Файл: Финансовая система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принципы построения бюджетной системы:

  • единства;

  • полноты;

  • реальности;

  • гласности;

  • самостоятельности.

В бюджетную систему РФ входят: федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов РФ, 55 бюджетов краев и областей, 2 бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга и множество муниципальных бюджетов.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

К межбюджетным отношения относят предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии, и др.)

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны. В Росси федеративное (объединенное, союзное) государство - бюджетная система которого состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Бюджетный процесс-это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики государства.

Участники бюджетного процесса:

  1. представительные органы власти;

  2. исполнительные органы власти;

  3. Банк России совместно с Правительством России;

  4. главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств;

  5. распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями;

  6. бюджетополучатель (бюджетное учреждение);

  7. контрольно-счетные органы;

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Доходы федерального бюджета

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

  • налоговые доходы федерального бюджета

  • неналоговые доходы

  • доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

  • Прибыль банка России

  • Доходы от ВЭД

  • Доходы от реализации государственных запасов и резервов

  • федеральные налоги и сборы;

  • таможенные пошлины, сборы и другие платежи;

  • государственная пошлина

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями находящихся в ведении этих органов власти;

  • доходов от продаж имущества, находящегося в государственной собственности;

  • -части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах устанавливаемых Правительством РФ


Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами – с другой стороны в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших – финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

  • содержание органов государственной власти РФ;

  • осуществление экономической деятельности РФ;

  • оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

  • обустройство государственной границы;

  • финансирование фундаментальной науки;

  • образование государственных материальных и финансовых резервов;

  • регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

  • погашение и обслуживание государственного долга и др. расходы, предусмотренные в федеральном бюджете на год.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:

  • на социально-культурные мероприятия и науку;

  • развитие экономики;

  • правоохранительную деятельность; и другие мероприятия.

Расходы бюджета подразделяются на собственно расходы и ссуды (внутренние - бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям, инвестиционные кредиты и внешние – государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам).

Роль расходов в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей хозяйства и социальной сферы.

Текущие затраты:

  • содержание органов государственной власти и управления;

  • содержание правоохранительных органов;

  • текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

  • бюджетные ссуды на текущие расходы и др.

Расходы капитального характера:

  • новое строительство

  • развитие объектов государственной и муниципальной собственности

  • реконструкция и др.

Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами.

Профицит - наоборот превышение доходами бюджета над расходами.

Сбалансированность – расходная и доходная части бюджета равны.


Специфика внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.

Источники формирования фондов – специальные налоги и сборы, ассигнования из центрального и местного бюджетов, специальные займы, добровольные поступления.

Государственные социальные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, соц.обеспечение, охрану здоровья и мед.помощь.

В состав гос.соц. внебюджетных фондов РФ входят:

  1. Пенсионный фонд РФ (ПФР)

  2. Фонд социального страхования РФ (ФСС)

  3. Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. (ОМС)

Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством.

ПФР – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. На его долю приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса) Сумма налога определяется налогоплательщиком как процентная доля налоговой базы. В доходы ПФР поступают также:

  • средства федерального бюджета

  • средства фонда соц.страхования

  • доходы от обслуживания счетов ПФР банками;

  • пени и финансовые санкции;

  • добровольные взносы;

  • покупка ценных бумаг, инвестиций.

Средства ПФР направляются на выплаты гос. пенсий. пособий на детей, одиноким матерям, чернобыльцам, ВИЧ инфицированным.

ФСС - централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу. Способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин, не участвующих в трудовом процессе. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.92г. и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.94г.

Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.


Осн. задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, погребении, на санаторно-курортное лечение и др. цели гос.соц. страхования предусмотренные законодательном.

  • Участие в разработке и реализации гос. программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию соц. Страхования.

  • Обеспечение финансовой устойчивости ФСС

Средства образования: страховые взносы работодателей; страховые взносы граждан, доход от инвестирования части временно свободных средств ФСС; добровольные взносы.

Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса).

В расходах основной удельный вес приходится на выплату пособий и санаторно-курортное лечение.

Фонд ОМС – централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения.


Система медицинского страхования была введена Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91 №1499-1 ( введен в полном объеме с 1 января 1993 года). ОМС – составная часть государственного социального страхования, оно призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

Основные задачи:

  • обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ»

  • обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС в субъектах РФ

  • обеспечение прав граждан в системе ОМС

  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.

Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Денежные средства образуются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, хоз. Субъектов на обязательное мед. страхование в размере, установленном законодательством.

  • Взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорной основе

  • Ассигнований из федерального бюджета

  • Добровольные взносы

  • Доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда.

Основной источник доходов – поступление единого социального налога (взноса).

Тема 1.4. Финансы предприятий различных форм собственности

      1. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий и организаций.

      2. Принципы организации финансов предприятия.

      3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия.

      4. Выручка от реализации продукции. Понятие амортизации и ускоренной амортизации.

      5. Основные и оборотные средства, нематериальные активы: понятие и общая характеристика.

      6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия. Распределение прибыли предприятия. Виды рентабельности.

      7. Характеристика и методики расчета основных показателей финансового состояния предприятия.

      8. Особенности финансовой деятельности при различных организационно- правовых формах хозяйствования.

      9. Финансовое планирование: сущность и содержание

      10. Финансовые аспекты составления бизнес-плана.