбалансированность – расходная и доходная части бюджета равны.
Специфика внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
Источники формирования фондов – специальные налоги и сборы, ассигнования из центрального и местного бюджетов, специальные займы, добровольные поступления.
Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, соц.обеспечение, охрану здоровья и мед.помощь.
В состав гос.соц. внебюджетных фондов РФ входят:
-
Пенсионный фонд РФ (ПФР) -
Фонд социального страхования РФ (ФСС) -
Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. (ОМС)
Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.
ПФР – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. На его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.
Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса) Сумма налога определяется налогоплательщиком как процентная доля налоговой базы. В доходы ПФР поступают также:
-
средства федерального бюджета -
средства фонда соц.страхования -
доходы от обслуживания счетов ПФР банками; -
пени и финансовые санкции; -
добровольные взносы; -
покупка ценных бумаг, инвестиций.
Средства ПФР направляются на выплаты гос. пенсий. пособий на детей, одиноким матерям, чернобыльцам, ВИЧ инфицированным.
ФСС - централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин, не участвующих в трудовом процессе. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92г. и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94г.
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Осн. задачи ФСС:
-
обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, погребении, на санаторно-курортное лечение и др. цели гос.соц. страхования предусмотренные законодательном. -
Участие в разработке и реализации гос. программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию соц. Страхования. -
Обеспечение финансовой устойчивости ФСС
Средства образования: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, доход от инвестирования части временно свободных средств ФСС; добровольные взносы.
Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса).
В расходах основной удельный вес приходится на выплату пособий и санаторно-курортное лечение.
Фонд ОМС – централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения.
Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91 №1499-1 ( введен в полном объеме с 1 января 1993 года). ОМС – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
Основные задачи:
-
обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» -
обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС в субъектах РФ -
обеспечение прав граждан в системе ОМС -
участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Денежные средства образуются за счет:
-
части страховых взносов предприятий, организаций, хоз. Субъектов на обязательное мед. страхование в размере, установленном законодательством. -
Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорной основе -
Ассигнований из федерального бюджета -
Добровольные взносы -
Доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда.
Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса).
Тема 1.4. Финансы предприятий различных форм собственности
-
Сущность и функции финансов коммерческих предприятий и организаций. -
Принципы организации финансов предприятия. -
Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия. -
Выручка от реализации продукции. Понятие амортизации и ускоренной амортизации. -
Основные и оборотные средства, нематериальные активы: понятие и общая характеристика. -
Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия. Распределение прибыли предприятия. Виды рентабельности. -
Характеристика и методики расчета основных показателей финансового состояния предприятия. -
Особенности финансовой деятельности при различных организационно- правовых формах хозяйствования. -
Финансовое планирование: сущность и содержание -
Финансовые аспекты составления бизнес-плана.